г. Москва |
|
8 февраля 2022 г. |
Дело N А41-35514/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю. С.,
судей Латыповой Р. Р., Кузнецова В. В.,
при участии в заседании:
от заявителя ТСЖ ТСН МКД "О'Пушкино-7" Славин Д.А. по доверенности от 01.12.2019, паспорту,
от ответчика (заинтересованного лица) Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" Казаринова М.А. по доверенности, удостоверению,
рассмотрев 07 февраля 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Товарищества собственников недвижимости Товарищество собственников жилья многоквартирного дома "О'Пушкино-7" на решение от 20 августа 2021 года Арбитражного суда Московской области, на постановление от 27 октября 2021 года Десятого арбитражного апелляционного суда, по делу N А41-35514/2021,
по заявлению Товарищества собственников недвижимости Товарищества собственников жилья многоквартирного дома "О'Пушкино-7" (ТСН ТСЖ МКД "О'Пушкино-7") к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" о признании незаконным ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
ТСН ТСЖ МКД "О'Пушкино-7" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным предписания от 12.02.2021 N 08 ОБ-39822-2-4-2021 об устранении нарушений требований жилищного законодательства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 августа 2021 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ТСН ТСЖ МКД "О'Пушкино-7" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 12.02.2021 сотрудником Госжилинспекции Московской области проведена внеплановая документарная проверка заявителя по вопросу правильности осуществления перерасчета платы за коммунальные услуги в жилом доме, расположенном по адресу: Московская обл., г. Пушкино, ул. Набережная, д. 35, корп. 7.
В ходе проверки выявлены нарушения п. п. 43, 54, 60, 61 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещения в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила N 354) в отношении перерасчета начислений за период с февраля 2019 года по октябрь 2020 года, с ноября 2018 г. по октябрь 2020 г. исходя из переданных показаний индивидуального прибора учета ГВС, а также нарушения ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, пп. "б" п.4, пп "а" п.13, 31, п. 54 Правил N 354, п. 5-7 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Результаты проверки изложены в акте проверки от 12.02.2021 N 08ОБ39822-28-4-2021.
По результатам проверки Госжилинспекцией Московской области ТСН ТСЖ МКД "О'Пушкино-7" выдано предписание от 12.02.2021 N 08 ОБ-39822-28-4-2021, которым на Товарищество возложена обязанность в срок до 15.04.2021 устранить выявленные нарушения, а именно:
- привести порядок определения размера платы за ГВС (в части компонента - тепловая энергия) по нежилому помещению N 10 многоквартирного дома с ноября 2018 г. по декабрь 2020 г. в соответствии с п. п. 54, 61 Правил N 354, произвести перерасчет исходя из снятых показаний ИПУ ГВС за период с ноября 2018 г. по декабрь 2020 г.;
- принять меры к заключению с ресурсоснабжающей организацией договора о приобретении коммунального ресурса - холодной воды в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по ГВС потребителям (путем использования холодной воды при производстве ГВС с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме), в том числе в соответствии с требованиями пунктов 5 - 7 Правил N 124.
Не согласившись с вынесенным административным органом предписанием, полагая, что указанное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, ТСН ТСЖ МКД "О'Пушкино-7" обратилось в суд с настоящим заявлением.
В кассационной жалобе ТСН ТСЖ МКД "О'Пушкино-7" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как предусмотрено п. 42 (1), с учетом положения п. 43 Правил N 354 (в редакции, применимой к отношениям сторон) оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Согласно п. 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42 (1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42 (1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды: в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80 (1) настоящих Правил случаях).
В соответствии с п. 60 Правил N 354 по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 43 настоящих Правил.
В силу п. 61 Правил N 354 если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
Согласно письму Минстроя России от 10 февраля 2017 г. N 4070-АТ/04 порядок перерасчета размера платы за коммунальные услуги за месяцы, предшествующие расчетному, приведен в п. 61 Правил N 354. который может быть использован для остальных случаев перерасчетов. Приведенный в п. 61 Правил N 354 порядок перерасчета предусматривает выявление в расчетном периоде, в котором делается перерасчет разницы в объемах коммунального ресурса не предъявленных или, наоборот, излишне предъявленных к оплате потребителю в предыдущие расчетные периоды.
