г. Москва |
|
5 апреля 2022 г. |
Дело N А41-23547/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.04.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 05.04.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Красновой С.В.
судей Лазаревой И.В., Филиной Е.Ю.,
при участии в заседании:
от ИП Трипольского С.Л.: не явился, извещен,
от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 18.10.2021 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021 по делу N А41-23547/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя Трипольского Станислава Леонидовича
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации прав,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Трипольский Станислав Леонидович (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление) с требованиями: признать незаконными и отменить решения, оформленные уведомлениями от 26.01.2021 N N КУВД-001/2020-19033589/3, КУВД-001/2020-19033590/3, КУВД-001/2020-19033586/4, КУВД-001/2020-19033588/3, КУВД-001/2020-19033594/3, КУВД-001/2020-19033587/3, КУВД-001/2020-19033592/3, КУВД-001/2020-19033593/4, КУВД-001/2020-19033591/3 об отказе в государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества; обязать Управление зарегистрировать право собственности заявителя на недвижимое имущество: земельный участок с кадастровым номером 50:20:0090427:139 площадью 9750 кв. м, по адресу: Московская обл., Одинцовский район, г. Кубинка, ул. Железнодорожная, уч. 1, здание с кадастровым номером 50:20:0090427:853 площадью 99,2 кв. м, здание с кадастровым номером 50:20:0090427:854 площадью 47,3 кв. м, здание с кадастровым номером: 50:20:0090427:855 площадью 119,2 кв. м, здание с кадастровым номером: 50:20:0090427:856 площадью 15,0 кв. м, здание с кадастровым номером: 50:20:0090427:857 площадью 26,3 кв. м, здание с кадастровым номером: 50:20:0090427:859 площадью 472,4 кв. м, здание с кадастровым номером: 50:20:0090427:860 площадью 508,8 кв. м, здание с кадастровым номером 50:20:0000000:285707 площадью 612,4 кв. м по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Кубинка, ул. Железнодорожная на основании заявлений от 12.10.2020 КУВД-001/2020-19033586-594 и документов, находящихся в деле КУВД-001/2020-18816328 (MFC-0555/2020-978383); взыскать с Управления расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 700 руб. (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Московской области от 18.10.2021, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить как незаконный и необоснованный, принятый с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
Стороны своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
От заявителя поступил отзыв на кассационную жалобу, который приобщен к материалам дела. Отводов составу суда не поступило.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам проведения торгов N 1665-ОТПП/896 между ОАО "Трест МосЭлектроТягСтрой" (продавец) и заявителем (покупатель) заключен договор купли-продажи N 6-П от 14.05.2020, по условиям которого продавец передает в собственность, а покупатель принимает и оплачивает следующее имущество:
- земельный участок с кадастровым номером 50:20:0090427:137 площадью 9995 кв. м, по адресу: Московская обл., Одинцовский район, г. Кубинка, ул. Железнодорожная, уч. 2,
- земельный участок с кадастровым номером 50:20:0090427:139 площадью 9750 кв. м, по адресу: Московская обл., Одинцовский район, г. Кубинка, ул. Железнодорожная, уч. 1,
- здание с кадастровым номером 50:20:0090427:853 площадью 99,2 кв. м,
- здание с кадастровым номером 50:20:0090427:854 площадью 47,3 кв. м,
- здание с кадастровым номером: 50:20:0090427:855 площадью 119,2 кв. м,
- здание с кадастровым номером: 50:20:0090427:856 площадью 15,0 кв. м,
- здание с кадастровым номером: 50:20:0090427:857 площадью 26,3 кв. м,
- здание с кадастровым номером: 50:20:0090427:859 площадью 472,4 кв. м,
- здание с кадастровым номером: 50:20:0090427:860 площадью 508,8 кв. м,
- здание с кадастровым номером 50:20:0000000:285707 площадью 612,4 кв. м, по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Кубинка, ул. Железнодорожная.
По акту приема-передачи от 23.09.2020 продавец передал, а покупатель принял вышеперечисленное имущество.
08.10.2020 заявитель обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090427:137, приобретенного по договору купли-продажи N 6-П от 14.05.2020 (заявление MFC-0555/2020-978383, дело КУВД-001/2020-18816328).
12.10.2020 заявитель обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации право собственности в отношении остальных спорных объектов недвижимого имущества, приобретенных по договору купли-продажи N 6-П от 14.05.2020, указав, что основной пакет документов находится в деле КУВД-001/2020-18816328.
Уведомлением от 26.10.2020 Управление приостановило государственную регистрацию в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала 50:20:0090427:139, на срок до 26.01.2021, указав на наличие в ЕГРН записи о запрещении, установленной на основании постановления о запрете регистрационных действий N 320366/16/50026-ИП от 06.12.2018.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090427:137 уведомлением от 22.10.2020 регистрация права собственности приостановлена по причине имеющейся в ЕГРН записи об аресте заявленных к регистрации объектов недвижимости и непредставлением протокола результатов проведения торгов N 1665-ОТПП/896, содержащего необходимые подписи.
После предоставления 23.11.2020 продавцом ОАО "Трест МосЭлектроТягСтрой" в целях устранения причин для приостановления по уведомлению от 22.10.2020 необходимых документов, право собственности заявителя на объект недвижимости с кадастровым номером 50:20:0090427:137 было зарегистрировано.
