г. Москва |
|
15 февраля 2022 г. |
Дело N А41-35208/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.02.2022.
Полный текст постановления изготовлен 15.02.2022.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Л.В. Федуловой,
судей С.В. Красновой, И.В. Лазаревой,
при участии в судебном заседании:
от Администрации городского округа Серпухов - Мартумян Р.М. (доверенность от 30.12.2021);
от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - не явился, извещен;
от Индивидуального предпринимателя Мельникова Михаила Викторовича - Кузнецов А.А. (доверенность от 12.07.2021);
от Общества с ограниченной ответственностью "МАСШТАБ" - не явился, извещен;
от кадастрового инженера Немировской Светланы Сергеевны - не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Индивидуального предпринимателя Мельникова Михаила Викторовича
на решение Арбитражного суда Московской области от 16.09.2021 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021 по делу N А41-35208/2021
по заявлению Администрации городского округа Серпухов
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
третьи лица: Индивидуальный предприниматель Мельников Михаил Викторович, Общество с ограниченной ответственностью "МАСШТАБ", кадастровый инженер Немировская Светлана Сергеевна,
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Серпухов (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление) с требованиями:
- признать незаконными действия Управления, выраженные во внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости о местоположении контура объекта недвижимого имущества - здания с кадастровым номером 50:58:0010106:473, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:58:0010106:3, общей площадью 1733 кв. м по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Пролетарская, д. 136, дом 138;
- обязать Управление в течение месяца со дня вступления судебного акта в законную силу восстановить сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости до нарушения прав, о местоположении контура здания с кадастровым номером 50:58:0010106:473, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:58:0010106:3, общей площадью 1 733 кв. м по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Пролетарская, д. 136, дом 138.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Индивидуальный предприниматель Мельников Михаил Викторович (далее - ИП Мельников М.В.), Общество с ограниченной ответственностью "МАСШТАБ" (далее - ООО "МАСШТАБ"), кадастровый инженер Немировская Светлана Сергеевна (далее - кадастровый инженер Немировская С.С.).
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.09.2021, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021, требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление и ИП Мельников М.В. обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационных жалоб Управление ссылаются на нарушение судами норм материального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) информация о времени и месте судебного заседания опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ИП Мельникова М.В. поддержал доводы своей кассационной жалобы, представитель Администрации возражал против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд не направили, что, в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 АПК РФ, для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, кадастровым инженером ООО "МАСШТАБ" Немировской С.С. 10.08.2020 подготовлен технический план на основании договора подряда на проведение кадастровых работ от 05.08.2020 N 20200805-01К, заключенного с Мельниковым М.В., в отношении нежилого здания с кадастровым номером 50:58:0010106:473 площадью 496,1 кв. м (далее - Здание), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:58:0010106:3 по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Пролетарская, д. 136, дом 138.
Мельников М.В. с 26.11.2019 является собственником Здания, сведения о Здании внесены в государственный кадастр недвижимости 29.07.2012.
Указанный выше технический план кадастрового инженера и декларация об объекте недвижимости Мельникова М.В. послужили основанием для внесения Управлением в Единый государственный реестр недвижимости изменений в отношении Здания в части контура здания (количество углов (осей) здания), этажности (исключены подвальные помещения общей площадью 54,8 кв. м).
При этом согласно инвентаризационной карточки ГУП МО "МОБТИ" от 19.01.2009 в отношение нежилого здания площадью 496,1 кв. м инвентарный номер 276:079-7152 (79-7152) указанное здание представляло собой 6-ти квартирный дом, состоящий из 2-х двухкомнатных квартир, 2-х трехкомнатных квартир в количестве, 1-й четырехкомнатной квартиры и 1-й пятикомнатной квартиры. Ранее здание имело 6 отдельных входов и 42 окна.
При проведении кадастровых работ Немировская С.С. фактически установила по адресу: Московская область, городской округ Серпухов, улица Коншиных, дом 136, новый объект незавершенного строительства, которые не соответствует характеристикам, указанным в инвентаризационной карточке, в том числе по площади, конфигурации контура здания, местоположению и количеству осей.
Координаты здания смещены ближе к автодороге, проходящей по улице Коншиных городского округа Серпухов, фундамент здания представляет собой монолитную плиту, стены выполнены из пеноблоков и возведены на уровень выше верхних перемычек.
