г. Москва |
|
31 марта 2022 г. |
Дело N А40-158519/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление N 4" - извещено, представитель не явился;
от заинтересованного лица: Объединения административно-технических инспекций города Москвы - Иванова Н.С., представитель по доверенности от 14 марта 2022 года;
рассмотрев 24 марта 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу Объединения административно-технических инспекций города Москвы
на решение от 29 сентября 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 18 ноября 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А40-158519/21,
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление N 4"
к Объединению административно-технических инспекций города Москвы
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 29 сентября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 ноября 2021 года, удовлетворено заявление Федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление N 4" (далее - заявитель, ГВСУ N4) об оспаривании постановления Объединения административно-технических инспекций города Москвы (далее - ОАТИ г. Москвы) от 7 июля 2021 года N 21-44-М04-00194/01.
Не согласившись с выводами судов, ОАТИ г. Москвы обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель ОАТИ г. Москвы поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель ГВСУ N 4 не явился.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением ОАТИ г. Москвы от 7 июля 2021 года N 21-44-М04-00194/01 ГВСУ N 4 привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.18 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г. Москвы) с назначением наказания в виде штрафа в размере 700 000 рублей.
В качестве противоправного деяния заявителю вменено нарушение пункта 1.2 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 299-ПП (далее - Правила), выразившиеся в отсутствии ордера на установку временных объектов (бытового городка) и ограждения в целях выполнения работ по строительству объекта капитального строительства: "Строительство центра скалолазания по адресу: г. Москва, ул. 3-я Песчаная, д. 2 "Здание центра скалолазания" (шифр объекта Т-21/20-20)
Не согласившись с постановлением ОАТИ г. Москвы, заявитель обратился в суд.
Удовлетворяя требования ГВСУ N 4, суды пришли к выводу, что в силу Положения о Министерстве обороны Российской Федерации (утверждено указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации"), пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации", приказа Министра обороны Российской Федерации от 2 декабря 2011 года N 2300 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством обороны Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации" ОАТИ г. Москвы не является органом, осуществляющим федеральный государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 125 раздела II исчерпывающего перечня процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2017 года N 346 "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения и о Правилах ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения" одной из процедур, связанной с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований, предусмотренными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или муниципальными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, является предоставление разрешения на осуществление земляных работ.
В городе Москве существует порядок проведения земляных работ, при котором необходимо получить ордер (разрешение) на проведение земляных работ, установку временных ограждений и размещение временных объектов в городе Москве, который оформляется в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 284-ПП "Об утверждении порядка оформления ордеров (разрешений) на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве" и является обязательным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона города Москвы от 30 апреля 2014 года N 18 "О благоустройстве в городе Москве" объектом благоустройства является территория города Москвы с расположенными на ней элементами объектов благоустройства в границах земельных участков, находящихся в том числе в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 1.5 Положения об Объединении административно-технических инспекций города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 8 сентября 2009 года N 960-ПП (далее - Положение), ОАТИ г. Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по предоставлению государственной услуги по оформлению ордеров (разрешений) на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве.
В силу пункта 1.2 Правил, если иное не установлено Правительством Москвы, проведение земляных работ, установка временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве производится на основании разрешения, выданного уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы (далее - ордер (разрешение).
Если иное не установлено Правительством Москвы, проведение земляных работ, установка временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве при отсутствии ордера (разрешения), при истечении срока действия ордера (разрешения), с несоблюдением цели проведения работ, указанной в ордере (разрешении), не допускается и является основанием для привлечения к ответственности, установленной законодательством.
Если иное не установлено Правительством Москвы, проведение земляных работ, установка временных ограждений, размещение временных объектов должны осуществляться в соответствии с оформленным в установленном порядке проектом проведения (производства) земляных работ (установки временных ограждений, размещения временных объектов).
Из положений пункта 1.4 Правил контроль за выполнением Правил осуществляется органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим оформление ордеров (разрешений), а именно ОАТИ г. Москвы.
Судами не учтено, что ОАТИ г. Москвы не осуществляет государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, а осуществляет контроль за соблюдением, в том числе всеми юридическими лицами, Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов на всей территории города Москвы, независимо от ее принадлежности, установивших обязанность оформления ордеров (разрешений) при производстве земляных работ.
Соответственно, суды не применили нормы права, подлежащие применению, в связи с чем спор по существу не рассмотрели, законность постановления как того требует статья 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не проверили, ограничившись указанием на отсутствие у ОАТИ г. Москвы полномочий на осуществление строительного надзора.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании не полного и не всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, суд кассационной инстанции лишен возможности принять новый судебный акт.
Учитывая, что допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции, кассационная инстанция, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное, исходя из подлежащих применению норм материального права, на основании полного, всестороннего и объективного исследования и оценки всех имеющихся в деле доказательств, доводов и возражений лиц, участвующих в деле, установить обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела, проверить наличие в действиях ГВСУ N 4 состава вмененного правонарушения и соблюдение ОАТИ г. Москвы процедуры привлечения к административной ответственности, правильно применив нормы материального права принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29 сентября 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 ноября 2021 года по делу N А40-158519/21 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1.5 Положения об Объединении административно-технических инспекций города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 8 сентября 2009 года N 960-ПП (далее - Положение), ОАТИ г. Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по предоставлению государственной услуги по оформлению ордеров (разрешений) на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве.
В силу пункта 1.2 Правил, если иное не установлено Правительством Москвы, проведение земляных работ, установка временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве производится на основании разрешения, выданного уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы (далее - ордер (разрешение).
...
Из положений пункта 1.4 Правил контроль за выполнением Правил осуществляется органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим оформление ордеров (разрешений), а именно ОАТИ г. Москвы."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31 марта 2022 г. N Ф05-2063/22 по делу N А40-158519/2021
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-47426/2022
15.06.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-158519/2021
31.03.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2063/2022
18.11.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-71153/2021
29.09.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-158519/2021