город Москва |
|
02 февраля 2022 г. |
Дело N А40-5053/21-93-29 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "УК "Терра Эссет Менеджмент" Д.У. ЗПИФ комбинированный "Лэнд Девелопмент": Кривошеина Б.В. (дов. от 30.10.2020 г.);
от истца (заявителя) ООО "УК "Инновационный капитал" Д.У. ЗПИФ комбинированный "Лэнд Девелопмент": Кривошеина Б.В. (дов. N 02/08/21-3 от 02.08.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: не явились, извещены;
рассмотрев 26 января 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 30 апреля 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2021 г.
по делу N А40-5053/21-93-29
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Терра Эссет менеджмент" Доверительный управляющий Закрытого паевого инвестиционного фонда комбинированного "Лэнд Девелопмент"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ: владельцам инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного фонда комбинированный "Лэнд Девелопмент" под доверительным управлением общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Терра Эссет менеджмент" (далее - ООО "УК "Терра Эссет Менеджмент" Д.У. ЗПИФ комбинированный "Лэнд Девелопмент", общество, заявитель) на праве общей долевой собственности принадлежит объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером 50:26:0180609:103, площадью 5604 +/- 26 кв.м, расположенный по адресу: г. Москва, пос. Первомайское, д. Каменка (далее - земельный участок).
Поскольку объект недвижимости - земельный участок по условиям договора аренды от 17 октября 2018 г. N 1 передан в аренду некоммерческому партнерству землевладельцев и домовладельцев коттеджного поселка "Каменка", согласием от 30 апреля 2020 г. партнерство согласилось с разделом объекта недвижимости.
30 апреля 2020 г. заявителем было принято решение N 2020-04-30-08 о разделе земельного участка с кадастровым номером 50:26:0180609:103 на следующие земельные участки:
- земельный участок с разрешенным видом использования "под застройку жилыми зданиями, объектами культурно-бытового и социального назначения", категория земель "земли населенных пунктов", площадью 2 680 кв.м;
- земельный участок с разрешенным видом использования "под застройку жилыми зданиями, объектами культурно-бытового и социального назначения", категория земель "земли населенных пунктов", площадью 299 кв.м;
- земельный участок с разрешенным видом использования "под застройку жилыми зданиями, объектами культурно-бытового и социального назначения", категория земель "земли населенных пунктов", площадью 220 кв.м;
- земельный участок с разрешенным видом использования "под застройку жилыми зданиями, объектами культурно-бытового и социального назначения", категория земель "земли населенных пунктов", площадью 368 кв.м;
- земельный участок с разрешенным видом использования "под застройку жилыми зданиями, объектами культурно-бытового и социального назначения", категория земель "земли населенных пунктов", площадью 489 кв.м;
- земельный участок с разрешенным видом использования "под застройку жилыми зданиями, объектами культурно-бытового и социального назначения", категория земель "земли населенных пунктов", площадью 1 103 кв.м;
- земельный участок с разрешенным видом использования "под застройку жилыми зданиями, объектами культурно-бытового и социального назначения", категория земель "земли населенных пунктов", площадью 445 кв.м.
Также принято решение прекратить право собственности на земельный участок площадью 5 604 кв.м с кадастровым номером 50:26:0180609:103 и зарегистрировать право собственности на вновь образованные земельные участки.
19 октября 2020 г. ООО "УК "Терра Эссет Менеджмент" Д.У. ЗПИФ комбинированный "Лэнд Девелопмент" через многофункциональный центр (далее - МФЦ) обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, регистрационный орган) с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и государственной регистрацией права на недвижимое имущество N КУВД-001/2020-20077289, N PKPVDMFC-2020-10-19-182501.
Уведомлением от 02 ноября 2020 г. N КУВД-001/2020-20077289, N PKPVDMFC-2020-10-19-182501 заявителю было сообщено о приостановлении регистрационных действий в отношении земельного участка в соответствии с пунктами 5, 7, 20, 21, 26 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) на срок до 02 февраля 2021 г., с указанием на то, что не будет обеспечен доступ к образуемому земельному участку; в межевом плане неверно проведено наименование системы координат; образующиеся объекты недвижимости не совпадают с исходными; неверно указаны сведения о реестровом номере границ зоны с особыми условиями использования территорий; графическая части межевого плана оформлена без применения специальных условных знаков; неверно приведено обозначение земельных участков в пределах указанной территории; электронный образ документа должен обеспечивать визуальную идентичность его бумажному оригиналу; заявление о государственной регистрации с оплаченной госпошлиной за каждый вновь образованный объект в регистрационный орган не представлен.
