город Москва |
|
14 февраля 2022 г. |
Дело N А40-169606/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России: Гулько В.В. по доверенности от 03.12.2021, паспорту;
от заинтересованного лица Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям: извещено, представитель не явился;
рассмотрев 14 февраля 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное Жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 14 октября 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 16 декабря 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А40-169606/2021,
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное Жилищно-коммунальное управление" Министерства Обороны Российской Федерации к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным постановления Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям N 8/29-21-ВН от 28.07.2021 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 октября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2021 года, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, поскольку действия учреждении по осуществлению безлицензионной деятельности в состоянии крайней необходимости не могут служить основанием для привлечения к административной ответственности.
В заседании кассационной инстанции представитель ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России поддержал доводы кассационной жалобы.
Суд приобщил к материалам дела поступивший от Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям отзыв, в котором заинтересованное лицо возражало против удовлетворения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) и пункта 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами", предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
В соответствии с пунктом 14.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 3314-1, пользование недрами для добычи подземных вод осуществляется на основании лицензии.
Действия, связанные с пользованием недрами без лицензии на пользование недрами, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
На основании оценки представленных в материалы дела доказательств суды пришли к выводу о наличии в действиях ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, при этом указали на то, что порядок привлечения общества к административной ответственности, установленный ст. ст. 28.2, 25.1, 25.3 КоАП РФ ответчиком соблюден.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления, согласно п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 судами не установлено.
При рассмотрении спора суды учли, что в отношении заявителя ранее принимались аналогичные постановления о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ за пользование той же артезианской скважиной. С учетом этого суды указали, что основания для повторного освобождения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России от административной ответственности, в соответствии со ст. 2.7 КоАП РФ не установлены, поскольку длительность совершаемого правонарушения (с апреля 2017 года по настоящее время) исключает состояние крайней необходимости при пользовании недрами и свидетельствует о бездействии юридического лица по принятию достаточных и исчерпывающих мер, необходимых для получения лицензии.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии возможности соблюдения лицензионных условий, а также доказательств, свидетельствующих о принятии Учреждением всех мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, материалы дела не содержат. Допущенное Учреждением нарушение не было вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне его контроля.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14 октября 2021 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2021 года по делу N А40-169606/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное Жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления, согласно п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 судами не установлено.
При рассмотрении спора суды учли, что в отношении заявителя ранее принимались аналогичные постановления о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ за пользование той же артезианской скважиной. С учетом этого суды указали, что основания для повторного освобождения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России от административной ответственности, в соответствии со ст. 2.7 КоАП РФ не установлены, поскольку длительность совершаемого правонарушения (с апреля 2017 года по настоящее время) исключает состояние крайней необходимости при пользовании недрами и свидетельствует о бездействии юридического лица по принятию достаточных и исчерпывающих мер, необходимых для получения лицензии."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 февраля 2022 г. N Ф05-1136/22 по делу N А40-169606/2021