город Москва |
|
03 февраля 2022 г. |
Дело N А40-50084/21-2-234 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Тумнинский прииск": Ненуженко Л.А. (дов. от 18.11.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Минпромторга России: Белова А.И. (дов. N МД-111690/14 от 17.12.2021 г.);
рассмотрев 27 января 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Минпромторга России
на решение Арбитражного суда города Москвы от 05 июля 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 октября 2021 г.,
по делу N А40-50084/21-2-234
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тумнинский прииск"
к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ: в 2018-2019 годах обществом с ограниченной ответственностью "Тумнинский прииск" (далее - ООО "Тумнинский прииск", общество, заявитель) совместно с органами исполнительной власти Хабаровского края осуществлялась подготовка инвестиционного проекта в области освоения лесов в данном субъекте Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 г. N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N 190) (вместе с Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее - Положение).
28 декабря 2018 г. ООО "Тумнинский прииск" на имя Губернатора Хабаровского края направило заявление на включение проекта "Создание лесоперерабатывающего центра в муниципальном районе им. Лазо Хабаровского края" (далее - инвестиционный проект) в перечень приоритетных инвестиционных в области освоения лесов с приложением комплекта документов в соответствии с требованиями Положения.
Письмом от 11 февраля 2019 г. N АВ-02-27/1961 Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) одобрило заявку ООО "Тумнинский прииск".
21 июня 2019 г. в городе Москва было проведено заседание подкомиссии по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока.
21 июня 2019 г. Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики согласовало заявку общества (протокол от 21 июня 2019 г. N 4).
Согласно протоколу заседания подкомиссии по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока от 21 июня 2019 г. N 4 принято решение согласовать заявки, в том числе ООО "Тумнинский прииск" для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов с предоставлением в пользование инвесторам лесных участков для реализации инвестиционных проектов после завершения создания (модернизации) объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Правительству Хабаровского края, Правительству Еврейской автономной области рекомендовано при подготовке актов об утверждении заявок инвесторов на реализацию указанных инвестиционных проектов для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов предусмотреть в качестве основания для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков реализацию (продажу) компаниями деловой древесины, заготовленной на лесных участках, выделяемых для реализации инвестиционных проектов, в необработанном виде (пункт 2 раздела пункта I протокола).
Минпромторгу России, Минвостокразвития России предписано представить в Правительство Российской Федерации в срок до 31 августа 2019 г. предложения по введению критериев достаточности объемов инвестиций, предусмотренных для подготовки и реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, по отношению к запрашиваемым объемам заготовки древесины на лесных участках, выделяемых для реализации инвестиционных проектов (пункт 3 раздела пункта I протокола).
В соответствии с порядком, установленным Положением, далее должно было выйти Распоряжение Губернатора Хабаровского края, после чего, пакет документов должен был быть направлен в адрес Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) для включения Проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов.
Письмом от 29 октября 2019 г. N 05.19-5294 Министерство промышленности Хабаровского края (далее - уполномоченный орган) отказало ООО "Тумнинский прииск" в утверждении заявки о включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, с указанием на то, что заявка общества не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку с 01 июля 2019 г. объем капитальных вложений в инвестиционный проект должен составлять не менее 3 млрд. рублей, вместо ранее установленных 750 млн. рублей.
Указанный отказ был обжалован обществом в судебном порядке в рамках дела N А73-23712/2019.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 14 февраля 2020 г. по делу N А73-23712/2019 признан незаконным отказ Министерства промышленности Хабаровского края в утверждении заявления о включении проекта "Создание лесоперерабатывающего центра в муниципальном районе им. Лазо Хабаровского края" в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов от 29 октября 2019 г. N 05.19-5294. Суд обязал Министерство промышленности Хабаровского края повторно рассмотреть и утвердить заявление на включение проекта "Создание лесоперерабатывающего центра в муниципальном районе им. Лазо Хабаровского края" в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
17 сентября 2020 г. Правительством Хабаровского края издано распоряжение N 982-рп "Об утверждении заявки ООО "Тумнинский прииск" на реализацию инвестиционного проекта "Создание лесоперерабатывающего центра в муниципальном районе им. Лазо Хабаровского края" для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов".
