город Москва |
|
21 марта 2022 г. |
Дело N А40-144777/21-33-1067 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ФГУП "ГВСУ по специальным объектам": Махониной Я.А. (дов. N 536 от 06.12.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ОАТИ: Ивановой Н.С. (дов. N 01-30-297/22 от 14.03.2022 г.);
рассмотрев 15 марта 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу ФГУП "ГВСУ по специальным объектам"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15 сентября 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 ноября 2021 г.,
по делу N А40-144777/21-33-1067
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление по специальным объектам"
к Объединению административно-технических инспекций города Москвы
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 21-44-В10-000/88/01 от 17 июня 2021 г.,
УСТАНОВИЛ: 21 апреля 2021 г. на основании поручения заместителя начальника отдела Объединения административно-технических инспекций города Москвы (далее - ОАТИ г. Москвы, административный орган) N 21-44-г05-3736 осуществлено обследование территории, расположенной по адресу: г. Москва, Госпитальная площадь, вл. 1-3.
В ходе обследования территории должностными лицами ОАТИ г. Москвы установлено, что по адресу: г. Москва, Госпитальная площадь, вл. 1-3 производятся работы по организации строительной площадки (установка временных ограждений, размещение временных объектов (бытовые помещения), проведение земляных работ (устройство котлована) без оформления соответствующего ордера (разрешения) при производстве работ по реконструкции и новому строительству единого онкологического центра с устройством переходов в радиологический и терапевтический корпуса на базе Федерального государственного бюджетного учреждения "Главный военный госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Министерства обороны Российской Федерации, находящегося на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0003028:14. Согласно информационному щиту, размещенному на объекте, генеральным подрядчиком на объекте является Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное военно-строительное управление по специальным объектам" (далее - ФГУП "ГВСУ по специальным объектам", предприятие, заявитель).
По результатам проверки составлен рапорт от 21 апреля 2021 г. N 21-44-К15-00221, в котором зафиксированы нарушения пункта 1.2 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2015 г. " 299-ПП (далее - Правила), а также произведена фотосъемка.
На основании полученных данных 25 мая 2021 г. ОАТИ г. Москвы составлен протокол по делу об административном правонарушении N 21-44-В10-00088/01 и выдано предписание от 25 мая 2021 г. N 21-44-В10-00088/01 об устранении выявленных правонарушений.
17 июня 2021 г. ОАТИ г. Москвы вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 21-44-В10-00088/01, которым ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.18 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях (далее - КоАП г. Москвы), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 700 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ОАТИ г. Москве о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 сентября 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 ноября 2021 г., постановление ОАТИ г. Москвы от 17 июня 2021 г. по делу об административном правонарушении N 21-44-В10-000/88/01 изменено в части назначенного ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" административного наказания, заменив штраф в размере 700 000 руб. на штраф в размере 350 000 руб. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" просит об отмене принятых судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на то, что ОАТИ г. Москвы не является уполномоченным органом, осуществляющим федеральный государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, полагая, что объект поднадзорен 122 отделу государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации. Указано также на то, что работы по устройству ограждения строительной площадки, размещение временных объектов (бытовые помещения) отнесены к подготовительным работам, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ОАТИ г. Москвы против ее удовлетворения возражал, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с Положением об ОАТИ г. Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 08 сентября 2009 г. N 960-ПП, ОАТИ г. Москвы является функциональным органом исполнительной власти г. Москвы, осуществляющим систематическое наблюдение (мониторинг) за состоянием объектов благоустройства в г. Москве с применением мер административного воздействия при выявлении нарушений, контроль за соблюдением подрядными организациями г. Москвы правил и технологии производства работ по государственным контрактам в сфере благоустройства городских территорий (ведомственный контроль), региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, а также аттракционной техники.
