город Москва |
|
28 февраля 2022 г. |
Дело N А40-86020/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.02.2022.
Полный текст постановления изготовлен 28.02.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Кочеткова А.А.,
судей: Ворониной Е.Ю., Гришиной Т.Ю.,
при участии в заседании:
от истца - Боярская Ю.С., дов. N 61 от 15.12.2022
от ответчика (ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России) -
от ответчика (Минобороны России) - Мамонтов М.В., дов. N 207/5/Д/7 от 25.03.2021
рассмотрев 21 февраля 2022 года в судебном заседании кассационные жалобы
Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.08.2021 и
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2021,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Буревестник"
к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
иск заявлен обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Буревестник" к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.10.2020 по 31.01.2021 в размере 701 446 руб. 61 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.08.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2021, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство обороны Российской Федерации и Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационными жалобами, в которых просят принятые по делу судебные акты отменить, поскольку полагают, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам, а обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм материального права.
Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационных жалоб, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Министерства обороны Российской Федерации поддержал доводы кассационных жалоб, просил удовлетворить, отменив обжалуемые судебные акты по изложенным доводам.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационных жалоб, ссылаясь на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационных жалоб, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также соответствие выводов в обжалуемых судебных актах имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационных жалоб, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, и установлено судами первой и апелляционной инстанций, истец является управляющей организацией в спорных многоквартирных домах, в обязанности которой входит обеспечение надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг.
Квартиры, расположенные в спорных домах являются федеральной собственностью и принадлежат Российской Федерации в лице Министерства обороны.
Согласно Выпискам из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, собственником спорных квартир, является Российская Федерация.
Правообладателем данных квартир является Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, иных прав на спорные квартиры за иными лицами не зарегистрировано.
Часть жилых помещений в МКД не заселены, то есть не заключены договоры найма, социального найма жилых помещений, вследствие чего у Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации как лица, за которым жилые помещения закреплены на праве оперативного управления, имеется обязанность по внесению истцу платы за содержание и текущий ремонт, а также коммунальные услуги, оказываемые в отношении незаселенного (пустующего) фонда.
За период с 01.10.2020 по 31.01.2021 за Федеральным государственным казенным учреждением "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации образовалась задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 701 446 руб. 61 коп.
Поскольку ответчики в добровольном порядке требования истца не удовлетворили, истец обратился с настоящим иском в суд.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 120, 210, 216, 296, 298, 299, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 37, 39, 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, установив, что Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в спорный период обладало правом оперативного управления на спорные помещения, суды первой и апелляционной инстанций пришли к законному и обоснованному выводу о том, что обязательства по содержанию спорных квартир должно нести Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации факт наличия задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг доказан, субсидиарную ответственность несет собственник имущества - Министерство обороны Российской Федерации, в связи с чем признали требования истца подлежащими удовлетворению.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (части 1, 2 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71, пункта 2 части 4 статьи 170, пункта 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Иная оценка заявителями кассационных жалоб установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Доводы кассационных жалоб были предметом исследования судов, получили соответствующую оценку, и с учетом установленных судами фактических обстоятельств выводы судов не опровергают, не подтверждают нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для отмены судебных актов.
По существу заявленные в кассационных жалобах доводы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, они не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения участвующих в деле лиц и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем, кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.08.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2021 по делу N А40-86020/21 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 120, 210, 216, 296, 298, 299, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 37, 39, 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, установив, что Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в спорный период обладало правом оперативного управления на спорные помещения, суды первой и апелляционной инстанций пришли к законному и обоснованному выводу о том, что обязательства по содержанию спорных квартир должно нести Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации факт наличия задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг доказан, субсидиарную ответственность несет собственник имущества - Министерство обороны Российской Федерации, в связи с чем признали требования истца подлежащими удовлетворению."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 февраля 2022 г. N Ф05-139/22 по делу N А40-86020/2021