г. Москва |
|
3 марта 2022 г. |
Дело N А40-214277/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца: общества с ограниченной ответственностью "Мемориал-сервис+" - извещено, представитель не явился;
от ответчика: Департамента городского имущества города Москвы- извещено, представитель не явился;
от государственного бюджетного учреждения города Москвы "Ритуал"- Полищук О.А., представитель по доверенности от 22 июня 2021 года
от третьих лиц: извещены, представители не явились;
рассмотрев 16-24 февраля 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 13 августа 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 30 ноября 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А40-214277/20,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мемориал-сервис+"
к Департаменту городского имущества города Москвы
третьи лица: Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, Департамент торговли и услуг города Москвы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, государственное бюджетное учреждение города Москвы "Ритуал"
об установлении границ участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мемориал-сервис+" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - департамент) о признании недействительными материалов межевания в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:17:0000000:3389 в части указания местоположения границ данного земельного участка, об исключении из ЕГРН сведений о местоположении границ данного участка, установлении границы земельного участка 77:17:0000000:3389, площадью 466 кв. м, расположенный по адресу: г. Москва, п. Внуковское, д. Пыхтино, вл. 8ю, в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в межевом плане от 20 мая 2020 года.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13 августа 2021 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2021 года, признаны недействительными результаты межевания в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:17:0000000:3389 в части указания местоположения границ данного земельного участка; установлены границы земельного участка 77:17:0000000:3389, площадью 466 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, п. Внуковское, д. Пыхтино, вл. 8ю, в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в межевом плане от 20 мая 2020 года, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с выводами судов, департамент обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель государственного бюджетного учреждения города Москвы "Ритуал" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежаще.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат отмене.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 77:17:000000:3389, расположенный по адресу: г. Москва, п. Внуковское, д. Пыхтино, вл. 8ю.
Соседние земельные участки с кадастровыми номерами 77:17:0100211:10411, 77:17:0100211:10412 образуют территорию Пыхтинского кладбища, принадлежат городу Москве и представлены в пользование ГБУ "Ритуал".
При проведении работ по уточнению границ территории кладбища установлено, что часть территории кладбища с уже имеющимися гражданскими захоронениями частично расположена на земельном участке с кадастровым номером 77:17:0000000:3389.
В результате проведенного обследования территории кладбища установлено наличие захоронений и объектов инфраструктуры кладбища на земельном участке с кадастровым номером 77:17:000000:3389 (смежным с земельным участком с кадастровым номером 77:17:0100211:10412). Площадь участка с кадастровым номером 77:17:0000:3389, занятого захоронениями, составляет 466 кв. м.
В связи с тем, что во внесудебном порядке границы земельных участков изменены не были, общество обратилось в суд.
Удовлетворяя требования истца, суды пришли к выводу, что избранный истцом способ защиты создает реальную возможность восстановления прав истца, поскольку оба земельных участка находятся в собственности города Москвы и именно Департамент городского имущества города Москвы передавал их в пользование ответчику и третьему лицу в их существующих границах, в связи с чем истец не лишен права либо обращаться за исправлением кадастровой ошибки, либо в качестве альтернативного способа обращаться с требованием об установлении (определении) границ земельного участка как самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица. Суды пришли к выводу о незаконности межевания 1999 года и установили границы в соответствии с межевым планом 2020 года.
Между тем судами не учтено следующее.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действовавшем в редакции на момент внесения в ГКН сведений о спорном земельном участке, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 7 Закона N 221-ФЗ).
Из содержания части 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
В соответствии с частью 4 статьи 6 закона N 221-ФЗ при ведении государственного кадастра недвижимости применяется единая государственная система координат, установленная Правительством Российской Федерации для использования при осуществлении геодезических и картографических работ.
Из взаимосвязанных положений пунктов 1, 4, 5, 6 статьи 38 Закона N 221-ФЗ следует, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельных участках или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Межевой план состоит из графической и текстовой частей.
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе кадастра, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее - акт согласования местоположения границ).
Таким образом, результатом проведения работ по межеванию является составление межевого плана.