Кадастровый инженер Немировская С.С. в техническом плане от 10.08.2020 в отношении Здания указала его как объект завершенного строительства, не являющимся таковым, внесла недостоверные сведения в отношении его характеристик, в том числе площади и контура здания, за что постановлением мирового судьи 239 судебного участка Серпуховского судебного района Московской области от 17.06.2021 по делу N 5-376/2021 привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.35 КоАП РФ.
Однако, в нарушение действующего законодательства технический план от 10.08.2020, подготовленный кадастровым инженером Немировской С.С., послужил основанием для внесения Управлением в Единый государственный реестр недвижимости изменений в отношении нежилого Здания.
Администрация о действиях Управления, выраженных во внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости о местоположении контура Здания, узнала 30.04.2021 при получении инвентаризационный карточки ГУП МО "МОБТИ" от 19.01.2009 от МУ МВД России "Серпуховское".
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с заявлением о признании действий регистрирующего органа незаконными.
Удовлетворяя требования, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, положениями частей 1 и 2 статьи 14, пункта 2 части 4 статьи 18, пункта 6 части 1 статьи 26, статьи 29 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации), суды приняли во внимание, что осуществление государственного кадастрового учета, выраженного во внесении изменений в ЕГРН о местоположении контура фактически вновь возведенного здания на основании недостоверных сведений нарушает права и законные интересы Администрации городского округа Серпухов, поскольку указанные действия направлены на незаконный государственный кадастровый учет вновь возведенного здания, расположенного на землях неразграниченной государственной собственности.
Проанализировав в совокупности и взаимной связи представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что здание имеет статус "ранее учтенный", а сведения о нем переданы в государственный кадастр недвижимости органами технической инвентаризации в рамках исполнения Приказа Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости".
Суды первой и апелляционной инстанций отметили, что имеющаяся в распоряжении Управления инвентаризационная карточка ГУП МО "МОБТИ" от 19.01.2009 подтверждает незаконность действий Управления по внесению в ЕГРН изменений в отношении Здания на основании технического плана от 10.08.2020, подготовленного кадастровым инженером Немировской С.С., и признанного документом, содержащим недостоверные сведения.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований в связи с внесением в ЕГРН недостоверных сведений.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу и соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
Доводы заявителей жалоб об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в осуществлении изменений местоположения здания подлежат отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно положениям статьи 29 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1).
Форма технического плана и требования к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также форма декларации об объекте недвижимости, требования к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений утверждены Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N953.
В соответствии с пунктом 218 Административного регламента, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278, в случае, если при проведении правовой экспертизы у государственного регистратора есть сведения, что представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны, то он обязан направить такие документы на подтверждение их подлинности или достоверности содержащихся в них сведений в издавший их орган государственной власти (орган местного самоуправления) или лицам, их подписавшим, удостоверившим.
Как установлено судами, технический план, на основании которого внесены сведения в части контура здания (количество углов (осей) здания), этажности (исключены подвальные помещения общей площадью 54,8 кв.м.), содержит недостоверные сведения в отношении характеристик объекта незавершенного строительства.
Таким образом, поскольку технический план не соответствовал Требованиям, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N953, при этом Управлением указанные нарушения при проведении правовой экспертизы не учтены, суды первой и апелляционной инстанции пришли к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Администрации.
Иные доводы заявителей кассационных жалоб направлены на несогласие с выводами судов и связаны с переоценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Судами правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.09.2021 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021 по делу N А41-35208/2021 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.В. Федулова |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 218 Административного регламента, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278, в случае, если при проведении правовой экспертизы у государственного регистратора есть сведения, что представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны, то он обязан направить такие документы на подтверждение их подлинности или достоверности содержащихся в них сведений в издавший их орган государственной власти (орган местного самоуправления) или лицам, их подписавшим, удостоверившим.
Как установлено судами, технический план, на основании которого внесены сведения в части контура здания (количество углов (осей) здания), этажности (исключены подвальные помещения общей площадью 54,8 кв.м.), содержит недостоверные сведения в отношении характеристик объекта незавершенного строительства.
Таким образом, поскольку технический план не соответствовал Требованиям, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N953, при этом Управлением указанные нарушения при проведении правовой экспертизы не учтены, суды первой и апелляционной инстанции пришли к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Администрации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 февраля 2022 г. N Ф05-35237/21 по делу N А41-35208/2021