г. Москва |
|
3 марта 2022 г. |
Дело N А40-62118/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.02.2022.
Полный текст постановления изготовлен 03.03.2022.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Ярцева Д.Г.,
судей Кобылянского В.В., Петровой В.В.,
при участии в заседании:
от истца: Департамента городского имущества города Москвы - без участия (извещен);
от ответчика: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Владимирова Е.А., по доверенности от 31.01.2022;
от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Шелл нефть" - без участия (извещено);
рассмотрев 24.02.2022 в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11.06.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2021 по делу N А40-62118/2021
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Шелл нефть"
о признании незаконным уведомления
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы обратился (далее - заявитель, Департамент) в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) N КУВД-001/2020-15981263/2, MFC0558/2020-430988 от 30.12.2020 об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка N М-07-055706 от 14.09.2020.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "Шелл нефть" (далее - третье лицо, ООО "Шелл нефть").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.06.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2021, в удовлетворении заявленных Департаментом требований было отказано.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется по кассационной жалобе Департамента городского имущества города Москвы, который полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, судами при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов нарушены нормы материального и процессуального права, в связи с чем просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Москве возражал против удовлетворения кассационной жалобы Департамента городского имущества города Москвы, полагая, что принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными.
Представители Департамента городского имущества города Москвы и ООО "Шелл нефть" в судебное заседание не явились, в соответствии со статьями 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные лица считаются извещенными о времени и месте проведения судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив в пределах требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 14.09.2020 между Департаментом городского имущества города Москвы (арендодатель) и ООО "Шелл нефть" (арендатор) заключен договор аренды N М-07-055706, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 77:07:0015002:134 по адресу: г. Москва, Боровское шоссе, вл. 6А, предоставляемый для эксплуатации нежилого здания под размещение автозаправочных станций (бензиновых, газовых), размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов придорожного сервиса, размещение автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей в соответствии с установленным разрешенным использованием участка сроком до 19.04.2068 (далее - договор аренды).
Департамент обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации договора аренды N М-07-055706 от 14.09.2020.
По итогам рассмотрения указанного заявления Управление Росреестра по Москве направило в адрес Департамента уведомление N КУВД001/2020-15981263/2, MFC-0558/2020-430988 от 30.12.2020 об отказе в осуществлении действий по государственной регистрации договора аренды.
Причинами отказа в государственной регистрации договора аренды послужило:
- отсутствие сведений о вспомогательных видах разрешенного использования для территориальной зоны с учетным номером 77.08.1.1765, а также сведений о соблюдении пункта 3.3.5 Постановления Правительства Москвы "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Москвы" от 28.03.2017, N 120-ПП (далее - Правилам N 120-ПП);
- участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории.
- договор аренды не содержит исчерпывающий перечень ограничений предмета аренды.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента городского имущества города Москвы в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований Департамента, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия оснований для проведения государственной регистрации договора аренды земельного участка в отношении указанного выше объекта недвижимости.
Вместе с тем, судами не учтено следующее.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Управление, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости.
Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 к заявлению о государственном кадастровом учете и или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов (договора) ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации).
В силу статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным Кодексом, федеральными законами; помимо прочего могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Согласно пункту 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации охранные зоны являются зонами с особыми условиями использования территорий.
При этом, пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Согласно части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Действующим законодательством не предусмотрено внесение вспомогательных видов разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), если суммарная доля общей площади объекта капитального строительства вспомогательных видов разрешенного использования в пределах земельного участка составляет не более 25% от суммарной общей площади всех объектов капитального строительства в пределах земельного участка. Внесение в ЕГРН вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков является правом, а не обязанностью правообладателя.
В соответствии со статьями 1 и 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом градостроительного зонирования являются Правилам N 120-ПП.
Согласно сведениям из ЕГРН разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 77:07:0015002:134 - размещение автозаправочных станций (бензиновых, газовых); размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов придорожного сервиса (п. 4.9.1.1); размещение автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей (4.9.1.3).
В соответствии с пунктом 3.3.4 Правил N 120-ПП вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка устанавливаются для всех территориальных зон, за исключением территориальных зон, указанных в пункте 3.3.6 настоящих Правил (территориальные зоны, для которых предусмотрен основной вид разрешенного использования с кодами 5.1.3, 5.2, 9.0, 9.1, 9.2, 11.1, 12.0.2, 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.16, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.11, 1.12, 1.13, 1.15, 1.17, 1.18. 2.1. 2.2, 13.2).
