город Москва |
|
16 февраля 2022 г. |
Дело N А40-22608/21 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе судьи Кобылянского В.В., рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу истца - Министерства обороны Российской Федерации
на принятые в порядке упрощенного производства
решение от 25 июня 2021 года
Арбитражного суда города Москвы
и постановление от 26 октября 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда по иску Министерства обороны Российской Федерации
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании штрафных санкций,
УСТАНОВИЛ: Министерство обороны Российской Федерации (далее - истец, Минобороны России) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД") о взыскании штрафных санкций в общем размере 410 754,64 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 июня 2021 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2021 года, заявленные требования удовлетворены частично: с ОАО "РЖД" в пользу Минобороны России взыскано 203 000 руб. пени и 4 700 руб. штрафа.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Минобороны России обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные решение и постановление отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указывая на нарушение и неправильное применение судами норм права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В обоснование приведенных в кассационной жалобе доводов истец указывает, что произведенный истом расчет пени за просрочку доставки грузов с включением в него дополнительных сборов является законным и обоснованным, соответствует нормам действующего законодательства в сфере воинских железнодорожных перевозок, регулирующих спорные правоотношения; судами необоснованно применена статья 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ответчиком представлен отзыв с возражениями на кассационную жалобу.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа не находит оснований для их отмены ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Минобороны России (заказчик) и ОАО "РЖД" (исполнитель) заключен государственный контракт от 21.11.2019 N 257/6/10529/3685773 на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок (далее - услуги) для нужд Минобороны России во внутригосударственном сообщении (далее - Контракт).
Согласно пункту 2.2 Контракта исполнитель обязуется в установленный контрактом срок оказать услуги, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным контрактом.
В соответствии с пунктом 11.2 Контракта срок оказания услуг по контракту - с 15.10.2019 по 31.12.2020 включительно.
В силу пункта 7.3 Контракта в случае просрочки исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, стороны несут ответственность, предусмотренную Уставом железнодорожного транспорта.
Услуги по доставке грузов, подаче/уборке вагонов под погрузку/выгрузку на станциях Калининградской железной дороги исполнителем оказаны с просрочкой, что подтверждают дорожные ведомости, ведомости подачи и уборки вагонов, в связи с чем, Минобороны России начислило перевозчику пени в размере 404 834,64 руб., а также штраф в размере 5 920 руб. на основании статей 97, 100 Устава железнодорожного транспорта, неуплата которых ответчиком в добровольном порядке, несмотря на направленные претензии, послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив положения статей 309, 310, 330, 400, 784, 785, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2, 10, 33, 97, 100 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 N 245, признав доказанным факт нарушения ответчиком обязательств по своевременной доставке грузов и подаче/уборке вагонов и документальное его подтверждение, проверив представленный истцом расчет пени и установив, что по накладным NN Х233661, Х066407, Ф168138, Т278204, Ф168144, Х288501, Т278216, Х455045 в расчет пени неправомерно включены не только плата за перевозку, но и дополнительные сборы (за подачу и уборку вагонов, охрану, хранение, привлеченный подвижной состав), пришли к выводу о наличии у истца права на взыскание пени в размере 252 748,92 руб. и штрафа в размере 5 920 руб., однако, с учетом соответствующего заявления ответчика, посчитали возможным применить положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снизить подлежащие взысканию пени до суммы 203 000 руб., а штрафа - до суммы 4 700 руб., в связи с чем, удовлетворили исковые требования частично.
Суд округа не усматривает оснований не согласиться с выводами судов и признает, что судами установлены все существенные обстоятельства дела, правильно применены правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, поскольку сводятся к несогласию с выводами судов и, по сути, направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Довод заявителя жалобы о необоснованном применении судами положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снижении штрафных санкций подлежит отклонению, поскольку согласно разъяснениям, изложенным в абзаце третьем пункта 72 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", основаниями для отмены в кассационном порядке судебного акта в части, касающейся уменьшения неустойки по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, могут являться нарушение или неправильное применение норм материального права, к которым, в частности, относятся нарушение требований пункта 6 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда сумма неустойки за просрочку исполнения денежного обязательства снижена ниже предела, установленного пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, или уменьшение неустойки в отсутствие заявления в случаях, установленных пунктом 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанные обстоятельства в настоящем деле не установлены, в связи с чем, у суда кассационной инстанции не имеется оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в части, касающейся размера взысканных пени и штрафа. Несогласие истца с выводами судов о наличии оснований для снижения размера штрафных санкций не свидетельствует о нарушении судами норм материального права.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа также не установлено.
Таким образом, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренные частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд округа обращает внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 июня 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2021 года по делу N А40-22608/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Судья |
В.В. Кобылянский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив положения статей 309, 310, 330, 400, 784, 785, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2, 10, 33, 97, 100 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 N 245, признав доказанным факт нарушения ответчиком обязательств по своевременной доставке грузов и подаче/уборке вагонов и документальное его подтверждение, проверив представленный истцом расчет пени и установив, что по накладным NN Х233661, Х066407, Ф168138, Т278204, Ф168144, Х288501, Т278216, Х455045 в расчет пени неправомерно включены не только плата за перевозку, но и дополнительные сборы (за подачу и уборку вагонов, охрану, хранение, привлеченный подвижной состав), пришли к выводу о наличии у истца права на взыскание пени в размере 252 748,92 руб. и штрафа в размере 5 920 руб., однако, с учетом соответствующего заявления ответчика, посчитали возможным применить положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снизить подлежащие взысканию пени до суммы 203 000 руб., а штрафа - до суммы 4 700 руб., в связи с чем, удовлетворили исковые требования частично."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 февраля 2022 г. N Ф05-101/22 по делу N А40-22608/2021