город Москва |
|
30 марта 2022 г. |
Дело N А41-55008/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "Знаменское": Аксеновой О.А. (дов. от 23.03.2022 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Администрации Рузского городского округа Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Комитета лесного хозяйства Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 24 марта 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 14 сентября 2021 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2021 г.,
по делу N А41-55008/21
по заявлению акционерного общества "Знаменское"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании недействительным уведомления,
третьи лица: Администрация Рузского городского округа Московской области; Министерство имущественных отношений Московской области; Комитет лесного хозяйства Московской области; Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области,
УСТАНОВИЛ: акционерное общество "Знаменское" (далее - АО "Знаменское", общество, заявитель) является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:19:0040202:720 площадью 186 369 +/- 302 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства (далее - земельный участок), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (далее - ЕГРН) от 26 февраля 2021 г. N 99/2021/377756007.
17 июня 2021 г. АО "Знаменское" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в части внесения изменений о категории земель земельного участка с кадастровым номером 50:19:0040202:720 с "для сельскохозяйственного производства" на "для индивидуального жилищного строительства".
Уведомлением Управления Росреестра по Московской области от 25 июня 2021 г. N КУВД-001/2021-24726409/2 заявителю было сообщено о приостановлении действий по государственному кадастровому учету в отношении указанного земельного участка с указанием на то, что в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки территории (части территории) Рузского городского округа Московской области, утвержденными решением Совета депутатов Рузского городского округа Московской области от 16 октября 2017 г. N 131/12 (с учетом решения Совета депутатов Рузского городского округа Московской области от 26 декабря 2019 г. N 439/46 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки территории (части территории) Рузского городского округа Московской области), земельный участок с кадастровым номером 50:19:0040202:720 включен в границы территориальной зоны Ж-2 - зона застройки индивидуальными жилыми домами, а также имеет пересечение государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости территории леса и двойного учета. Указано также на то, что на земельный участок имеются постановления о запрещении учетно-регистрационных действий.
Поскольку причины, препятствующие проведению государственного кадастрового учета, заявителем не были устранены, Управлением Росреестра по Московской области 26 июля 2021 г. было принято решение (уведомление) N КУВД-001/2021-24726409/3 об отказе в осуществлении кадастрового учета на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации), в связи с непредставлением заявителем испрашиваемых документов.
Считая свои права нарушенными, АО "Знаменское" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области о признании недействительным решения (уведомления) от 26 июля 2021 г. N КУВД-001/2021-24726409/3 об отказе в учете изменений объекта недвижимости и обязании Управление Росреестра по Московской области внести изменения в ЕГРН в отношении сведений о виде разрешенного использования по земельному участку с кадастровым номером 50:19:0040202:720 с "для сельскохозяйственного производства" на "для индивидуального жилищного строительства".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Рузского городского округа Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области (далее - Мособлархитектура), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области).
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 сентября 2021 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2021 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Московской области просит об отмене принятых судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что в момент рассмотрения заявления общества в ЕГРН отсутствовали сведения о территориальной зоне, в пределах которой расположен вышеуказанный земельный участок.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель АО "Знаменское" с доводами кассационной жалобы не согласился, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя АО "Знаменское", суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости).
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Пунктами 5 и 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (часть 2 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости).
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о государственной регистрации недвижимости).
В силу пункта 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно статье 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительными регламентами, в которых указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не основано на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку обществом были представлены все необходимые документы для принятия регистрирующим органом решения о внесении изменений о категории земель спорного земельного участка с "для сельскохозяйственного производства" на "для индивидуального жилищного строительства".
При этом судами принята во внимание справка (схема) Комитета лесного хозяйства Московской области от 24 февраля 2021 г. N Р001-6565480336-43081661 о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий, согласно которой площадь наложения земельного участка с кадастровым номером 50:19:0040202:720 на земли лесного фонда составляет 0 кв.м (отсутствует), а также представленное по запросу суда заключение Мособлархитектуры на земельный участок, в соответствии с которым перенесение границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0040202:720 с границами лесничества отсутствует.
Относительно указаний регистрационным органом в оспариваемом решении на наличии зарегистрированного в отношении земельного участка ареста, судами указано на то, что поскольку заявитель не изменяет ни качественных, ни количественных характеристик участка, а приводит существующий объем прав в соответствие с действующим земельным законодательством, то в данном случае нарушение режима ареста не происходит, поскольку изменение вида разрешенного использования земельного участка не является распоряжением земельным участком.
Таким образом, установление или изменение уникальных характеристик арестованного земельного участка, определяющих его существование как объекта гражданского оборота, не является юридически значимыми действиями по распоряжению таким объектом, его преобразованию.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу об отсутствии у Управления Росреестра по Московской области законных оснований для отказа в удовлетворении заявления общества о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:19:0040202:720 в части внесения изменений о категории земель с "для сельскохозяйственного производства" на "для индивидуального жилищного строительства".
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Ссылка Управления Росреестра Московской области на непредоставление обществом в момент проведения регистрационных действий справки (схемы) Комитета лесного хозяйства Московской области от 24 февраля 2021 г. N Р001-6565480336-43081661 о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий и заключения Мособлархитектуры на земельный участок не может служить основанием для отмены судебных актов, поскольку данные сведения могли быть получены регистрационным органом в порядке межведомственного контроля, путем направления соответствующего запроса о вхождении земельного участка в соответствующую территориальную зону.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14 сентября 2021 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2021 г. по делу N А41-55008/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительными регламентами, в которых указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 марта 2022 г. N Ф05-3019/22 по делу N А41-55008/2021