город Москва |
|
23 марта 2022 г. |
Дело N А40-109727/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Никонова Е.В., доверенность от 30.12.2020;
от заинтересованного лица: Сергиенко Ю.А., доверенность от 27.12.2021;
рассмотрев 16 марта 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 20 сентября 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 20 декабря 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-109727/21
по заявлению АО "Мособлгаз"
об оспаривании отказа
к Департаменту городского имущества города Москвы,
УСТАНОВИЛ:
АО "Мособлгаз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - департамент) о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 15.04.2021 N ДГИ-1-25707/21-1, в установлении публичного сервитута в отношении земель и земельных участков в целях размещения существующего объекта системы газоснабжения - Газораспределительная сеть п. фабрики имени 1-го Мая, кадастровый номер 77:20:0020436:6; об обязании установить публичный сервитут в отношении земель и земельных участков в целях размещения существующего объекта системы газоснабжения - Газораспределительная сеть п. фабрики имени 1-го Мая, кадастровый номер 77:20:0020436:6 и утвердить границы публичного сервитута.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 сентября 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент городского имущества города Москвы обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, основанием для обращения общества в суд явился отказ департамента, оформленный письмом от 15.04.2021 N ДГИ-1-25707/21-1, в установлении публичного сервитута в отношении земель и земельных участков в целях размещения существующего объекта системы газоснабжения - Газораспределительная сеть п. фабрики имени 1-го Мая, кадастровый номер 77:20:0020436:6.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований общества, исходя из следующего.
Согласно пункту 5 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается установление публичного сервитута в целях, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, за исключением случаев, если это требуется для:
1) подключения (технологического присоединения) зданий, сооружений, расположенных в границах элемента планировочной структуры, в границах которого находятся такие земельные участки, к сетям инженерно-технического обеспечения;
2) эксплуатации, реконструкции существующих инженерных сооружении;
3) размещения инженерных сооружений, которые переносятся с земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд.
Соответственно, как правомерно отметили суды, в отношении существующих инженерных сооружений для их эксплуатации, реконструкции инженерных сооружений допускается установление публичного сервитута в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства.
Из материалов дела следует и судами установлено, что общество, руководствуясь нормами пункта 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), главы V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, 19.03.2021 направило в департамент ходатайство об установлении публичного сервитута в отношении земель и земельных участков в целях размещения существующего объекта системы газоснабжения и его неотъемлемых технологических частей, право собственности на который возникло до 01.09.2018 - газораспределительную сеть.
Обществу с 2013 года принадлежит газораспределительная сеть п. фабрики имени 1-го Мая, протяженность: 3.079 м, кадастровый номер 77:20:0020436:6, адрес объекта: г. Москва, п. Рязановское, п. Фабрики имени 1 Мая.
Газораспределительная сеть закреплена на праве хозяйственного ведения за ГУП МО "Мособлгаз", являющимся правопредшественником АО "Мособлгаз", на основании дополнительного соглашения от 19.08.2013 N 3 (с приложением N 4) к договору о закреплении за государственным унитарным предприятием "Мособлгаз" государственного имущества на праве хозяйственного ведения от 03.06.1997.
Право собственности Московской области на газораспределительную сеть зарегистрировано 06.07.2011.
Право хозяйственного ведения ГУП МО "Мособлгаз", являющегося правопредшественником АО "Мособлгаз", на газораспределительную сеть зарегистрировано 13.03.2014.
Согласно пункту 5273 состава, подлежащего приватизации имущественного комплекса ГУП МО "Мособлгаз", являющегося приложением N 1 к Закону Московской области от 18.10.2017 N 172/2017-ОЗ "Об условиях приватизации имущественного комплекса Государственного унитарного предприятия газового хозяйства Московской области", газораспределительная сеть вошла в состав приватизируемого имущества ГУП МО "Мособлгаз".
В силу статьи 2 Закона Московской области от 18.10.2017 N 172/2017-ОЗ "Об условиях приватизации имущественного комплекса Государственного унитарного предприятия газового хозяйства Московской области", приватизация ГУП МО "Мособлгаз" осуществлена путем преобразования указанного унитарного предприятия в акционерное общество "Мособлгаз".
ГУП МО "Мособлгаз" 29.12.2017 прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме преобразования в АО "Мособлгаз", которое является правопреемником прав и обязанностей ГУП МО "Мособлгаз".
После реорганизации за обществом зарегистрировано право собственности на газораспределительную сеть 08.07.2019 за N 77:20:0020436:6-77/017/2019-3.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что газораспределительная сеть принадлежит обществу с 19.08.2013, как правопреемнику ГУП МО "Мособлгаз".
В силу пункта 3 статьи 3.6 Федерального закона N 137-ФЗ, юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 01.09.2018 и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях размещения таких сооружений.
Согласно пункту 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, в порядке, предусмотренном главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее - инженерные сооружения).
В соответствии со статьей 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации, публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливается решениями уполномоченных органов.
Частью 1 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.
В силу пункта 1 статьи 39.40 Земельного кодекса Российской Федерации, с ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация, являющаяся субъектом естественных монополий.
В соответствии с пунктом 4.2.14(3) Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, на основании и во исполнение федерального законодательства, Устава города Москвы, законов города Москвы, правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы Департамент городского имущества города Москвы принимает решение об установлении и прекращении публичных сервитутов для использования земельных участков и (или) земель в случаях, предусмотренных статьей 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судами установлено, что общество 19.03.2021 направило в департамент ходатайство об установлении публичного сервитута в отношении земель и земельных участков в целях размещения существующего объекта системы газоснабжения и его неотъемлемых технологических частей, право собственности на который возникло до 01.09.2018 - газораспределительную сеть.