18 ноября 2020 г. заявитель через МФЦ обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о предоставлении дополнительных документов - переработанного межевого плана с учетом замечаний, изложенных в уведомлении о приостановлении.
Уведомлением от 26 ноября 2020 г. N КУВД-001/2020-20077289/2 Управление Росреестра по Москве сообщило заявителю о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.
02 декабря 2020 г. апелляционной комиссией по заявлению ООО "УК "Терра Эссет Менеджмент" ДУ ЗПИФ комбинированный "Лэнд Девелопмент" от 16 ноября 2020 г. N 77/20-1139 принято решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении.
Поскольку причины, препятствующие проведению государственной регистрации, заявителем не были устранены, Управление Росреестра по Москве уведомлением от 02 февраля 2021 г. N КУВД-001/2020-20077289/4 отказало в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на основании статьи 27 Закона о государственной регистрации.
Считая свои права нарушенными, ООО "УК "Терра Эссет Менеджмент" ДУ ЗПИФ комбинированный "Лэнд Девелопмент" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании указанного отказа незаконным и обязании Управление Росреестра по Москве осуществить действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:26:0180609:103, расположенного по адресу: г. Москва, пос. Первомайское, д. Каменка на основании заявления ООО "УК "Терра Эссет Менеджмент" ДУ ЗПИФ комбинированный "Лэнд Девелопмент" (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 апреля 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2021 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Москве просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на непредоставление обществом документов для осуществления регистрационных действий.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
18 ноября 2021 г. от ООО "УК "Терра Эссет Менеджмент" ДУ ЗПИФ комбинированный "Лэнд Девелопмент" через систему подачи "Мой арбитр" поступило ходатайство о замене стороны по делу в порядке процессуального правопреемства на акционерное общество "Управляющая компания "Инновационный капитал" (далее - АО "УК "Инновационный капитал"), в связи с заключением 09 июня 2021 г. между ООО "УК "Терра Эссет Менеджмент" и АО "УК "Инновационный капитал" договора N ЛД-01-2021 о передаче прав и обязанностей управляющей компании по договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом - ДУ ЗПИФ комбинированный "Лэнд Девелопмент".
В обоснование заявленного ходатайства представлен договор от 09 июня 2021 г. N ЛД-01-2021, выписка из реестра паевых инвестиционных фондов от 05 июля 2021 г. и выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 23 июля 2021 г. (далее - ЕГРН).
Представитель ООО "УК "Терра Эссет Менеджмент" и АО "УК "Инновационный капитал" в заседании кассационной инстанции данное ходатайство поддержал.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд кассационной инстанции находит его подлежащим удовлетворению, поскольку процессуальное правопреемство подтверждено документально.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "УК "Терра Эссет Менеджмент" Д.У. ЗПИФ комбинированный "Лэнд Девелопмент" и ООО "УК "Инновационный капитал" Д.У. ЗПИФ комбинированный "Лэнд Девелопмент" с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представитель Управления Росреестра по Москве в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Правовые основы деятельности инвестиционных фондов определены Федеральным законом от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Закон об инвестиционных фондах).
Под инвестиционным фондом в соответствии со статьей 1 Закона об инвестиционных фондах понимается находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления.
Под паевым инвестиционным фондом понимается обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией (абзац 1 пункта 1 статьи 10 Закона об инвестиционных фондах).
Из абзаца 2 пункта 1 статьи 10 Закона об инвестиционных фондах следует, что паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом.
В соответствии со статьей 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием возникновения доверительного управления является договор доверительного управления имуществом.
Договор доверительного управления недвижимым имуществом должен быть заключен в форме, предусмотренной для договора продажи недвижимого имущества. Передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество (пункт 2 статьи 1017 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Законом о государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации).
Статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемое решение не основано на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку заявителем были представлены все необходимые документы для принятия регистрирующим органом решения о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:26:0180609:103.