Нормами пункта 3.3.5 Правил N 120-ПП определены условия и критерии, при соблюдении которых допускается применение вспомогательных видов разрешенного использования: 1) вспомогательные виды разрешенного использования должны быть выбраны из числа видов, не установленных в качестве основных или условно-разрешенных для территориальной зоны, в которой находится земельный участок; 2) вспомогательный вид разрешенного использования не может реализоваться без реализации основного вида разрешенного использования 3) в случае, если выбранный вид разрешенного использования предусматривает размещение объектов капитального строительства, то их строительство может опережать во времени реализацию основных, условно-разрешенных видов разрешенного использования (но не может быть единственным фактическим использованием земельного участка или объектов капитального строительства; 4) суммарная доля общей площади всех объектов капитального строительства вспомогательных видов разрешенного использования в пределах земельного участка должна составлять не более 25% от суммарной общей площади всех объектов капитального строительства, включая площадь подземных частей зданий, с кружений, возможных к размещению (сохранению, реконструкции, строительству) в пределах земельного участка.
Вместе с тем судами первой и апелляционной инстанций не дана оценка доводам Департамента о том, что согласно Правилам N 120-ПП земельный участок с кадастровым номером 77:07:0015002:134 расположен в границах территориальных зон с кодами 4.9.1.1 и 4.9.1.3, спорный земельный участок не отнесен к территориальным зонам, указанным в пункте 3.3.6 Правил N 120-ПП и может быть использован с учетом вспомогательных видов разрешенного использования при условии соблюдения критериев, определенных Правилами N 120-ПП.
Кроме того, делая вывод о том, что земельный участок полностью расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (в зоне полосы воздушных подходов Аэродромов), судами не дана оценка сведениям, содержащимся в выписке из ЕГРЮЛ.
Таким образом, поскольку для разрешения спора требуется исследование и оценка доказательств, дополнительное выяснение обстоятельств, что выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции, обжалуемые судебные акты подлежат отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо всесторонне, полно и объективно исследовав все доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, и установив по результатам их оценки обстоятельства спора, разрешить его, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11.06.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2021 по делу N А40-62118/2021 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Д.Г. Ярцев |
Судьи |
В.В. Кобылянский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3.3.4 Правил N 120-ПП вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка устанавливаются для всех территориальных зон, за исключением территориальных зон, указанных в пункте 3.3.6 настоящих Правил (территориальные зоны, для которых предусмотрен основной вид разрешенного использования с кодами 5.1.3, 5.2, 9.0, 9.1, 9.2, 11.1, 12.0.2, 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.16, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.11, 1.12, 1.13, 1.15, 1.17, 1.18. 2.1. 2.2, 13.2).
Нормами пункта 3.3.5 Правил N 120-ПП определены условия и критерии, при соблюдении которых допускается применение вспомогательных видов разрешенного использования: 1) вспомогательные виды разрешенного использования должны быть выбраны из числа видов, не установленных в качестве основных или условно-разрешенных для территориальной зоны, в которой находится земельный участок; 2) вспомогательный вид разрешенного использования не может реализоваться без реализации основного вида разрешенного использования 3) в случае, если выбранный вид разрешенного использования предусматривает размещение объектов капитального строительства, то их строительство может опережать во времени реализацию основных, условно-разрешенных видов разрешенного использования (но не может быть единственным фактическим использованием земельного участка или объектов капитального строительства; 4) суммарная доля общей площади всех объектов капитального строительства вспомогательных видов разрешенного использования в пределах земельного участка должна составлять не более 25% от суммарной общей площади всех объектов капитального строительства, включая площадь подземных частей зданий, с кружений, возможных к размещению (сохранению, реконструкции, строительству) в пределах земельного участка.
Вместе с тем судами первой и апелляционной инстанций не дана оценка доводам Департамента о том, что согласно Правилам N 120-ПП земельный участок с кадастровым номером 77:07:0015002:134 расположен в границах территориальных зон с кодами 4.9.1.1 и 4.9.1.3, спорный земельный участок не отнесен к территориальным зонам, указанным в пункте 3.3.6 Правил N 120-ПП и может быть использован с учетом вспомогательных видов разрешенного использования при условии соблюдения критериев, определенных Правилами N 120-ПП."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 марта 2022 г. N Ф05-34645/21 по делу N А40-62118/2021
Хронология рассмотрения дела:
25.01.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-34645/2021
22.09.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-45775/2022
20.05.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-62118/2021
03.03.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-34645/2021
16.02.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-34645/2021
15.11.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-61697/2021
11.06.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-62118/2021