Между тем, сам по себе межевой план земельного участка, без принятия соответствующим органом решения о постановке земельного участка на кадастровый учет, не порождает каких-либо правовых последствий, в связи с чем требования о признании материалов межевания являются неверным способом защиты нарушенного права.
Судами также указано на наличие кадастровой ошибки в сведениях ЕГРН.
В силу статьи 28 Закона N 221-ФЗ, действующей до 1 января 2017 года, кадастровой ошибкой в сведениях является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях) (пункт 2 части 1). Если иное не предусмотрено настоящей статьей, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4). Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, а также суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (часть 5).
Согласно статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", действующего с 1 января 2017 года, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3). В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда (часть 4).
По смыслу пункта 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" суд вправе сделать выводы о допущенной кадастровой (реестровой) ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.
В обжалуемых судебных актах судами не указано, на основании каких доказательств они пришли к выводу о наличии кадастровой ошибки в сведениях ЕГРН, кто именно и на каком этапе кадастрирования какого земельного участка такая ошибка была допущена.
Относительно установления границ земельного участка с кадастровым номером 77:17:0000:3389 в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в межевом плане от 20 мая 2020 года, суд округа отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Как следует из части 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений.
Установление судом границ земельного участка позволяет провести его окончательную индивидуализацию и поставить его на соответствующий государственный учет, создает определенность в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков.
Иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество (абзац третий пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановления N 10/22), абзац второй пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 года N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество").
Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.
Предметом доказывания по делам об установлении границ земельных участков является в том числе: факт и момент возникновения у истца права на смежный земельный участок; факт наложения границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, и земельного участка, принадлежащего ответчику.
Результатом разрешения судом требования об установлении границ земельного участка является установление: границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, если судом будет установлено, что истец обладает данным земельным участком на законном праве; границ смежного земельного участка, принадлежащего ответчику.
Принимая обжалуемое решение, в части требований об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 77:17:0000:3389 в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в межевом плане от 20 мая 2020 года, суд первой инстанции ограничился исключительно констатацией того факта, что новый межевой план "учитывает наличие захоронений на земельном участке с кадастровым номером 77:17:000000:3389".
Межевой план не были проверен на соответствие требованиям закона, координаты измененных поворотных точек приведены не были, не проверено, соблюдены ли права и законные интересы правообладателей и пользователей смежных земельных участков, то есть суд, не обладая специальными познаниями в области геодезии и картографии установил границы земельного участка на основании неподтвержденных и непроверенных сведений.
По существу, суд первой инстанции не рассмотрел требования об установлении границ земельного участка, тем самым не рассмотрел спор, нарушив права как истца, так и ответчика, и третьего лица.
В соответствии с частью 5 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть решения должна содержать выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении полностью или в части каждого из заявленных требований.
В настоящем случае решение суда об установлении границ в соответствии с межевым планом не является исполнимым, поскольку межевой план не может являться приложением к решению суда. Данная формулировка исключает возможность осуществления регистрационных действий и кадастрового учета.
Повторно рассматривая настоящий спор, суд апелляционной инстанции не устранил допущенные судом первой инстанции нарушения норм процессуального права.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании не полного и не всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, суд кассационной инстанции лишен возможности принять новый судебный акт.
Учитывая, что допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции, кассационная инстанция, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное, уточнить заявленные требования, исходя из подлежащих применению норм материального права, на основании полного, всестороннего и объективного исследования и оценки всех имеющихся в деле доказательств, доводов и возражений лиц, участвующих в деле, установить обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела, рассмотреть вопрос о проведении по делу судебной экспертизы, установить границы в соответствии с требованиями закона, правильно применив нормы материального права принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13 августа 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2021 года по делу N А40-214277/20 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из части 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений.
...
Иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество (абзац третий пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановления N 10/22), абзац второй пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 года N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество")."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 марта 2022 г. N Ф05-525/22 по делу N А40-214277/2020
Хронология рассмотрения дела:
23.12.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-525/2022
14.10.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-52124/2024
27.06.2024 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-214277/20
03.03.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-525/2022
30.11.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-66466/2021
13.08.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-214277/20