г. Москва |
|
03 февраля 2022 г. |
Дело N А41-2982/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Гречишкина А.А.
судей: Петропавловской Ю.С., Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от истца (заявителя): Жуков А.А., по доверенности от 15.09.2020
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от третьих лиц: Комитет лесного хозяйства Московской области: Щипова А.Д., по доверенности от 22.12.2021
рассмотрев 27 января 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу
Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 05.07.2021,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021
по заявлению акционерного общества "Дом.РФ"
к Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области
третьи лица: Комитет лесного хозяйства Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства
о признании недействительными ГПЗУ,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Дом.РФ" (далее- общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконными действия Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области (далее - комитет) в части включения в Градостроительные планы земельных участков N РФ-50-3-67-0-00-2020-46602 от 20.10.2020, N РФ-50-3-67-0-00-2020-46600 от 20.10.2020 сведений о том, что земельные участки частично расположены в границах лесного фонда (сведения подлежат уточнению); о признании недействительными градостроительные планы земельных участков в указанной части; об обязании комитета подготовить, утвердить и выдать обществу градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0060735:35 и 50:09:0060703:456 без указания информации об их нахождении в границах лесничеств или лесопарков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет лесного хозяйства Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.07.2021, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами судов, комитет обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанции, как принятые с нарушением норм права, дело направить на новое рассмотрение.
В материалы дела обществом представлен отзыв на кассационную жалобу, по доводам которой возражает, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В материалы дела от Федерального агентства лесного хозяйства поступил отзыв на кассационную жалобу, полагает ее обоснованной и подлежащей удовлетворению, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя агентства.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, по доводам отзыва, представитель Комитета лесного хозяйства Московской области дал пояснения, письменный отзыв не представил.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ, в отсутствие представителей заинтересованного лица и агентства, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция полагает, что отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами, в собственности Российской Федерации находятся земельные участия с кадастровыми номерами 50:09:0060735:35, 50:09:0060703:456.
Общество выполняет функции агента Российской Федерации в отношении данных земельных участков на основании Решения Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, что отражено в протоколе от 30.10.2019 N 4, и Распоряжения Росимущества от 19.12.2019 N 776-р, передаточного акта объектов недвижимого имущества от 27.12.2019 N 4-17.1.
В целях осуществления жилищного строительства на земельных участках заявитель обратился с заявлениями о выдаче градостроительных планов земельных участков.
На основании данного обращения комитетом выданы градостроительные планы земельных участков N РФ-50-3-67-0-00-2020-46602 от 20.10.2020, N РФ-50-3-67-0-00-2020-46600 от 20.10.2020, в которых указано о том, что земельные участки частично расположены в границах лесного фонда (сведения подлежат уточнению).
Считая, что данные сведения, содержащиеся в градостроительных планах, нарушают права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении спора, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь частью 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 4.2 Федерального закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (ред. от 29.06.2015 N 24), частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", придя к выводу о недоказанности расположения земельных участков в границах лесничеств или лесопарков, на основании статей 198, 200, 201 АПК РФ удовлетворили заявленные обществом требования.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта РФ, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Согласно части 6 статьи 14 данного Закона это правило не распространяется на земельные участки:
1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Судами не установлено наличие условий, перечисленных в части 6 статьи 14 Закона применительно к спорным земельным участкам.
В этой связи в случае, если в государственном лесном реестре (ГЛР) содержится информация о частичном расположении спорных земельных участков в границах лесничеств или лесопарков, то сведения, отраженные в ЕГРН, имеют приоритет над сведениями из ГЛР.
Суды установили, что в рассматриваемом споре право собственности на спорные земельные участки было зарегистрировано 03.05.2011.
Следовательно, с учетом указанных норм спорные земельные участки не могут быть отнесены к землям лесного фонда, поскольку права на них зарегистрированы до 01.01.2016.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемые ГПЗУ неправомерно содержат информацию о том, что они частично расположены в границах лесного фонда.
Учитывая изложенное, кассационный суд полагает, что обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, содержащиеся в них выводы установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений судом первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05.07.2021 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021 по делу N А41-2982/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.А. Гречишкин |
Судьи |
Ю.С. Петропавловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта РФ, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Согласно части 6 статьи 14 данного Закона это правило не распространяется на земельные участки:
1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 февраля 2022 г. N Ф05-33930/21 по делу N А41-2982/2021