г. Москва |
|
23 марта 2022 г. |
Дело N А40-120322/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.03.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.03.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Красновой С.В.
судей Лазаревой И.В., Филиной Е.Ю.,
при участии в заседании:
от АО "РЭМ": Новикова Н.В. по дов. от 29.12.2020,
от Управления Росреестра по Москве: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.09.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021 по делу N А40-120322/2021
по заявлению АО "РЭМ"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным и отмене уведомления
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "РЭМ" (далее также - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным уведомления Управления Росреестра по Москве (далее также - Управление) от 04.03.2021 N N 77-0-1-71/3150/2020-101; 77/009/273/2020-778, 780, 781, 782, 785, 787, 793, 794, 795, 796, 797, 798, 799, 800 об отказе в государственной регистрации и об обязании Управление в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке, осуществить действия по государственной регистрации прекращения права на объект площадью 478,3 кв. м, постановке на государственный кадастровый учет с одновременной регистрацией права собственности в отношении вновь образованных объектов площадью 131,0 кв. м, 28,0 кв. м, 5,1 кв. м, 3,9 кв. м, 3,5 кв. м, 3,5 кв. м, 40,1 кв. м, 44,5 кв. м, 49,1 кв. м, 60,4 кв. м, 63,5 кв. м, 29,4 кв. ми 15,7 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Верхняя Первомайская, д. 45А и внести соответствующие записи в ЕГРН.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.09.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось с кассационной жалобой, в которых просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
Управление своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
В судебном заседании представитель заявителя против удовлетворения кассационной жалобы возражал. Отводов составу суда не поступило.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, заявителю принадлежит нежилое помещение общей площадью 478,3 кв. м (подвал, помещение I, ком. 15-21, 21а, 25-29, 31, 32, этаж 1, помещение III, ком. 16-24) с кадастровым номером 77:03:0005008:7123, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Верхняя Первомайская, д. 45А (далее - объект), что подтверждается выпиской из ЕГРН от 21.05.2018.
Согласно заявлению АО "РЭМ" для внесения изменений в ЕГРН в отношении площади объекта с последующим разделением объекта 26.05.2020 в Управление с пакетом документов был сдан технический план на осуществление действий по государственной регистрации прекращения права на объект площадью 478,3 кв. м, постановке на государственный кадастровый учет с одновременной регистрацией права собственности в отношении вновь образованных объектов площадью 131,0 кв. м, 28,0 кв. м, 5,1 кв. м, 3,9 кв. м, 3,5 кв. м, 3,5 кв. м, 40,1 кв. м, 44,5 кв. м, 49,1 кв. м, 60,4 кв. м, 63,5 кв. м, 29,4 кв. м и 15,7 кв. м по вышеуказанному адресу.
09.06.2020 заявителем было получено уведомление Управления о приостановлении учетно-регистрационных действий в отношении данного недвижимого имущества (дела N N 77-0-1-71/3150/2020-101; 77/009/273/2020-778, 780, 781, 782, 785, 787, 793, 794, 795, 796, 797, 798, 799, 800) до 09.09.2020.
С целью устранения причин приостановления в Управление заявителем был предоставлен откорректированный технический план.
Вместе с тем, 09.09.2020 по заявлению заявителя Управлением осуществление учетно-регистрационных действий было приостановлено на 6 месяцев до 04.03.2021.
04.03.2021 заявителю Управлением в проведении учетно-регистрационных действий было отказано, с указанием следующих причин: по сведениям ЕГРН в комнате 16 на 1 этаже были проведены фасадные работы по организации входной группы, то есть реконструктивные работы; не соблюден принцип изолированности и (или) обособленности вновь образованных помещений.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались следующим.
В силу пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Управление, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Из материалов дела судом установлено, что входная группа в комнате 16 на 1 этаже никогда не входила в объект недвижимости с кадастровым номером 77:03:0005008:7123 (объект был передан в хозяйственное ведение ГУП "РЭМ" в 2017 году на основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 13.10.2017 N 34236), не вошла и в перечень помещений, на которые было зарегистрировано право собственности заявителя.
Частью 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что со дня вступления в силу закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Таким образом, Управление вышло за пределы рассматриваемого заявления о постановке на кадастровый учет вновь образованных объектов.
Кроме того, как усматривается из материалов дела, работы по реконструкции в комнате 16 на 1 этаже заявителем не проводились, помещение в судебном порядке самовольной постройкой не признано. Доказательств иного суду не представлено.
Согласно данным ЕГРН нежилое помещение с кадастровым номером 77:03:0005008:7123 имеет следующее расположение в здании: подвал, помещение I, комнаты 16-21, 21а, 25-29, 31, 32; этаж 1, помещение III, комнаты 16-24.