В соответствии с п. 82 Правил N 354 исполнитель обязан: а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных приборов учета (далее - ИПУ), факта их наличия или отсутствия; б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях ИПУ путем сверки их с показаниями соответствующего ИПУ на момент проверки.
Доводы заявителя об отсутствии возможности сравнения ранее переданных и фактических показаний прибора учета для целей определения их недостоверности, обосновывающие возражения против применения пункта 61 Правил N 354, подлежат отклонению, поскольку перерасчет размера платы за коммунальные услуги в соответствии с п. 61 Правил N 354 представляет собой разность начальных показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов, переданных ранее исполнителю коммунальных услуг, и переданных показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов в более поздний период с учетом платы, начисленной за период непредставления показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов, и принимая во внимание оборудование спорного нежилого помещения многоквартирного дома ИПУ ГВС, введенными в эксплуатацию согласно актам от 14.02.2017, от 27.08.2018, подписанным, в том числе, ТСН ТСЖ МКД "О'Пушкино-7", последним в дальнейшем не проводившим их проверку вплоть до передачи потребителем показаний ИПУ ГВС в ноябре 2020 года.
Довод заявителя о подлежащем применению порядке, установленном общими нормами права, выводы судов не опровергает.
В соответствии с п. 1 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2013 N 776, указанные Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами N 354, регулирующими порядок определения размера платы за коммунальную услугу по ГВС, производимую с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений (в том числе индивидуального теплового пункта), для нежилых помещений многоквартирного дома, который подлежит применению в настоящем споре.
С учетом изложенного, судами сделан верный вывод о том, что Правилами N 354 урегулирован порядок определения размера платы за коммунальную услугу по ГВС, производимую с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений (в том числе индивидуального теплового пункта), для нежилых помещений многоквартирного дома, который подлежит применению в настоящем споре.
Довод заявителя о том, что указанные выше нормы не подлежат применению является ошибочным. В соответствии с п. 1 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2013 г. N 776 (далее - Правила N 776), указанные Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами N 354.
Довод заявителя об отсутствии расхождений в размере платы за коммунальную услугу не может служить основанием для неприменения таких норм как противоречащий установленным судами обстоятельствам.
Суды указали, что в материалах дела отсутствуют доказательства, что при проведении проверки товариществом были представлены доказательства заключения договора о приобретении ресурса в части компонента холодной воды (ХВС).
Суды пришли к выводу, что при отсутствии централизованной системы горячего водоснабжения в многоквартирном доме исполнителем коммунальной услуги является управляющая организация, что делает невозможным переход на прямые договоры с собственниками в части подачи холодной воды для производства горячей воды. Суды указали, что поскольку заявителем не утрачен статус исполнителя коммунальной услуги по ГВС многоквартирного дома, то договор ХВС должен быть заключен именно между ресурсоснабжающей и управляющей организациями. Данная позиция применена в определении Верховного Суда РФ от 26.11.2020 г. N 301-ЭС20-18436 по делу N А17-8192/2019.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации излишне оплаченная государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы подлежит возврату ТСН ТСЖ МКД "О'Пушкино-7".
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 августа 2021 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2021 года по делу N А41-35514/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Товарищества собственников недвижимости Товарищество собственников жилья многоквартирного дома "О'Пушкино-7" - без удовлетворения.
Возвратить ТСН ТСЖ МКД "О'Пушкино-7" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., уплаченную по платежному поручению от 27.12.2021 N 1071.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя о том, что указанные выше нормы не подлежат применению является ошибочным. В соответствии с п. 1 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2013 г. N 776 (далее - Правила N 776), указанные Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами N 354.
...
Суды пришли к выводу, что при отсутствии централизованной системы горячего водоснабжения в многоквартирном доме исполнителем коммунальной услуги является управляющая организация, что делает невозможным переход на прямые договоры с собственниками в части подачи холодной воды для производства горячей воды. Суды указали, что поскольку заявителем не утрачен статус исполнителя коммунальной услуги по ГВС многоквартирного дома, то договор ХВС должен быть заключен именно между ресурсоснабжающей и управляющей организациями. Данная позиция применена в определении Верховного Суда РФ от 26.11.2020 г. N 301-ЭС20-18436 по делу N А17-8192/2019."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 февраля 2022 г. N Ф05-996/22 по делу N А41-35514/2021