г. Москва |
|
22 марта 2022 г. |
Дело N А41-35596/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.03.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 22.03.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Красновой С.В.
судей Лазаревой И.В., Филиной Е.Ю.,
при участии в заседании:
от ООО "Яхт-клуб "Аврора": Агаметов Р.М., Сингелевич Л.А. по дов. от 15.03.2022,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явился, извещен,
от АО "Мособлгаз": не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 30.09.2021 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2021 по делу N А41-35596/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Яхт-клуб "Аврора" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
об оспаривании решения и обязании устранить допущенные нарушения,
третье лицо акционерное общество "Мособлгаз"
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Яхт-клуб"Аврора" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление), в котором просило признать незаконным решения, изложенного в уведомлении от 11.01.2021 N КУВД-001/2020-14271554/3; обязать осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав заявителя на основании заявления от 08.09.2020 N КУВД-001/2020-14271554.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Мособлгаз".
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.09.2021, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2021, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
Управление и третье лицо своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
В судебном заседании представитель заявителя против удовлетворения кассационной жалобы возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Отводов составу суда не поступило.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в отношении созданного в 2019 году объекта недвижимого имущества, представляющего собой сооружение - газопровод среднего давления (Р<0,3 МПа) сети газораспределения (газопровод), находящегося в Московской области, г. Долгопрудный, ул. Набережная, дом 22, полностью расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 50:42:0010101:3, принадлежащего заявителю на праве аренды, были проведены кадастровые работы.
С целью государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданный газопровод изготовлен технический план.
08.09.2020 через МФЦ города Долгопрудный Московской области заявитель обратился к Управлению с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданный газопровод, приложив к данному заявлению изготовленный технический план, проектную документацию, акт приемки законченного строительством объекта сети газораспределения газопровода от 12.12.2019, сопроводительное письмо исх. N 013 от 05.0.2020, с изложенными в нем пояснениями, иные документы (указаны в разделе "Исходные данные" технического плана), электронные образы которых, включены в раздел "Приложение" технического плана.
Уведомлением N КУВД-001/2020-14271554/1 от 07.10.2020 Управление известило заявителя о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
30.11.2020 заявитель обратился к Управлению с заявлением о предоставлении дополнительных документов, вновь предоставив технический план, содержащий раздел "Заключение кадастрового инженера" с более подробным описанием оснований того, что разрешения на строительство и, как следствие, наличия акта ввода газопровода в эксплуатацию, не требуются.
К этому техническому плану было приложено также письмо Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление Ростехнадзора) N 01-17/1569 от 23.01.2017.
В указанном письме содержатся разъяснения о том, что акт приемки не является номенклатурным документом Управления Ростехнадзора, в связи с чем, наличие печати Управления Ростехнадзора в акте приемки в эксплуатацию газопроводов и газового оборудования не предусмотрено.
Уведомлением N КУВД-001/2020-14271554/2 от 07.12.2020 Управление известило заявителя о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в связи с тем, что по представленной проектной документации не представляется возможным идентифицировать объект недвижимости.
Не согласившись с решением о приостановлении и решением о неустранении причин приостановления, заявитель 28.12.2020 обратился в апелляционную комиссию Управления с заявлением об обжаловании решения о приостановлении и решения о неустранении причин приостановления.
12.02.2021 апелляционной комиссией Управления было принято решение об отказе в принятии к рассмотрению заявления заявителя.
Уведомлением N КУВД-001/2020-14271554/3 от 11.01.2011 Управление известило заявителя об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с истечением срока приостановления и непредставлением документов, необходимых для постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав.
Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно положениям статьи 18 Закона N 218-ФЗ, заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме документов на бумажном носителе; в форме электронных документов и (или) электронных образов документов (часть 1).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (часть 4). Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 20 Закона N 218-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на земельном участке с кадастровым номером 50:42:0010101:3 по адресу: Московская обл., г. Долгопрудный, ул. Набережная 22, принадлежащем заявителю на праве аренды, расположены десять объектов недвижимости, принадлежащих заявителю на праве собственности.
С целью газификации (отопления природным газом) зданий заявителем была создана сеть газораспределения, полностью расположенная (как и все вышеперечисленные здания) в границах земельного участка.
От администрации городского округа Долгопрудный Московской области было получено согласие на строительство для газификации зданий (письмо N 3602/1 от 15.10.2013).
Присоединение (врезка) сети газораспределения осуществлено к действующему магистральному газопроводу, расположенному за пределами Земельного участка, проложенному вдоль улицы Набережная г. Долгопрудный. От собственника этого действующего магистрального газопровода также получено согласие на присоединение (N 51письмо от 03.08.13).
В последующем АО "Мособлгаз" были изготовлены проектная документация, иная техническая, рабочая и прочая документации, осуществлены строительство и монтаж газопровода сети газораспределения.
Пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешение на строительство не требуется в иных случаях, если в соответствии с этим кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона Московской области от 10.10.2014 N 124/2014-03 "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области" для строительства, реконструкции, сетей газопотребления и газораспределения (включая газопроводы и сооружения) в случаях, когда каждая из этих сетей предназначена для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 МПа включительно, получение разрешения на строительство не требуется.
Согласно части 3 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если для строительства, реконструкции объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, эксплуатация таких объектов допускается после окончания их строительства, реконструкции.
Кроме того, в силу пункта 1 и пункта 6 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 размещение: подземных линейных сооружений, а также их наземных частей и сооружений, технологически необходимых для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; нефтепроводов и нефтепродуктопроводов диаметром DN 300 и менее, газопроводов и иные трубопроводов давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Таким образом, в отношении данного сооружения, представляющего собой газопровод давлением Р<0,1 сети газораспределения, разрешение на строительство не требуется, его эксплуатация допускается после окончания строительства, а размещение может осуществляться без предоставления земельного участка и установления сервитута.
Для целей государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на газопровод, в полном соответствии с Требованиями к подготовке технического плана и состава, содержащихся в нем сведений, утвержденными Приказом Минэкономразвития от 13.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а. также, формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" был изготовлен технический план сооружения.
Суды указали, что технический план газопровода подготовлен в полном соответствии с требованиями действующего законодательства и этот план в силу приведенных выше норм права является единственным и достаточным документом, необходимым для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданное сооружение - газопровод.
Представленные документы позволяет четко идентифицировать, какой именно объект недвижимости подлежит государственной регистрации.
Следовательно, заявителем в Управление были представлены все необходимые для проведения государственной регистрации документы. Таким образом, у Управления отсутствовали основания для отказа в осуществлении государственной регистрации прав на созданный газопровод.
На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии Управления с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой и апелляционной инстанций доказательств.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30.09.2021 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2021 по делу N А41-35596/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
И.В. Лазарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 3 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если для строительства, реконструкции объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, эксплуатация таких объектов допускается после окончания их строительства, реконструкции.
Кроме того, в силу пункта 1 и пункта 6 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 размещение: подземных линейных сооружений, а также их наземных частей и сооружений, технологически необходимых для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; нефтепроводов и нефтепродуктопроводов диаметром DN 300 и менее, газопроводов и иные трубопроводов давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 марта 2022 г. N Ф05-4816/22 по делу N А41-35596/2021