город Москва |
|
17 февраля 2022 г. |
Дело N А40-90215/21-72-608 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Петропавловской Ю.С., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ИП Артемчука И.Г.: Балаева М.Г. (дов. от 20.04.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Центрального МУГАДН: Беляковой А.Н. (дов. N 10-1/08-4946 от 21.05.2021 г.);
рассмотрев 14 февраля 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Центрального МУГАДН на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 ноября 2021 г., по делу N А40-90215/21-72-608
по заявлению индивидуального предпринимателя Артемчука Игоря Георгиевича
к Центральному межрегиональному управлению Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании недействительным решения от 08 апреля 2021 г. N 10-1/08-3510,
УСТАНОВИЛ:
26 марта 2021 г. индивидуальный предприниматель Артемчук Игорь Георгиевич (далее - ИП Артемчук И.Г., предприниматель, заявитель) обратился в Центральное межрегиональное управление Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Центральное МУГАДН) с заявлением о выдаче удостоверения допуска на осуществление международных коммерческих перевозок грузов.
Уведомлением от 08 апреля 2021 г. N 10-1/08-3510 (приказ от 07 апреля 2021 г. N 77.10-1/17-2662) Центральное МУГАДН отказало ИП Артемчуку И.Г. в выдаче удостоверения допуска на осуществление международных коммерческих перевозок грузов на основании пункта 10 Правил допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2020 г. N 1588 (далее - Правила), в связи с наличием в предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящих Правил заявлении и (или) документах недостоверной информации.
Считая свои права нарушенными, ИП Артемчук И.Г. обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральному МУГАДН о признании незаконными действий и решения об отказе в выдаче допуска, оформленного приказом Центрального МУГАДН от 08 апреля 2021 г. N 10-1/08-3510 за подписью должностного лица Центрального МУГАДН заместителя начальника управления Сандрукяна С.Э. и обязании Центральное МУГАДН выдать ИП Артемчук И.Г. допуск российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок сроком действия 5 (пять) лет.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 августа 2021 г. в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 ноября 2021 г. решение Арбитражного суда города Москвы от 06 августа 2021 г. отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Центральное МУГАДН просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, ссылаясь на отсутствие оснований для выдачи удостоверения допуска на осуществление международных коммерческих перевозок грузов, поскольку в представленном предпринимателем заявлении содержалась информация об адресе места жительства, которая не соответствовала сведениям Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРНИП) и выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее - ЕГРН).
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Центрального МУГАДН поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ИП Артемчука И.Г. против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Порядок допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок установлен Правилами допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок.
Для получения допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок российский перевозчик (его представитель) представляет в уполномоченный орган заявление, в котором указываются, в том числе фамилия, имя и отчество (при наличии), адрес места жительства, данные документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя в ЕГРНИП (подпункт "б" пункта 6 Правил).
В соответствии с пунктом 7 Правил к заявлению, предусмотренному пунктом 6 настоящих Правил, прилагаются следующие документы:
а) копии документов, подтверждающих наличие у российского перевозчика на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, сведения о которых содержатся в заявлении, предусмотренном пунктом 6 настоящих Правил, и государственную регистрацию этих транспортных средств;
б) документы, подтверждающие соответствие финансового положения российского перевозчика требованиям подпункта "в" пункта 4 настоящих Правил (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за последний отчетный период на день подачи заявления, указанного в пункте 6 настоящих Правил, либо сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости и (или) рыночной стоимости имущества, находящегося в собственности перевозчика, определенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности);
в) копия свидетельства профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика, указанного в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил;
г) копия приказа (распоряжения) российского перевозчика о назначении ответственным специалистом работника, указанного в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил (за исключением случая, когда заявление, предусмотренное пунктом 6 настоящих Правил, подано индивидуальным предпринимателем, планирующим осуществлять международные автомобильные перевозки без привлечения наемных работников);
д) опись прилагаемых документов (в случае представления заявления, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил, и прилагаемых к нему документов на бумажных носителях).
В пункте 10 Правил установлены основания для отказа в допуске российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок.
Подпунктом "д" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) предусмотрено, что в ЕГРИП содержатся сведения об индивидуальном предпринимателе, в том числе место жительства в Российской Федерации (указывается адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке (далее - адрес места жительства));
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрено, что содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацами вторым и третьим настоящего пункта, а также с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах".
Сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, содержащиеся в государственных реестрах, могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов, государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в случаях, предусмотренных федеральными законами, и в порядке, установленном актами Правительства Российской Федерации. Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей, которые предоставляются в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи.
