город Москва |
|
21 марта 2022 г. |
Дело N А40-79912/21-21-583 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) СНТ "Щербинка" завода СВАРЗ: Гольдина Р.С. (дов. от 15.06.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы: Дядюры В.А. (дов. N МКА-03-4552/0 от 29.05.2020 г.);
от третьего лица Префектуры Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы: не явились, извещены;
от третьего лица Администрации поселения Воскресенское: не явились, извещены;
рассмотрев 15 марта 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу СНТ "Щербинка" завода СВАРЗ
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11 августа 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2021 г.,
по делу N А40-79912/21-21-583
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Щербинка" завода СВАРЗ
к Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы
о признании незаконным распоряжения от 06 мая 2020 г. N 598 в части,
третьи лица: Префектура Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы; Администрация поселения Воскресенское,
УСТАНОВИЛ: 06 мая 2020 г. Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее - Москомархитектура) в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы", Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 564 "Об утверждении положения о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов" и решением Градостроительно-земельной комиссии города Москвы (пункт 6 протокола от 09 апреля 2020 г. N 10) издано распоряжение N 598 "О подготовке проекта планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - улица районного значения от улицы Южная до Залинейного переулка с выездами на Варшавское шоссе" (далее - распоряжение).
Считая свои права нарушенными, поскольку проект планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - улица районного значения от улицы Южная до Залинейного переулка с выездами на Варшавское шоссе в соответствии с письмом Москомархитектуры от 30 марта 2021 г. N МКА-20-2415/1-1 предусматривает изъятие части земельного участка товарищества и 9 (девяти) земельных участков членов товарищества, СНТ "Щербинка" завода СВАРЗ обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Москомархитектуре о признании распоряжения недействительным в части (с учетом уточнения требований):
включения земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020516:203, принадлежащего СНТ "Щербинка" завода СВАРЗ, в документацию по планировке территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - улица районного значения от улицы Южная до Залинейного переулка с выездами на Варшавское шоссе;
документации по планировке территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - улица районного значения от улицы Южная до Залинейного переулка с выездами на Варшавское шоссе в части, предусматривающей изъятие земельных участков СНТ "Щербинка" завода СВАРЗ и членов СНТ "Щербинка" завода СВАРЗ.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что товарищество образовано в 1954 году решениями Подольского райисполкома от 27 мая 1954 г. и Мособлисполкомом от 26 июня 1954 г. N 585/9 с земельным участком площадью 160 600 кв.м. и земля закреплена за СНТ постановлением главы администрации Подольского района Московской области от 10 июля 1995 г. N 765, в том числе - 33 033 кв.м находятся в коллективной собственности (земля общего пользования СНТ), что подтверждается свидетельствами от 30 октября 1995 г. серии XXV МО-27-11 N 0227128 и о государственной регистрации права от 15 сентября 2015 г. Земельный участок площадью 33 033 кв.м, являющийся землями общего пользования СНТ, поставлен на кадастровый учет и имеет кадастровый номер 50:27:0020516:203. Остальная часть (157 земельных участков) в личной собственности граждан, имущественные права у которых оформлены в установленном законом порядке. Изъятие земли СНТ по проекту необходимо для строительства местной дороги, соединяющей Варшавское (Симферопольское) шоссе и улицу Восточная, однако, по мнению товарищества, соединение Варшавского (Симферопольского) шоссе с Восточной улицей возможно иным образом, не через улицу Маяковского и без изъятия земли СНТ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Префектура Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы и Администрация поселения Воскресенское.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 августа 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе СНТ "Щербинка" завода СВАРЗ просит об отмене принятых по настоящему делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на наличие оснований для отмены оспариваемого распоряжения в части включения территории СНТ в проект планировки территории.
В отзыве на кассационную жалобу Москомархитектура просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзывы на кассационную жалобу от третьих лиц не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель СНТ "Щербинка" завода СВАРЗ поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Москомархитектуры против ее удовлетворения возражал.
Представители третьих лиц в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Статья 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности, в том числе к ним относится подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 7 Закона города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" (далее - Градостроительный кодекс города Москвы) утверждение документации по планировке территорий относится к полномочиям Правительства Москвы.
Основанием для разработки проекта планировки территории является правовой акт Правительства Москвы или уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством (статья 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи.
Из части 3 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов регионального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) в границах субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в частях 2, 3.2 и 4.1 настоящей статьи.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10 указанной статьи).
В соответствии с пунктами 4.1 и 4.2.6 Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 07 ноября 2012 г. N 633-ПП, Москомархитектура принимает решения о подготовке проектов планировки территории, а также разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проекты правовых актов по проектам планировки территории.
Указанные полномочия отражены в пункте 1.3 Приложения к постановлению Правительства Москвы от 30 апреля 2019 г. N 449-ПП "Об утверждении Положения о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территорий в городе Москве", согласно которому основанием для подготовки проекта планировки территории является подготовленный в соответствии с решением Градостроительно-земельной комиссии города Москвы правовой акт Москомархитектуры.
В соответствии с Положением о Градостроительно-земельной комиссии города Москвы ( далее - ГЗК), утвержденном постановлением Правительства Москвы от 16 ноября 2010 г. N 1019-ПП, ГЗК является постоянно действующим рабочим органом Правительства Москвы, к функциям которого относится рассмотрение и принятие решений по вопросам в области градостроительной деятельности, в том числе о разработке проектов планировки территорий города Москвы. Решения Комиссии являются поручениями для органов исполнительной власти города Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из тех обстоятельств, что оспариваемое распоряжение соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку издано Москомархитектурой на основании решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы (пункт 6 протокола от 09 апреля 2020 г. N 10), на заседании ГЗК было принято решение согласиться с подготовкой за счет средств бюджета города Москвы проекта планировки участка линейного объекта участка улично-дорожной сети - улица районного значения от улицы Южная до Залинейного переулка с выездами на Варшавское шоссе. При этом вопросы изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд не относятся к компетенции Москомархитектуры, проект планировки территории в отношении строительства улицы районного значения находится на стадии разработки и не является утвержденным.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11 августа 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2021 г. по делу N А40-79912/21-21-583 оставить без изменения, кассационную жалобу СНТ "Щербинка" завода СВАРЗ - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 4.1 и 4.2.6 Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 07 ноября 2012 г. N 633-ПП, Москомархитектура принимает решения о подготовке проектов планировки территории, а также разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проекты правовых актов по проектам планировки территории.
Указанные полномочия отражены в пункте 1.3 Приложения к постановлению Правительства Москвы от 30 апреля 2019 г. N 449-ПП "Об утверждении Положения о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территорий в городе Москве", согласно которому основанием для подготовки проекта планировки территории является подготовленный в соответствии с решением Градостроительно-земельной комиссии города Москвы правовой акт Москомархитектуры.
В соответствии с Положением о Градостроительно-земельной комиссии города Москвы ( далее - ГЗК), утвержденном постановлением Правительства Москвы от 16 ноября 2010 г. N 1019-ПП, ГЗК является постоянно действующим рабочим органом Правительства Москвы, к функциям которого относится рассмотрение и принятие решений по вопросам в области градостроительной деятельности, в том числе о разработке проектов планировки территорий города Москвы. Решения Комиссии являются поручениями для органов исполнительной власти города Москвы."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 марта 2022 г. N Ф05-305/22 по делу N А40-79912/2021