г. Москва |
|
18 марта 2022 г. |
Дело N А40-81607/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.03.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 18.03.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Красновой С.В.
судей Лазаревой И.В., Федуловой Л.В.,
при участии в заседании:
от Департамента городского имущества города Москвы: Кастальская Г.С. по дов. от 19.11.2021,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве: Дибаева Э.А. по дов. от 17.01.2022,
от ГБУ города Москвы Московское городское Бюро технической инвентаризации: не явился, извещен,
от ООО водноспортивный комплекс "Буревестник": Хромов С.А. по дов. от 01.09.2019,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 12.08.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021 по делу N А40-81607/2021
по иску Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
об обязании снять с государственного кадастрового учета объект недвижимости,
третьи лица: ГБУ города Москвы Московское городское Бюро технической инвентаризации; ООО водноспортивный комплекс "Буревестник"
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление) о возложении на ответчика обязанности снять с государственного кадастрового учета объект - нежилое здание площадью 193,8 кв. м с кадастровым номером 77:08:0015001:1014 и учтенные в его составе помещения с кадастровыми номерами 77:08:0015001:1082, 77:08:0015001:1083, 77:08:0015001:1084, 77:08:0015001:1085, 77:08:0015001:1086, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Летная, д. 99А, стр. 5.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГБУ города Москвы Московское городское Бюро технической инвентаризации; ООО водноспортивный комплекс "Буревестник" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.08.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021, требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
ГБУ города Москвы Московское городское Бюро технической инвентаризации своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Отводов составу суда и отзыва на кассационную жалобу не поступило.
В судебном заседании представитель Управления доводы и требования кассационной жалобы поддержал, представители Департамента и общества против удовлетворения кассационной жалобы возражали.
Отводов составу суда не поступило.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Департамент в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" осуществляет функции по распоряжению движимым и недвижимым имуществом города Москвы, являющимся собственностью города, в том числе жилыми и нежилыми помещениями, выполняет полномочия собственника по использованию, охране и их учету на территории города Москвы.
В настоящее время в сведениях ЕГРН имеются данные о постановке на кадастровый учет со статусом "ранее учтенный" объекта недвижимости по адресу: г. Москва, ул. Летная, д. 99А, стр. 5 с кадастровым номером 77:08:0015001:1014.
Сведения о здании по вышеуказанному адресу по состоянию на 31.12.2012 были переданы в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве из ГБУ "МосгорБТИ" в соответствии с частью 3 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 11.01.2011 N 1 "О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости".
Ранее Департаментом проводились мероприятия по постановке указанного выше объекта на учет в качестве бесхозяйного, в результате чего 02.08.2019 нежилое здание по адресу: г. Москва ул. Летная, д. 99А, стр. 5 было поставлено на учет как бесхозяйный объект недвижимости (запись в ЕГРН N 77:08:0015001:1014-77/007/2019-1).
Вместе с тем, в связи с запросом Управления от 20.05.2019 N 07-2145/2019 Департаментом совместно с ГБУ МосгорБТИ проводились мероприятия по уточнению технических характеристик указанного объекта недвижимости, и согласно данным ГБУ МосгорБТИ в архивной документации учреждения содержится информация, что данный объект является временным строением.
В связи с подтверждением факта ошибочной передачи в сведения ЕГРН данных в отношении вышеуказанного объекта, в Управление ГБУ МосгорБТИ были направлены обращения о необходимости исключения из сведений ЕГРН данных о нем и учтенные в его составе, помещениям с кадастровыми номерами 77:08:0015001:1082, 77:08:0015001:1083, 77:08:0015001:1084, 77:08:0015001:1085, 77:08:0015001:1086 (обращения от 17.07.2019 N ИС-16208/19, от 06.11.2020 N ИС-29029/20).
Данный факт также подтверждается многочисленными обращениями ООО ВСК "Буревестник", адресованными в адрес Департамента.
В свою очередь, в результате рассмотрения обращений ГБУ МосгорБТИ письмом N 11-10476/2020 от 29.12.2020 Управлением было отказано в снятии с государственного кадастрового учета объекта с кадастровым номером 77:08:0015001:1014.
Таким образом, сведения ЕГРН о кадастровом учете в отношении указанного объекта являются недостоверными, что противоречит пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), а также пункту 1 статьи 8.1
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В пункте 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, закреплена правовая позиция о правомерности отказа органа кадастрового учета в постановке на кадастровый учет объекта, не обладающего признаками недвижимой вещи, поскольку законодательство Российской Федерации не предусматривает осуществления кадастрового учета объекта, не являющегося объектом недвижимости.
Из изложенного следует, что при осуществлении государственного кадастрового учета проведенной правовой экспертизой документов, представленных заинтересованными лицами, должно быть подтверждено наличие у объекта признаков недвижимости, в противном случае внесение в ЕГРН сведений об объекте, не являющемся недвижимой вещью, признается незаконным.
На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы, приведенные Управлением в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой и апелляционной инстанций доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.08.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021 по делу N А40-81607/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
И.В. Лазарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В связи с подтверждением факта ошибочной передачи в сведения ЕГРН данных в отношении вышеуказанного объекта, в Управление ГБУ МосгорБТИ были направлены обращения о необходимости исключения из сведений ЕГРН данных о нем и учтенные в его составе, помещениям с кадастровыми номерами 77:08:0015001:1082, 77:08:0015001:1083, 77:08:0015001:1084, 77:08:0015001:1085, 77:08:0015001:1086 (обращения от 17.07.2019 N ИС-16208/19, от 06.11.2020 N ИС-29029/20).
Данный факт также подтверждается многочисленными обращениями ООО ВСК "Буревестник", адресованными в адрес Департамента.
В свою очередь, в результате рассмотрения обращений ГБУ МосгорБТИ письмом N 11-10476/2020 от 29.12.2020 Управлением было отказано в снятии с государственного кадастрового учета объекта с кадастровым номером 77:08:0015001:1014.
Таким образом, сведения ЕГРН о кадастровом учете в отношении указанного объекта являются недостоверными, что противоречит пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), а также пункту 1 статьи 8.1
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 марта 2022 г. N Ф05-3355/22 по делу N А40-81607/2021