• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 февраля 2022 г. N Ф05-32280/21 по делу N А40-98186/2021

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Акционерное общество "Оборонэнерго", являясь сетевой организацией, оказывает услуги по передаче электрической энергии и технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей к своим электрическим сетям. При этом основной целью деятельности ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации. Так, расположенные по адресам: Московская обл., г. Луховицы - 3, д. 50, д. 55, д. 57, д.58, д. 59, г. Бронницы ул. Красная 85, Домодедовский р-н, с. Ям, общежитие N 1, Тверская обл., Бологовский р-н, п. Хотилово, д. 5, д. 8, д. 9, д. 10, Торопецкий р-н, пос. Октябрьский, д.134, д. 136, д. 137, д. 313 а, Владимирская обл., Киржачский р-н, пос. Мележи д. 1, д. 2, пос. Барсово, д. 33, д. 73, д. 74, д. 75, д. 76, д. 78, д. 79, д. 80, д. 81, д. 82 - включены в перечень домов, обслуживаемых ФГБУ "ЦЖКУ". В силу ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. При этом собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий (п. 9 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Так, АО "Оборонэнерго" в лице филиала "Центральный" сообщило ФГБУ "ЦЖКУ" о необходимости установки приборов учета в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим на момент установки измерительных комплексов учета электроэнергии, что подтверждается письмами (от 17 июня 2019 г. N ЦНТЛР01/386, от 05 июля 2019 г. N ЦНТ/Р01/439, от 30 августа 2019 г. N ЦНТ/Р05/837, от 03 декабря 2019 г. N ЦНТУР05/1126, направленными в адрес ответчика, а также полученными ответами на них (от 08 августа 2019 г. N 370/У/11/2-1425). Даты и время допуска сотрудников АО "Оборонэнерго" к местам установки приборов учета также были предварительно письменно согласованы (от 08 августа 2019 г. N 370/У/11/2-1425; от 05 июля 2019 г. N370/У/2/22/3552). Факт установки измерительных комплексов учета электроэнергии истцом на объектах, относящихся к ведению ФГБУ "ЦЖКУ", признан ответчиком, указано, что "Учреждением и АО "Оборонэнерго" организовано взаимодействие по установке приборов учета электроэнергии в соответствии с требованиями ч. 12 ст. 13 ФЗ от 23 ноября 2009 г N 261-ФЗ". (от 28 января 2020 г. N 370/У/1/6/1084). По итогу завершения работ по установке, подключению и допуску в эксплуатацию измерительных комплексов учета электроэнергии истцом было направлено на согласование ответчику соглашение о возмещении расходов на установку приборов учета. Однако, данное соглашение не было подписано, в полученном от ответчика письме от 28 января 2020 г. N 370/У/1/6/1084, была указана причина отказа: "Установка ПУ энергоресурсов на объектах жилищного фонда за счет средств бюджета не предусмотрена". При этом из части 6.2 статьи 155 ЖК РФ, а также пункта 13 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 следует, что ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, управляющие организации оплачивают ресурсоснабжающим организациям. Управляющая компания в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые управляющей компанией услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (пункт 10 статьи 162 ЖК РФ, пункт 20 "Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, пункты 24, 26 Правил N 491). Применение указанных правовых норм в их системном толковании правомерно позволяет прийти к выводу о том, что именно управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета. Так, для оплаты понесенных расходов, АО "Оборонэнерго" 11 июня 2020 г. направило ответчику счет на оплату от 22 апреля 2020 г. N ЦНТ 00000040 на измерительные комплексы учета электроэнергии на общую сумму - 812.221,67 рублей, в т.ч НДС (20%) 135 370 руб. Однако, указанная сумма ответчиком не была возмещена.

Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения истца с настоящим иском, который был удовлетворён частично, что подтверждается решением и постановлением по делу. При этом суд в обжалуемых актах, удовлетворяя исковые требования в части, руководствуясь ст.ст. 216, 296, 298, 309, 310, 539-548, 1102 ГК РФ, ст.ст. 155, 161, 162 ЖК РФ,ФЗ от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", "Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011, правомерно исходил из того, что в данном случае возложение на ответчика обязанности по возмещению расходов по установке приборов учета является обоснованным с учетом совокупности вышеназванных норм, регулирующих спорные правоотношения."

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 февраля 2022 г. N Ф05-32280/21 по делу N А40-98186/2021