город Москва |
|
25 марта 2022 г. |
Дело N А40-112228/21 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе судьи Кобылянского В.В., рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на принятые в порядке упрощенного производства
решение от 05 октября 2021 года
Арбитражного суда города Москвы
и постановление от 27 декабря 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по иску публичного акционерного общества "Первая Грузовая Компания"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ: публичное акционерное общество "Первая Грузовая Компания" (далее - истец, ПАО "ПГК") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД") о взыскании 786 040 руб. законной неустойки (штрафа).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 октября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2021 года, заявленные требования удовлетворены частично: с ОАО "РЖД" в пользу ПАО "ПГК" взыскан штраф в размере 350 000 руб., в удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая на нарушение и неправильное применение судами норм права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В обоснование приведенных в кассационной жалобе доводов ответчик указывает, что ПАО "ПГК" не является собственником вагонов, грузоотправителем или грузополучателем и не наделено правом на предъявление к перевозчику требования о взыскании штрафа по статье 100 Устава железнодорожного транспорта; ответчиком вагоны не использовались, какие-либо договоры, регулирующие отношения по подаче и уборке вагонов или по эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования между ПАО "ПГК" и ОАО "РЖД" не заключены, какие-либо сроки выгрузки груза, сроки отправления порожних вагонов между сторонами не установлены, операции по погрузке-выгрузке не совершались; ОАО "РЖД" не нарушало сроки согласования запросов-уведомлений на перевозку порожних грузовых вагонов, сверхнормативного простоя вагонов с момента предъявления вагона к перевозке до даты приема вагона к перевозке, за который истцом начислен штраф, не допущено; истцом не доказана обоснованность и законность начисления штрафных санкций; при расчете суммы штрафа ПАО "ПГК" не учитывается технологическое время на уборку вагонов, установленное в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов, заключенных между владельцами путей необщего пользования и ОАО "РЖД".
Отзыв на кассационную жалобу не поступал.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа не находит оснований для их отмены ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, принадлежащие ПАО "ПГК" вагоны прибывали на железнодорожные станции Дальневосточной железной дороги под выгрузку.
После выгрузки грузов ПАО "ПГК" как отправителем порожних вагонов, оформлены транспортные железнодорожные накладные под погрузку вагонов, при этом в соответствии с пунктом 55 §4 "Правил приема грузов, порожних вагонов к перевозке железнодорожным транспортом", утвержденных приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374 и в графе 2 оборотной стороны накладной были указаны дата и время предъявления порожнего вагона для перевозки.
В соответствии с приказом Минтранса России от 07.07.2015 N 214 (в ред. от 24.11.2016) на основании пункта 2 "Технологии рассмотрения запросов-уведомлений на перевозку порожних грузовых вагонов", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 04.09.2017 N 1773р, при наличии у отправителя договора об электронном обмене документами с применением электронной подписи, заключенного с ОАО "РЖД", запрос направляется в АС ЭТРАН в электронном виде с ЭП в форме бланка транспортной железнодорожной накладной. После принятия решения по запросу в АС ЭТРАН проставляется соответствующая запись в истории документа (согласован или отклонен), доступная для просмотра отправителю.
Согласно пункту 5.4 Технологии расчетный срок доставки порожнего грузового вагона, предъявляемого к перевозке, определяется относительно даты приема порожнего вагона к перевозке, равной указанной в запросе дате предъявления порожнего вагона для перевозки.
При наличии согласованного запроса и оформленной отправителем в соответствии с Правилами N 374 накладной перевозчик вправе не принимать вагон для перевозки, если при приеме для перевозки выявлены нарушения требований Устава или правил перевозок железнодорожным транспортом либо в процессе осмотра обнаружены неисправности вагона или Уставом или иными нормативными правовыми актами допускается возможность прекращения или ограничения приема к перевозке (пункт 65 §4 Правил заполнения перевозочных документов).
В нарушение указанных норм перевозчиком своевременно не согласованы уведомления от грузоотправителя, вагоны не были приняты к перевозке в установленные сроки (не заключен договор перевозки), в связи с чем, по вине ответчика вагоны истца простаивали на станциях выгрузки.
За допущенный перевозчиком сверхнормативный простой вагонов грузоотправителем - ПАО "ПГК" начислен штраф в соответствии со статьей 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в сумме 786 040 рублей.
Неисполнение ответчиком претензионных требований истца послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суды обеих инстанций, исследовав и оценив в соответствии со статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, установив, что ответчиком в нарушение Правил N 374 в установленный срок запросы уведомления не согласованы, признав доказанным как факт нарушения ответчиком сроков уборки вагонов с железнодорожных путей необщего пользования за спорный период, при недоказанности ответчиком отсутствия его вины в нарушении срока уборки вагонов, так и факт того, что по спорным железнодорожным накладным истец выступал отправителем порожних вагонов, в связи с чем, имеет право на взыскание штрафа, проверив представленный истцом расчет штрафа с учетом требований статьи 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, пришли к выводу о наличии у истца права на взыскание штрафа, однако, с учетом соответствующего заявления ответчика, посчитали возможным применить положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снизить подлежащий взысканию штраф до суммы 350 000 руб., в связи с чем, удовлетворили исковые требования частично.
Суд округа не усматривает оснований не согласиться с выводами судов и признает, что судами установлены все существенные обстоятельства дела, правильно применены правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Ссылки заявителя жалобы на судебную практику не свидетельствуют о нарушении судами единообразия в толковании и применении норм права с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, принимая во внимание, что в каждом случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, основаны на ошибочном толковании норм права, при этом были предметом исследования суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, и фактически сводятся к несогласию с выводами судов и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
Таким образом, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренные частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд округа обращает внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05 октября 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2021 года по делу N А40-112228/21 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Судья |
В.В. Кобылянский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Разрешая спор, суды обеих инстанций, исследовав и оценив в соответствии со статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, установив, что ответчиком в нарушение Правил N 374 в установленный срок запросы уведомления не согласованы, признав доказанным как факт нарушения ответчиком сроков уборки вагонов с железнодорожных путей необщего пользования за спорный период, при недоказанности ответчиком отсутствия его вины в нарушении срока уборки вагонов, так и факт того, что по спорным железнодорожным накладным истец выступал отправителем порожних вагонов, в связи с чем, имеет право на взыскание штрафа, проверив представленный истцом расчет штрафа с учетом требований статьи 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, пришли к выводу о наличии у истца права на взыскание штрафа, однако, с учетом соответствующего заявления ответчика, посчитали возможным применить положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снизить подлежащий взысканию штраф до суммы 350 000 руб., в связи с чем, удовлетворили исковые требования частично."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 марта 2022 г. N Ф05-5331/22 по делу N А40-112228/2021
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5331/2022
27.12.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-73584/2021
06.10.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-112228/2021
05.10.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-112228/2021