В связи с не устранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации прав уведомлением от 26.10.2020 в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала 50:20:0090427:139, Управление решениями N N КУВД-001/2020-19033589/3, КУВД-001/2020-19033590/3, КУВД-001/2020-19033586/4, КУВД-001/2020-19033588/3, КУВД-001/2020-19033594/3, КУВД-001/2020-19033587/3, КУВД-001/2020-19033592/3, КУВД-001/2020-19033593/4, КУВД-001/2020-19033591/3 от 26.01.2021 отказало в проведении государственной регистрации прав.
Не согласившись с решениями Управления, заявитель обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании их незаконными и отмене.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 4 статьи 1 Закона N 218-ФЗ, государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу части 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Согласно пункту 37 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Статьей 27 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 26 Закона N 218-ФЗ установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено данной статьей.
При этом, если в период, на который согласно статье 26 Закона N 218-ФЗ учетно-регистрационные действия были приостановлены, в орган регистрации прав поступили сведения (документы), свидетельствующие о возникновении препятствий к осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по причинам, в том числе указанным в пункте 37 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, если такие причины после окончания приостановления учетно-регистрационных действий на основании части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ продолжают препятствовать осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, учитывая природу этих оснований, в таких случаях учетно-регистрационные действия могут быть вновь приостановлены по решению государственного регистратора прав на срок, установленный соответственно частью 6 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, то есть до поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии предусмотренных пунктом 37 части 1 статьи 26 ареста или запрета.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 22.01.2021 заявитель самостоятельно обратился с соответствующим заявлением в Управление о продлении приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, то есть до окончания срока приостановления - 26.01.2021.
Между тем Управлением, несмотря на своевременную подачу заявителем заявления о продлении приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, были приняты решения об отказе в проведении государственной регистрации прав.
Кроме того, основанием для приостановления и последующего отказа Управлением в осуществлении государственной регистрации прав, изложенных в оспариваемых решениях N N КУВД-001/2020-19033589/3, КУВД-001/2020-19033590/3, КУВД-001/2020-19033586/4, КУВД-001/2020-19033588/3, КУВД-001/2020-19033594/3, КУВД-001/2020-19033587/3, КУВД-001/2020-19033592/3, КУВД-001/2020-19033593/4, КУВД-001/2020-19033591/3 от 26.01.2021 послужило наличие в ЕГРН записи о запрещении, установленной на основании постановления о запрете регистрационных действий N 320366/16/50026-ИП от 06.12.2018.
Между тем, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 28.01.2021 по делу N А41-72828/20 установлено, что постановлением от 30.01.2020 судебного пристава-исполнителя Одинцовского РОСП УФССП России по Московской области Тяпина А.С. по исполнительному производству N 320366/16/50026-ИП был снят наложенный ранее в рамках указанного исполнительного производства запрет на совершение регистрационных действий в отношении принадлежащего ОАО "Трест МосЭлектроТягСтрой" имущества.
Таким образом, заявителем на государственную регистрацию был представлен полный пакет документов, необходимых для государственной регистрации перехода права собственности в отношении спорных объектов, а у Управления отсутствовали основания для отказа заявителю в государственной регистрации перехода права собственности на указанные объекты недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части такого решения должно быть указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Заявитель в качестве способа восстановления нарушенных прав просит обязать Управление зарегистрировать право собственности индивидуального предпринимателя Трипольского Станислава Леонидовича на недвижимое имущество на основании заявлений от 12.10.2020 КУВД-001/2020-19033586-594 и документов, находящихся в деле КУВД-001/2020-18816328 (MFC-0555/2020-978383).
Суды указали, что указанный заявителем способ восстановления нарушенного права соответствует закону и характеру допущенного нарушения, направлен на полное восстановление нарушенных прав и охраняемых законом интересов заявителя.
На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого судебного акта суды первой и апелляционной инстанций установили все существенные для дела обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы, приведенные Управлением в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой и апелляционной инстанций доказательств.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18.10.2021 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021 по делу N А41-23547/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
И.В. Лазарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами и следует из материалов дела, 22.01.2021 заявитель самостоятельно обратился с соответствующим заявлением в Управление о продлении приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, то есть до окончания срока приостановления - 26.01.2021.
Между тем Управлением, несмотря на своевременную подачу заявителем заявления о продлении приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, были приняты решения об отказе в проведении государственной регистрации прав.
Кроме того, основанием для приостановления и последующего отказа Управлением в осуществлении государственной регистрации прав, изложенных в оспариваемых решениях N N КУВД-001/2020-19033589/3, КУВД-001/2020-19033590/3, КУВД-001/2020-19033586/4, КУВД-001/2020-19033588/3, КУВД-001/2020-19033594/3, КУВД-001/2020-19033587/3, КУВД-001/2020-19033592/3, КУВД-001/2020-19033593/4, КУВД-001/2020-19033591/3 от 26.01.2021 послужило наличие в ЕГРН записи о запрещении, установленной на основании постановления о запрете регистрационных действий N 320366/16/50026-ИП от 06.12.2018.
Между тем, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 28.01.2021 по делу N А41-72828/20 установлено, что постановлением от 30.01.2020 судебного пристава-исполнителя Одинцовского РОСП УФССП России по Московской области Тяпина А.С. по исполнительному производству N 320366/16/50026-ИП был снят наложенный ранее в рамках указанного исполнительного производства запрет на совершение регистрационных действий в отношении принадлежащего ОАО "Трест МосЭлектроТягСтрой" имущества.
...
решение Арбитражного суда Московской области от 18.10.2021 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021 по делу N А41-23547/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 апреля 2022 г. N Ф05-5947/22 по делу N А41-23547/2021