В результате раздела указанного помещения образуются объекты:
N п/п |
Расположение в здании |
1 |
подвал, помещение I (ком. 16-21, 21а, 25) |
2 |
подвал, помещение I (ком. 26, 27) |
3 |
подвал, помещение I (ком. 28) |
4 |
подвал, помещение I (ком. 29) |
5 |
подвал, помещение I (ком. 31) |
6 |
подвал, помещение I (ком. 32) |
7 |
этаж 1, помещение III (ком. 16) |
8 |
этаж 1, помещение III (ком. 17) |
9 |
этаж 1, помещение III (ком. 18) |
10 |
этаж 1, помещение III (ком. 19) |
11 |
этаж 1, помещение III (ком. 20, 21) |
12 |
этаж 1, помещение III (ком. 22, 23) |
13 |
этаж 1, помещение III (ком. 24) |
Согласно письму Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 01.01.2014 N 14-исх/00072-ГЕ/14 совместно с письмом Минэкономразвития России от 24.12.2013 N ОГ-Д23-6667: "В законодательстве отсутствует определение понятия изолированности и обособленности помещений. Однако комплексный анализ законодательства позволяет сделать вывод, что под обособленностью понимается наличие стен (перегородок), под изолированностью - возможность исключить доступ в помещение собственников других помещений. Изолированность и обособленность помещения определяется кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ".
Суд первой инстанции отметил, что делая вывод о том, что вновь образованные помещения обеспечивают доступ в иные помещения, Управление не указало на конкретные вновь образованные помещения и не конкретизирует к каким "иным помещениям" обеспечивают доступ вновь образованные помещения.
При этом, согласно выводу кадастрового инженера Белоусовой Т.А. от 26.04.2021, препятствий для постановки на кадастровый учет образованных в результате раздела нежилых помещений N 1-13 как самостоятельных объектов недвижимости не усматривается.
Исходя из анализа имеющихся данных суды пришли к выводу о том, что принцип изолированности и обособленности образуемых помещений соблюдается, поскольку доступ в иные помещения, расположенные в здании, осуществляется в том числе посредством входных групп под литерами А и Б и имеет сообщение с местами общего пользования. При этом образуемые помещения не являются помещениями, используемыми для доступа в иные помещения.
Согласно пункту 9 Обзора судебной практики, по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2016, учет части помещения в целях фиксации ограничения (обременения) вещного права при сохранении права собственности на помещение в целом, равно как учет помещения как части здания, не приводит к появлению нового объекта недвижимости как объекта гражданских прав, даже если соответствующая переданная в пользование часть нежилого помещения или нежилого здания обладает свойствами обособленности и изолированности.
Вариант кадастрового учета находящегося в собственности объекта недвижимости является правом, а не обязанностью собственника или иного лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости.
Отказ в осуществлении действий по государственной регистрации прекращения права на объект площадью 478,3 кв. м и регистрации права собственности в отношении вновь образованных объектов площадью 131,0 кв. м, 28,0 кв. м, 5,1 кв. м, 3,9 кв. м, 3,5 кв. м, 3,5 кв. м, 40,1 кв. м, 44,5 кв. м, 49,1 кв. м, 60,4 кв. м, 63,5 кв. м, 29,4 кв. м и 15,7 кв. м нарушает права собственника на распоряжение и пользование своим объектом.
Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со статьей 3 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В силу статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Частью 1 статьи 20 Закона N 218-ФЗ предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в государственной регистрации. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено федеральными законами (часть 5).
Таким образом, поскольку для проведения государственной регистрации в Управление были представлены все необходимые документы в соответствии с требованиями Закона N 218-ФЗ, отказ Управления признан судами неправомерным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 58 Закона N 218-ФЗ в случае, если необходимость осуществления государственного кадастрового учета установлена решением суда и такое решение суда либо решение суда, разрешившее спор о границах земельных участков и (или) контурах расположенных на них объектов недвижимости, не обязывающее орган регистрации прав осуществить государственный кадастровый учет, содержит необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости основные сведения об объекте недвижимости, в том числе сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, координатах характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также соответствует методам их определения, установленным органом нормативно-правового регулирования, представление вместе с этим решением суда в орган регистрации прав межевого плана или технического плана либо акта обследования, подготовленных в результате выполнения кадастровых работ, не требуется.
Суды учли, что Управление каких-либо доказательств, опровергающих доводы заявителя, не представило, в то время как бремя доказывания по настоящему делу в силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на него.
Суд первой инстанции определениями от 10.06.2021 и 26.07.2021 предлагал представить подробный письменный отзыв в порядке части 1 статьи 65, статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с документальным и нормативным обоснованием, представить доказательства наличия обстоятельств, послуживших основанием для вынесения оспариваемого уведомления, копии материалов регистрационного дела, однако, истребуемые судом материалы и доказательства законности вынесения оспариваемого отказа Управлением не представлены.
На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой и апелляционной инстанций доказательств.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.09.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021 по делу N А40-120322/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
И.В. Лазарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4 статьи 58 Закона N 218-ФЗ в случае, если необходимость осуществления государственного кадастрового учета установлена решением суда и такое решение суда либо решение суда, разрешившее спор о границах земельных участков и (или) контурах расположенных на них объектов недвижимости, не обязывающее орган регистрации прав осуществить государственный кадастровый учет, содержит необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости основные сведения об объекте недвижимости, в том числе сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, координатах характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также соответствует методам их определения, установленным органом нормативно-правового регулирования, представление вместе с этим решением суда в орган регистрации прав межевого плана или технического плана либо акта обследования, подготовленных в результате выполнения кадастровых работ, не требуется."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 марта 2022 г. N Ф05-4835/22 по делу N А40-120322/2021