Постановлением Правительства Москвы от 06 июля 2016 г. N 387-ПП "О систематическом наблюдении (мониторинге) и контроле в области благоустройства в городе Москве" утвержден Порядок осуществления систематического наблюдения (мониторинга) за состоянием объектов благоустройства в городе Москве (далее - Порядок), который регулирует деятельность по организации и осуществлению систематического наблюдения (мониторинга) за состоянием объектов (элементов объектов) благоустройства в городе Москве, их соответствием требованиям, установленным Законом города Москвы от 30 апреля 2014 г. N 18 "О благоустройстве в городе Москве", иными законами города Москвы, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами города Москвы (далее - мониторинг).
Мониторинг осуществляется ОАТИ г. Москвы в форме обследования объектов (элементов объектов) благоустройства с использованием государственной информационной системы "Единый центр хранения и обработки данных"; в форме визуального обследования объектов (элементов объектов) благоустройства с выходом на территорию, в том числе с использованием средств фото и киносъемки, видеозаписи, планшетных компьютеров и беспилотных летательных аппаратов с установленным на них специализированным программно-аппаратным комплексом.
При проведении мониторинга уполномоченные должностные лица Объединения устанавливают текущее состояние объектов (элементов объектов) благоустройства, их соответствие обязательным требованиям.
В ходе мониторинга выявляются и фиксируются факты нарушений обязательных требований.
Уполномоченными должностными лицами инспекции, осуществившими мониторинг, составляется рапорт о проведенном визуальном обследовании объектов (элементов объектов) благоустройства с выходом на территорию с указанием в нем выявленных нарушений обязательных требований.
Нарушение обязательных требований фиксируется средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, планшетными компьютерами, иными устройствами с установленным на них специализированным программно-аппаратным комплексом, указанными в утвержденном инспекцией перечне средств фото- и киносъемки, видеозаписи, планшетных компьютеров и беспилотных летательных аппаратов с установленным на них специализированным программно-аппаратным комплексом, используемых уполномоченными должностными лицами административного органа при осуществлении мониторинга в форме визуального обследования объектов (элементов объектов) благоустройства с выходом на территорию.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил, если иное не установлено Правительством Москвы, проведение земляных работ, установка временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве производится на основании разрешения, выданного уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, далее - ордер (разрешение).
Если иное не установлено Правительством Москвы проведение земляных работ, установка временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве при отсутствии ордера (разрешения), при истечении срока действия ордера (разрешения), с несоблюдением цели проведения работ, указанной в ордере (разрешении), не допускается и является основанием для привлечения к ответственности, установленной законодательством.
Действия, связанные с производством земляных работ и работ по организации площадок для проведения отдельных работ в сфере благоустройства без соответствующего ордера или после окончания срока его действия, самовольные строительство, снос, реконструкция или капитальный ремонт зданий, сооружений и коммуникаций, а также нарушение сроков выполнения работ в соответствии с ордером, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.18 КоАП г. Москвы, и предусмотрена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании оценки представленных в материалы дела доказательств суды пришли к выводу о наличии в действиях ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.18 КоАП г. Москвы, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
При этом суд пришел к выводу о возможности снижения административного штрафа до 350 000 руб.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
В кассационной жалобе ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" указывает на то, что ОАТИ г. Москвы не является уполномоченным органом, осуществляющим федеральный государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, полагая, что объект поднадзорен 122 отделу государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации.
Приведенный довод подлежит отклонению, поскольку ОАТИ г. Москвы не осуществляет государственный строительный надзор.
Довод предприятия о необходимости квалификации вменяемого нарушения по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ был предметом обсуждения судов и обоснованно отклонен, поскольку данная норма предусматривает ответственность за строительство и реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения, что образует иной состав нарушения.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15 сентября 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 ноября 2021 г. по делу N А40-144777/21-33-1067 оставить без изменения, кассационную жалобу ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании оценки представленных в материалы дела доказательств суды пришли к выводу о наличии в действиях ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.18 КоАП г. Москвы, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
...
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
...
Довод предприятия о необходимости квалификации вменяемого нарушения по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ был предметом обсуждения судов и обоснованно отклонен, поскольку данная норма предусматривает ответственность за строительство и реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения, что образует иной состав нарушения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 марта 2022 г. N Ф05-787/22 по делу N А40-144777/2021