г. Москва |
|
24 марта 2022 г. |
Дело N А40-92521/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего судьи Е.Л. Зеньковой,
судей: Ю.Е. Холодковой, В.З. Уддиной
при участии в заседании:
от Управления ФНС России по Тульской области - Беляева Д.В., по доверенности N 03-42/36 от 24.01.2022, срок до 18.01.2023,
рассмотрев 17.03.2022 в судебном заседании кассационную жалобу
Управления ФНС России по Тульской области
на определение от 08.09.2021
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 22.12.2021
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по заявлению Управления ФНС России по Тульской области об отказе в выдаче исполнительного листа
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Ассистент",
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.08.2016 должник - ООО "Ассистент" признан несостоятельным (банкротом) как ликвидируемый должник, в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должником утверждена Матвеева Оксана Викторовна.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 16.11.2020 привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам ООО "Ассистент" - Сайфутдинов P.M., Харитонова М.М., Голубева И.А., ООО "Дискурс", ООО "Ресурсинвест", ООО "Роллер", взыскано солидарно с Сайфутдинова P.M., Харитоновой М.М., Голубевой И.А., ООО "Дискурс", ООО "Ресурсинвест", ООО "Роллер" в пользу ООО "Ассистент" 1 557 153 427, 58 руб..
Арбитражный суд города Москвы определением от 04.03.2021 произвел замену взыскателя ООО "Ассистент" на правопреемника - ФНС России в лице Инспекции ФНС России N 29 по г. Москве в размере 1 557 153 427,58 руб.
В Арбитражный суд города Москвы 12.08.2021 поступило заявление Управления ФНС по Тульской области о выдаче исполнительного листа на взыскание с Сайфутдинова P.M., Харитоновой М.М., Голубевой И.А., ООО "Дискурс", ООО "Ресурсинвест", ООО "Роллер" в пользу ООО "Ассистент" 1 557 153 427, 58 руб.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 08.09.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2021, отказано Управлению ФНС по Тульской области в удовлетворении заявления о выдаче исполнительного листа.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление ФНС России по Тульской области конкурсный управляющий ООО КБ "Финансовый стандарт" обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение Арбитражного суда города Москвы от 08.09.2021, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2021 и направить обособленный спор на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов, изложенных в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в ней.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что, в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не препятствует рассмотрению кассационных жалоб в их отсутствие.
Изучив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, заслушав явившегося в судебное заседание представителя, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 04.03.2021 произведена замена в порядке процессуального правопреемства по делу N А40-92521/16 по спору о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, взыскателя ООО "Ассистент" на правопреемника - ФНС России в лице Инспекции ФНС России N 29 по г. Москве в размере 1 557 153 427,58 руб.
Суды, отказывая в выдаче исполнительного листа, исходили из того, что в резолютивной части определения от 04.03.2021 не содержится указания именно на взыскание суммы задолженности в пользу УФНС по Тульской области.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно положениям статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, к которым относятся и определения, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Исполнительный лист выдается после вступления судебного акта в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. В этих случаях исполнительный лист выдается сразу после принятия такого судебного акта или обращения его к немедленному исполнению. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом. Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по месту нахождения должника (часть 3 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 5 части 1 статьи 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в исполнительном листе должна быть воспроизведена резолютивная часть судебного акта.
По смыслу, в том числе указанных процессуальных норм, предполагается наличие вступившего в законную силу судебного акта, который, прежде всего, обладает признаком исполнимости и может быть предъявлен к исполнению взыскателем (кредитором) в принудительном порядке, в частности, в порядке, предусмотренном правилами Федерального закона "Об исполнительном производстве".
В силу части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Согласно подпункта 1 статьи 61.17 Закона о банкротстве арбитражный суд производит замену взыскателя в части соответствующей суммы на кредиторов, выбравших способ, предусмотренный подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, и выдает на имя каждого такого кредитора как взыскателя исполнительный лист с указанием размера и очередности погашения его требования в соответствии со статьей 134 Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61.18 Закона о банкротстве любой кредитор, имеющий часть требования о привлечении к субсидиарной ответственности, вправе требовать возбуждения исполнительного производства по этому требованию.
Такое исполнительное производство является в силу законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве сводным исполнительным производством, взыскание по которому осуществляется в пользу всех кредиторов по этому требованию, предъявивших исполнительные листы к исполнению. Все такие кредиторы являются взыскателями в данном исполнительном производстве.
Таким образом, урегулирование выдачи исполнительного листа в силу норм процессуального законодательства осуществляется специальными положения Закона о банкротстве, а отказ в выдаче исполнительного листа приводит к невозможности своевременного инициирования процедуры его исполнения.
Согласно пункту 3 статьи 29 Закона о банкротстве федеральные органы исполнительной власти, отнесенные в соответствии со статьей 2 этого Закона к уполномоченным органам, в пределах своей компетенции представляют в деле о банкротстве требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" уполномоченными органами являются соответствующие территориальные органы Федеральной налоговой службы.
Поскольку вопрос о выдаче исполнительного листа регулируется положениями Закона о банкротстве и подан в рамках дела о банкротстве, то отказ Управлению ФНС России по Тульской области как уполномоченному органу в выдаче соответствующего исполнительного листа не правомерен.
Данный подход подтверждается правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.10.2006 N 8036/06 по делу N А50-38100/2005-Г28.
С учетом вышеизложенного, суд кассационной инстанции считает, что выводы судов преждевременны, сделаны при неправильном применении норм материального права, без установления всех фактических обстоятельств дела и оценки всех доказательств, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене, поскольку, устанавливая фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, суды не в полной мере исследовали имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон и поскольку для принятия обоснованного и законного судебного акта требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных процессуальных действий, установленных для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, обособленный спор подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении спора суду первой инстанции следует учесть изложенное, всесторонне, полно и объективно, с учетом имеющихся в деле доказательств и доводов лиц, участвующих в деле, предложив сторонам представить дополнительные доказательства в обоснование своих доводов и возражений, с учетом установления всех фактических обстоятельств, исходя из подлежащих применению норм материального права, принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Москвы от 08.09.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2021 по делу N А40-92521/16 отменить.
Обособленный спор направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.Л. Зенькова |
Судьи |
Ю.Е. Холодкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 статьи 29 Закона о банкротстве федеральные органы исполнительной власти, отнесенные в соответствии со статьей 2 этого Закона к уполномоченным органам, в пределах своей компетенции представляют в деле о банкротстве требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" уполномоченными органами являются соответствующие территориальные органы Федеральной налоговой службы.
Поскольку вопрос о выдаче исполнительного листа регулируется положениями Закона о банкротстве и подан в рамках дела о банкротстве, то отказ Управлению ФНС России по Тульской области как уполномоченному органу в выдаче соответствующего исполнительного листа не правомерен."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 марта 2022 г. N Ф05-17977/20 по делу N А40-92521/2016
Хронология рассмотрения дела:
13.03.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-8014/2023
13.09.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17977/20
22.08.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17977/20
21.06.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-38563/2022
14.06.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29223/2022
24.05.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23459/2022
20.05.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17977/20
29.03.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9942/2022
24.03.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17977/20
22.12.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-65722/2021
10.12.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17977/20
03.12.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-65721/2021
13.10.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-56703/2021
15.07.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17977/20
01.04.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17977/20
01.02.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-71467/20
27.01.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-69638/20
16.11.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17977/20
18.08.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30584/20
18.09.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-92521/16
04.07.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-32621/19
15.11.2016 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-92521/16
26.08.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-92521/16