Отклоняя довод регистрационного органа, указанный в качестве причины приостановления и в последующем отказа в осуществлении государственной регистрации, о нарушении обществом положений пункта 26 статьи 26 Закона о государственной регистрации, а именно: доступ с земель общего пользования на образуемые земельные участки не будет обеспечен, суды указали на то, что доступ обеспечен через земельный участок с кадастровым номером 50:26:0180609:242, находящийся в собственности ЗПИФ комбинированный "Лэнд Девелопмент".
Согласие на предоставление доступа через земельный участок 50:26:0180609:242 включено в состав межевого плана, представленного в Управление Росреестра по Москве.
Судами также отклонены доводы регистрационного органа о том, что образующиеся объекты не совпадают с исходными, поскольку границы образуемых земельных участков были вычислены с учетом координат исходного земельного участка при помощи соответствующей программы, наличие пересечений программный комплекс не показывает.
Причина приостановления со ссылкой на нарушение пункта 72 Требований к подготовке межевого плана также признана судами необоснованной, поскольку регистратор не указал какой раздел/пункт межевого плана не соответствует закону и в чем состоит нарушение.
Судами также указано на отсутствие со стороны заявителя нарушений пункта 20 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости, поскольку обнаруженные точки относятся к смежному земельному участку с кадастровым номером 50:26:0180609:15, границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Координаты исходного земельного участка с кадастровым номером 50:26:0180609:103 не изменялись и соответствуют координатам, установленным ранее при первоначальной постановке на учет этого земельного участка.
Расхождение значений координат образуемого и смежного земельных участков составляет 0,01 м, что не превышает среднюю квадратическую погрешность положения характерных точек образуемого земельного участка.
Следовательно, расхождение значений координат находится в допустимых пределах и не должно препятствовать проведению кадастровых работ по разделу земельного участка.
Относительно указания Управления Росреестра по Москве на то, что заявителем нарушены положения пункта 21 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации, поскольку земельный участок не полностью входит в границы территориальной зоны, судами указано на то, что образуемые земельные участки располагаются в границе территориальной зоны с реестровым номером 77:18-7.351.
При проведении кадастровых работ было установлено, что точки 30 и 18 исходного земельного участка с кадастровым номером 50:26:0180609:103 расположены вне границ территориальной зоны с реестровым номером 77:18-7.351.
Средняя квадратическая погрешность положения характерных точек образуемых земельных участков должна составлять 0,10 м, а расхождение значений координат образуемого и смежного земельных участков не превышает 0,01 м., следовательно, пересечение границ земельного участка с границами территориальной зоны отсутствует, т.к. точки 18 и 30 границ земельных участков не располагаются за пределами средней квадратической погрешности определения характерных точек границ территориальной зоны.
Земельный участок с кадастровым номером 50:26:0180609:103 был поставлен на кадастровый учет в 2011 году, ранее внесения сведений о границах территориальных зон, границы данного земельного участка не изменялись и установлены в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП (далее - Правила), границы территориальных зон и подзон нанесены картометрическим методом; погрешность с учетом используемого масштаба карт составляет 9,98 метра.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 50:26:0180609:103, являющийся предметом раздела, не ограничен в обороте.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести замену в порядке процессуального правопреемства общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Терра Эссет менеджмент" доверительный управляющий закрытого паевого инвестиционного фонда комбинированного "Лэнд Девелопмент" на акционерное общество "Управляющая компания "Инновационный капитал".
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 апреля 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2021 г. по делу N А40-5053/21-93-29 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами также указано на отсутствие со стороны заявителя нарушений пункта 20 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости, поскольку обнаруженные точки относятся к смежному земельному участку с кадастровым номером 50:26:0180609:15, границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Координаты исходного земельного участка с кадастровым номером 50:26:0180609:103 не изменялись и соответствуют координатам, установленным ранее при первоначальной постановке на учет этого земельного участка.
...
Относительно указания Управления Росреестра по Москве на то, что заявителем нарушены положения пункта 21 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации, поскольку земельный участок не полностью входит в границы территориальной зоны, судами указано на то, что образуемые земельные участки располагаются в границе территориальной зоны с реестровым номером 77:18-7.351.
...
В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП (далее - Правила), границы территориальных зон и подзон нанесены картометрическим методом; погрешность с учетом используемого масштаба карт составляет 9,98 метра."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 февраля 2022 г. N Ф05-29849/21 по делу N А40-5053/2021