Ходатайство общества оформлено в соответствии с требованиями статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации и содержало все сведения и прилагаемые к нему документы, необходимые для установления публичного сервитута.
Однако 19.04.2021 обществу поступило письмо департамента от 15.04.2021 N ДГИ-1-25707/21-1, в котором департамент сообщил об отказе в установлении публичного сервитута в связи с тем, что в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) отсутствуют сведения о границах охранной зоны газораспределительной сети.
Вместе с тем, суды установили, что указанный отказ противоречит нормам пункта 3 статьи 3.6 Федерального закона N 137-ФЗ, предусматривающим оформление публичного сервитута на земельные участки и (или) земли на которых размещены существующие сооружения.
Согласно пункту 6 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации, границы публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 и 4 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, определяются в соответствии с установленными документацией по планировке территории границами зон планируемого размещения объектов, а в случае, если для размещения инженерных сооружений, автомобильных дорог, железнодорожных путей разработка документации по планировке территории не требуется, в пределах, не превышающих размеров соответствующих охранных зон.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", охранная зона газопровода - зона с особыми условиями использования территории, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Пунктом 7 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 (далее - Правила охраны), для газораспределительных сетей установлены следующие охранные зоны:
а) вдоль трасс наружных газопроводов - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода;
б) вдоль трасс подземных газопроводов из полиэтиленовых труб при использовании медного провода для обозначения трассы газопровода - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 3 метров от газопровода со стороны провода и 2 метров - с противоположной стороны;
в) вдоль трасс наружных газопроводов на вечномерзлых грунтах независимо от материала труб - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 10 метров с каждой стороны газопровода;
г) вокруг отдельно стоящих газорегуляторных пунктов - в виде территории, ограниченной замкнутой линией, проведенной на расстоянии 10 метров от границ этих объектов. Для газорегуляторных пунктов, пристроенных к зданиям, охранная зона не регламентируется;
д) вдоль подводных переходов газопроводов через судоходные и сплавные реки, озера, водохранилища, каналы - в виде участка водного пространства от водной поверхности до дна, заключенного между параллельными плоскостями, отстоящими на 100 м с каждой стороны газопровода;
е) вдоль трасс межпоселковых газопроводов, проходящих по лесам и древесно-кустарниковой растительности, - в виде просек шириной 6 метров, по 3 метра с каждой стороны газопровода. Для надземных участков газопроводов расстояние от деревьев до трубопровода должно быть не менее высоты деревьев в течение всего срока эксплуатации газопровода.
Согласно пункту 8 Правил охраны, отсчет расстояний при определении охранных зон газопроводов производится от оси газопровода - для однониточных газопроводов и от осей крайних ниток газопроводов - для многониточных.
Таким образом, суды правомерно заключили, что размеры охранных зон газораспределительных сетей императивно определены нормативным правовым актом - Правилами охраны.
Суды установили, что зона публичного сервитута газораспределительной сети в приложенном к ходатайству общества описанию местоположения границ полностью совпадает (не превышает) с размерами охранных зон газораспределительной сети, что соответствует требованиям пункта 6 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктам 7 и 8 Правил охраны.
При этом суды указали, что данное описание местоположения границ публичного сервитута в силу статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации формируется не уполномоченным органом, а обществом с соблюдением требований, установленных приказом Минэкономразвития России от 10.10.2018 N 541 "Об установлении требований к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения".
Статьей 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, согласно которым уполномоченным органом может быть отказано в установлении публичного сервитута.
Отсутствие сведений о границах охранной зоны газораспределительной сети в ЕГРН, как правомерно заключили суды, не является основанием для отказа в установлении публичного сервитута, поскольку не предусмотрено статьей 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно письму Минэкономразвития России от 01.03.2019 N Д23и-6636, собственники существующих линейных сооружений вправе установить публичный сервитут независимо от целей, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку иное не предусмотрено законом. В данном случае единственным документом.
Основанием установления публичного сервитута является правоустанавливающий документ на такой линейный объект.
Суды правомерно отметили, что отказ департамента в установлении публичного сервитута в отношении земельного участка для размещения существующей газораспределительной сети нарушает права общества, предоставленные пунктом 3 статьи 3.6 Федерального закона N 137-ФЗ, главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, а также не позволяет беспрепятственно осуществлять эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт газораспределительной сети.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных обществом требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 сентября 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2021 года по делу N А40-109727/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, согласно которым уполномоченным органом может быть отказано в установлении публичного сервитута.
Отсутствие сведений о границах охранной зоны газораспределительной сети в ЕГРН, как правомерно заключили суды, не является основанием для отказа в установлении публичного сервитута, поскольку не предусмотрено статьей 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно письму Минэкономразвития России от 01.03.2019 N Д23и-6636, собственники существующих линейных сооружений вправе установить публичный сервитут независимо от целей, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку иное не предусмотрено законом. В данном случае единственным документом.
...
Суды правомерно отметили, что отказ департамента в установлении публичного сервитута в отношении земельного участка для размещения существующей газораспределительной сети нарушает права общества, предоставленные пунктом 3 статьи 3.6 Федерального закона N 137-ФЗ, главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, а также не позволяет беспрепятственно осуществлять эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт газораспределительной сети."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 марта 2022 г. N Ф05-3454/22 по делу N А40-109727/2021