город Москва |
|
17 февраля 2022 г. |
Дело N А41-30903/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ИП Маричика Д.А.: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица СНТ "Дубрава": не явились, извещены;
рассмотрев 14 февраля 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 22 июля 2021 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 октября 2021 г.
по делу N А41-30903/21
по заявлению индивидуального предпринимателя Маричика Дениса Александровича
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании незаконным решения,
третье лицо: Садовническое некоммерческое товарищество "Дубрава",
УСТАНОВИЛ: 20 июля 2020 г. между индивидуальным предпринимателем Маричиком Денисом Александровичем (далее - ИП Маричик Д.А., предприниматель, заявитель, "Подрядчик") и правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050210:191, расположенного по адресу: Московская обл., Истринский район, с.о. Павло-Слободский, д. Зеленково, СНТ "Дубрава", уч. 7 (далее - земельный участок), Мирзояном Суреном Грантовичем (далее - Мирзоян С.Г., "Заказчик") был заключен договор N 110-20 (далее - договор), по условиям которого подрядчик принял на себя обязательства выполнить по заданию заказчика, в том числе следующие работы:
- подготовка межевого плана земельного участка по форме и в соответствии с требованиями, предусмотренными Приказом Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 г. N 921, согласно его фактической площади на момент произведенной кадастровой съемки;
- подача межевого плана в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, регистрационный орган) для постановки земельного участка на кадастровый учет:
Условиями договора также предусмотрена обязанность Поверенного - ИП Маричика Д.А. обжаловать в судебном порядке уведомления регистрационного органа в случае отказа последним во внесении в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) измененных сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:08:0050210:191 на основании изготовленного предпринимателем межевого плана.
20 ноября 2020 г. ИП Маричик Д.А. через многофункциональный центр обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственном кадастровом учете объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 50:08:0050210:191, расположенного по адресу: Московская обл., Истринский район, с.о. Павло-Слободский, д. Зеленково, СНТ "Дубрава", уч. 7, представив межевой план, изготовленный в рамках вышеуказанного договора.
Уведомлением от 30 ноября 2020 г. N КУВД-001/2020-25131604/1 заявителю было сообщено о приостановлении действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050210:191.
В последующем предпринимателем были представлены дополнительные документы.
Уведомлениями от 11 декабря 2020 г. N КУВД-001/2020-25131604/2 и от 09 февраля 2021 N КУВД-001/2020-25131604/3 Управление Росреестра по Московской области сообщило о невозможности возобновления осуществления государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, в связи с тем, что сведения о площади и местоположении границ земельного участка, внесенные в межевой план, противоречат конфигурации земельного участка, сведения о которой содержатся в представленных документах, а также сведениям о площади земельного участка, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).
В связи с тем, что причины, препятствующие проведению государственной регистрации, заявителем не были устранены, Управление Росреестра по Московской области уведомлением от 01 марта 2021 г. N КУВД-001/2020-25131604/4 отказало ИП Маричику Д.А. в государственном кадастровом учете.
Считая свои права нарушенными, ИП Маричик Д.А. обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным решения от 01 марта 2021 г. N КУВД-001/2020-25131604/3 об отказе в государственном кадастровом учете и обязании Управление Росреестра по Московской области осуществить государственный кадастровый учет земельного участка на основании межевого плана от 30 октября 2020 г., поданного с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от 20 ноября 2020 г. N КУВД-001/2020-25131604.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 июля 2020 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 октября 2020 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Московской области просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие правоустанавливающих документов, подтверждающих предоставление (увеличение) спорного земельного участка, площадью 1 292 кв.м.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Представители лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Законом о государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации).
В силу части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон о кадастровой деятельности) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Частью 10 статьи 22 Закона о государственной регистрации установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с частью 12 статьи 29 Закона о государственной регистрации приостановление государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не основано на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку заявителем были представлены все необходимые документы для принятия регистрирующим органом решения о государственном кадастровом учете изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050210:191, расположенного по адресу: Московская обл., Истринский район, с.о. Павло-Слободский, д. Зеленково, СНТ "Дубрава", уч. 7.
Судами установлено, что в соответствии с выпиской из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 50:08:0050210:191 является ранее учтенным, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для ведения садоводства, площадь составляет 1 250 кв.м.
В результате уточнения фактической площади земельного участка установлено, что его площадь составляет 1 292 кв.м.
В соответствии со статьей 33 Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Истра Московской области, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Истра Московской области от 23 ноября 2017 г. N 14/13, предельный минимальный размер земельного участка для ведения садоводства составляет 600 кв.м.
При этом разность фактической и документальной площадей не превышает предельного минимального размера земельного участка, установленного для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования (42 кв.м).
В представленном в регистрационный орган межевом плане в разделе "Заключение кадастрового инженера" приведено описание местоположения границ спорного земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050210:191, границы которого согласованы в установленном законом порядке со смежными землепользователями.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 июля 2021 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 октября 2021 г. по делу N А41-30903/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о государственной регистрации недвижимости).
...
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон о кадастровой деятельности) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 февраля 2022 г. N Ф05-32402/21 по делу N А41-30903/2021