г. Москва |
|
9 марта 2022 г. |
Дело N А41-54912/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.03.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 09.03.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Красновой С.В.
судей Лазаревой И.В., Федуловой Л.В.,
при участии в заседании:
от АО "Мособлгаз": не явился, извещен,
от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 05.10.2021 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021 по делу N А41-54912/2021
по заявлению АО "Мособлгаз"
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
об оспаривании уведомления и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Мособлгаз" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление) о признании незаконным уведомление от 02.06.2021 N КУВД-001/2020-11864261/7 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; об обязании Управления произвести кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на сооружение "Газопровод высокого P <= 1,2 Мпа и среднего давления P <= 0,3 Мпа с ГРП" протяженностью 570 м, расположенный по адресу: Московская область, Дмитровский г.о., в районе с. Игнатово.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.10.2021, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
Стороны своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Отводов составу суда не поступило. Заявитель в письменном отзыве против удовлетворения кассационной жалобы возражает.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 17.08.2020 заявитель обратился в Управление с заявлением N MFC-0555/2020-505283-1 о государственном кадастровом учете и государственной регистрацию прав в отношении сооружения "Газопровод высокого P <= 1,2 Мпа и среднего давления P <= 0,3 Мпа с ГРП" протяженностью 570 м, расположенный по адресу: Московская область, Дмитровский г.о., в районе с. Игнатово, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг.
Уведомлением Управления от 02.09.2020 N КУВД-001/2020-11864261/1 действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении газопровода приостановлены до 02.12.2020.
В качестве оснований для приостановления указано, что ОКС не полностью входит в границы земельного участка; электронный образ проектной документации не обеспечивает визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1.
Заявитель представил в Управление дополнительные документы, а именно: технический план от 15.09.2020, проектную документацию сооружения от 01.01.2019 N ТП-04.02.2019/27-ППО, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг от 09.10.2020.
Уведомлением Управления N КУВД-001/2020-11864261/2 от 09.11.2020 действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении газопровода приостановлены до 02.12.2020.
Заявитель представил в Управление дополнительные документы, а именно: технический план от 24.11.2020, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг от 24.11.2020.
Также 30.12.2020 заявитель представил в Управление заявление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг от 30.11.2020.
Кроме того, заявитель представил в Управление дополнительные документы, а именно: технический план от 11.12.2020, информационное письмо от 08.12.2020 N 15426, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг от 11.12.2020.
Уведомлениями Управления от 03.12.2020 N КУВД-001/2020-11864261/4, КУВД-001/2020-11864261/5 действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении газопровода приостановлены до 03.12.2020.
Уведомлением Управления от 04.12.2020 N КУВД-001/2020-11864261/6 действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении газопровода приостановлены до 31.05.2021.
02.06.2021 Управлением принято решение об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, оформленное уведомлением N КУВД-001/2020-11864261/7.
Управление отказало в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с истечением срока приостановления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав.
Полагая отказ незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций признали их обоснованными по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный статьей 18 Закона, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 утвердившим форму технического плана и требования к его подготовке, в абзацах 1, 4, 6 пункта 21 закреплено, что технический план подготавливается в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, и оформляется в виде файлов в формате XML (далее - XML-документ), созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.
Из представленных в материалы дела документов следует, что заявителем трижды представлялся технический план для осуществления регистрационных действий.
Суды указали, что ссылка на наличие противоречий, содержащихся в техническом плане, подготовленном в форме электронного документа в виде файла в формате XML и в заявлении об объекте недвижимости, противоречит указанию регистрирующего органа на то, что подготовленный в виде XML-документа технический план не обеспечивает считывание и контроль представленных данных.
Кроме того, указание Управления на то, что объект капитального строительства не полностью входит в границы земельных участков (518,21 кв. м и 2,51 кв. м), признано обоснованным.
Согласно пункту 4.4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно.
В силу пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с перечнем видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, к таким объектам отнесены нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром D N 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 6).
Следовательно, для размещения спорного объекта не требовалось представления правоустанавливающего документа на земельный участок.
На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой и апелляционной инстанций доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05.10.2021 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021 по делу N А41-54912/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
И.В. Лазарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4.4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно.
В силу пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с перечнем видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, к таким объектам отнесены нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром D N 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 6)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 марта 2022 г. N Ф05-3021/22 по делу N А41-54912/2021