Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 февраля 2022 г. N Ф05-725/22 по делу N А40-129348/2020

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Разрешая спор, суды, исследовав и оценив материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь нормами статей 128, 130, 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление Пленумов N 10/22), Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26), Свода правил "Железнодорожный путь" (утв. приказом Минтранса России от 06.07.2015 N 209), Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик (утв. Постановлением Верховного Совета СССР 31.05.1991 N 2211-1), Устава железных дорог Союза ССР (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 6 апреля 1964 г. N 270), пришли к выводу, что спорные железнодорожные пути, как на основании действовавшего на момент их возведения в 1979 году законодательства СССР, так и на основании действующего в настоящее время законодательства Российской Федерации, являются сооружением, имеющим самостоятельное транспортное назначение, обладают признаками недвижимого имущества.

Кроме того, судами принято во внимание, что вступившими в законную силу судебными актами по делам N А40-210279/2014 и N А40-310233/2018 урегулированы разногласия между АО "Очаково-Промжелдортранс" и Департаментом городского имущества г. Москвы, возникшие при заключении договора аренды земельных участков, на которых находятся спорные железнодорожные пути; а судебными актами по делу N А40-151393/2018 постановлено провести государственную регистрацию договора аренды земельного участка с кадастровым номером 77:06:0012006:4761 с учетом разногласий, урегулированных решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.10.2016 по делу N А40-210279/2014; судебными актами по указанным делам установлено то обстоятельство, что спорные объекты являются недвижимым имуществом.

Отклоняя доводы заявителя о том, что спорные железнодорожные пути не относятся к самостоятельным объектам недвижимого имущества, а являются лишь улучшением (замощением, покрытием) земельного участка, на котором они расположены, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что под замощением (покрытием) признается результат работ по благоустройству земельного участка, а именно нанесение на него твердого покрытия (бетонированные, асфальтированные площадки, замощения, дороги), обеспечивающего чистую, ровную и твердую поверхность и улучшающее полезные свойства земельного участка; тем самым, замощение, по сути, является принадлежностью главной вещи, в данном случае земельного участка (статья 135 Гражданского кодекса Российской Федерации); железнодорожные пути не являются благоустройством земельного участка, и не призваны обеспечивать чистую, ровную и твердую поверхность или иным образом улучшать полезные свойства земельного участка."