г. Москва |
|
22 февраля 2022 г. |
Дело N А40-110252/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.02.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 22.02.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Красновой С.В.
судей Лазаревой И.В., Филиной Е.Ю.,
при участии в заседании:
от ООО "Геоцентр": не явился, извещен,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве: Сухов Д.А. по дов. от 17.01.2022,
от ООО "Георента": не явился, извещен,
от Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 30.09.2021 и постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021 по делу N А40-110252/2021
по заявлению ООО "Геоцентр"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве,
о признании незаконным решения,
третьи лица: ООО "Георента", Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Геоцентр" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее -управление) от 29.04.2021 N КУВД-001/2021-804823/5; об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости на основании заявления от 15.01.2021 и представленных документов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Георента", Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.09.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального права, и принять новый судебный акт, которым отказать обществу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
Заявитель и третьи лица своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
В судебном заседании представитель управления доводы и требования кассационной жалобы поддержал.
Отводов составу суда и отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 15.01.2021 заявитель обратился в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.
Основанием для данного обращения послужило решение о реорганизации ООО "Георента" (протокол N 1 внеочередного собрания участников от 01.03.2017) и передаточный акт от 01.03.2017, в соответствии с которыми ООО "Георента" передало обществу нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Москва, ул. 2-я Синичкина, д. 9а, стр. 3, с кадастровыми номерами: 77:04:0001001:4911 и 77:04:0001001:9529.
В ходе рассмотрения документов управлением было вынесено уведомление о приостановлении осуществления государственной регистрации права.
Впоследствии управлением было принято решение от 29.04.2021 N КУВД-001/2021-804823/5 об отказе в государственной регистрации права собственности.
В качестве основания для отказа в регистрации права Управление указало, что не устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, а именно: наличие объектов недвижимости, расположенных в границах земельного участка с адресным ориентиром: г. Москва, ул. 2-я Синичкина, д. 9А, стр. 3, в приложении N 2 к Постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" под пунктом 751.
Полагая, что оспариваемый отказ является необоснованным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суд первой инстанции исходил из следующего.
Управление осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), а также в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов (договора) ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как установлено судом, 12.12.2018 Лефортовским районным судом города Москвы было вынесено решение об отказе в удовлетворении иска Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы о признании самовольной постройкой объекта недвижимости по адресу: г. Москва, ул. 2-я Синичкина, д. 9А, стр. 3.
Суд указал, что само по себе включение объекта недвижимого имущества в утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных для целей строительства и при отсутствии разрешения на строительство, не может являться основанием для приостановления либо отказа в государственной регистрации.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что заявителем были представлены все необходимые документы, отвечающие требованиям ст. 21 Закона N 218-ФЗ, а также соответствующие по форме и содержанию требованиям действующего законодательства.
Следовательно, у управления отсутствовали правовые основания, предусмотренные Законом N 218-ФЗ, для отказа в государственной регистрации права собственности.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы, приведенные Управлением в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой и апелляционной инстанций доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.09.2021 и постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021 по делу N А40-110252/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
И.В. Лазарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
...
Суд указал, что само по себе включение объекта недвижимого имущества в утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных для целей строительства и при отсутствии разрешения на строительство, не может являться основанием для приостановления либо отказа в государственной регистрации.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что заявителем были представлены все необходимые документы, отвечающие требованиям ст. 21 Закона N 218-ФЗ, а также соответствующие по форме и содержанию требованиям действующего законодательства.
Следовательно, у управления отсутствовали правовые основания, предусмотренные Законом N 218-ФЗ, для отказа в государственной регистрации права собственности."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 февраля 2022 г. N Ф05-521/22 по делу N А40-110252/2021