Согласно пункту 5 статьи 6 Федерального закона N 129-ФЗ содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведения о месте жительства конкретного индивидуального предпринимателя могут быть предоставлены регистрирующим органом на основании запроса, представленного непосредственно в регистрирующий орган физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Регистрирующий орган по запросу индивидуального предпринимателя обязан предоставить ему информацию о лицах, получивших в соответствии с абзацем первым настоящего пункта сведения о его месте жительства.
Органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя предоставляются регистрирующим органом в электронной форме в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в пределах полномочий органа, которому предоставляются сведения.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения об отказе в выдаче удостоверения допуска на осуществление международных коммерческих перевозок грузов.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что содержание реестров и содержание предоставленных из них сведений в форме выписок не тождественны.
Согласно выписке из ЕГРИП, на основании которой заинтересованным лицом сделан вывод о недостоверности предоставленной заявителем информации, в соответствующем разделе выписки отсутствуют данные об улице, номере дома, квартиры заявителя.
При этом Центральным МУГАДН при принятии оспариваемого решения не было проведено сравнение предоставленного адреса в заявлении и адреса из государственного реестра, а наличие в распоряжении Центрального МУГАДН выписки из ЕГРИП, не содержащей информации о месте жительства заявителя как индивидуального предпринимателя, не являлось основанием для отказа в предоставлении испрашиваемой им государственной услуги, поскольку предоставление такой информации ограничено действующим законодательством, в то время как предприниматель предоставил в заявлении информацию о своем местонахождении (месте жительства и регистрации) на основании информации, размещенной на странице N 5 своего паспорта гражданина Российской Федерации.
Данная информация является обязательной и юридически значимой в соответствии с пунктом 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713.
Копия паспорта предпринимателя также была приложена к заявлению о выдаче удостоверения допуска на осуществление международных коммерческих перевозок грузов.
В соответствии с пунктом 61.2 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по допуску российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденного приказом Министерства транспорта российской федерации от 18 июля 2011 г. N 186 (далее - Административный регламент) в случае отсутствия выписки либо документов, указанных в пунктах 13.1 и 13.2 настоящего Административного регламента, ответственный исполнитель обеспечивает направление в Федеральную налоговую службу межведомственного запроса в целях получения сведений, подтверждающих факт наличия сведений о заявителе в Едином государственном реестре юридических лиц (для заявителей - юридических лиц) или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (для заявителей - индивидуальных предпринимателей).
Доказательств того, что Центральное МУГАДН обращалось с соответствующим межведомственным запросом в Федеральную налоговую службу в целях получения сведений, подтверждающих факт наличия сведений о заявителе, не представлено.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заявителем был представлен необходимый на момент обращения комплект документов для принятия Центральным МУГАДН соответствующего решения по направленному предпринимателем заявлению о выдаче удостоверения допуска на осуществление международных коммерческих перевозок грузов.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При таком положении постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 ноября 2021 г. по делу N А40-90215/21-72-608 оставить без изменения, кассационную жалобу Центрального МУГАДН - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Ю.С.Петропавловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно выписке из ЕГРИП, на основании которой заинтересованным лицом сделан вывод о недостоверности предоставленной заявителем информации, в соответствующем разделе выписки отсутствуют данные об улице, номере дома, квартиры заявителя.
При этом Центральным МУГАДН при принятии оспариваемого решения не было проведено сравнение предоставленного адреса в заявлении и адреса из государственного реестра, а наличие в распоряжении Центрального МУГАДН выписки из ЕГРИП, не содержащей информации о месте жительства заявителя как индивидуального предпринимателя, не являлось основанием для отказа в предоставлении испрашиваемой им государственной услуги, поскольку предоставление такой информации ограничено действующим законодательством, в то время как предприниматель предоставил в заявлении информацию о своем местонахождении (месте жительства и регистрации) на основании информации, размещенной на странице N 5 своего паспорта гражданина Российской Федерации.
Данная информация является обязательной и юридически значимой в соответствии с пунктом 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713.
...
В соответствии с пунктом 61.2 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по допуску российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденного приказом Министерства транспорта российской федерации от 18 июля 2011 г. N 186 (далее - Административный регламент) в случае отсутствия выписки либо документов, указанных в пунктах 13.1 и 13.2 настоящего Административного регламента, ответственный исполнитель обеспечивает направление в Федеральную налоговую службу межведомственного запроса в целях получения сведений, подтверждающих факт наличия сведений о заявителе в Едином государственном реестре юридических лиц (для заявителей - юридических лиц) или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (для заявителей - индивидуальных предпринимателей)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 февраля 2022 г. N Ф05-33432/21 по делу N А40-90215/2021