В соответствии с Положением основанием для включения инвестиционного проекта в перечень инвестиционных проектов является Приказ Минпромторга России.
Министерство промышленности Хабаровского края на основании пункта 22 Положения направило в Минпромторг России заявку для включения инвестиционного проекта в перечень инвестиционных проектов.
Письмом от 11 ноября 2020 г. N ЕВ-86065/08 Минпромторг России возвратил заявку общества в адрес уполномоченного органа с замечаниями.
30 декабря 2020 г. Правительством Хабаровского края было издано распоряжение N 1425-рп "О внесении изменений в распоряжение Правительства Хабаровского края N 982-рп от 17 сентября 2020 г.", в соответствии с которым были внесены изменения в первоначальное распоряжение с учетом замечаний Минпромторга России.
Необходимый пакет документов по проекту с сопроводительным письмом уполномоченного органа от 30 декабря 2020 г. вновь был направлен в Минпромторг России, который письмом от 01 марта 2021 г. N ЕВ-14927/08 возвратил заявку общества в адрес Правительства Хабаровского края, с указанием на несоответствие ее требованиям Положения, а именно: объем заявленных инвестиций на реализацию инвестиционного проекта составляет 757 млн. руб., вместо 2 млрд. руб., а также указано на недостатки по заполнению таблиц, на несоответствие данных документов подпункту "к" пункта 5 Методических указаний по разработке концепции инвестиционного проекта в области освоения лесов, претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденных приказом Минпромторга России от 15 мая 2018 г. N 1870 (далее - Методические указания).
Считая свои права нарушенными, ООО "Тумнинский прииск" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Минпромторгу России о признании незаконным отказа во включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов от 01 марта 2021 г. N ЕВ-14927/08 и обязании Минпромторг России устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения, оформленного в виде приказа, о включении инвестиционного проекта "Создание лесоперерабатывающего центра в муниципальном районе им. Лазо Хабаровского края" в перечень приоритетных инвестиционных в области освоения лесов.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 июля 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 октября 2021 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Минпромторг России просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Тумнинский прииск" просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Минпромторга России поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Тумнинский прииск" против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды руководствуясь Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 г. N 190, приняв во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 21 января 2010 г. N 1-П, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заваленных требований, поскольку оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы общества, препятствуя реализации инвестиционного проекта.
При этом суды исходили из того, что заявка оформлена инвестором с учетом действующего на дату ее направления в Министерство промышленности Хабаровского края законодательства, а последующее изменение законодательства не должно влиять на результаты рассмотрения этой заявки.
Относительно указаний Минпромторга России на недостатки по заполнению таблиц и на несоответствие данных документов подпункту "к" пункта 5 Методических указаний относительно указания в таблицах по перечню оборудования и технике, предусмотренных концепцией, поскольку отсутствуют сроки выпуска техники и оборудования, а также их производительность, судами указано на то, что ранее указанные недостатки были устранены обществом.
Так, указанное основание для отказа уже указывалось Минпромторгом России ранее в письме от 11 ноября 2020 г., и было устранено обществом в окончательной редакции концепции в декабре 2020 года.
При этом в первоначальной редакции концепции не был указан год выпуска оборудования, так как подразумевалось, что вся техника для проекта будет приобретаться новой, а год согласования заявки был неизвестен, что могло бы повлечь неблагоприятные последствия по нарушению взятых обязательств по еще несогласованной заявке.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05 июля 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 октября 2021 г. по делу N А40-50084/21-2-234 оставить без изменения, кассационную жалобу Минпромторга России - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды руководствуясь Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 г. N 190, приняв во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 21 января 2010 г. N 1-П, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заваленных требований, поскольку оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы общества, препятствуя реализации инвестиционного проекта.
...
Относительно указаний Минпромторга России на недостатки по заполнению таблиц и на несоответствие данных документов подпункту "к" пункта 5 Методических указаний относительно указания в таблицах по перечню оборудования и технике, предусмотренных концепцией, поскольку отсутствуют сроки выпуска техники и оборудования, а также их производительность, судами указано на то, что ранее указанные недостатки были устранены обществом."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 февраля 2022 г. N Ф05-34410/21 по делу N А40-50084/2021