г. Москва |
|
06 апреля 2022 г. |
Дело N А41-35827/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.04.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 06.04.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Красновой С.В.
судей Беловой А.Р., Филиной Е.Ю.,
при участии в заседании: от ООО "Яхт-клуб "Аврора": Целлер В.И., Агаметов Р.М. по дов. от 20.06.2021, от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явился извещен,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 14.09.2021 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021 по делу N А41-35827/2021
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Яхт-клуб "Аврора"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании отказа недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Яхт-клуб "Аврора" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление) о признании незаконным решения от 23.12.20 N КУВД-001/2020-14300716/3; об обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на сооружение - газорегуляторный пункт шкафной сети газораспределения, расположенный по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, улица Набережная, дом 22.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.09.2021, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, заявитель обратился с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
Управление своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
В судебном заседании представитель заявителя против удовлетворения кассационной жалобы возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Отводов составу суда не поступило.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 08.09.2020 заявитель обратился в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на сооружение - газораспределительный пункт шкафной сети газораспределения, расположенный по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, улица Набережная, дом 22.
По результатам рассмотрения указанного заявления Управлением было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
30.11.2020 заявитель обратился в Управление с заявлением о предоставлении дополнительных документов, предоставив технический план, содержащий раздел "Заключение кадастрового инженера", а также письмо Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, из которого следует, что акт приемки не является номенклатурным документом Управления Ростехнадзора, в связи с чем наличие печати Управления Ростехнадзора в акте приемки в эксплуатацию газопроводов и газового оборудования не предусмотрено.
Уведомлением от 23.12.2020 N КУВД-001/2020-14300716/3 в государственной регистрации права было отказано.
Не согласившись с решением об отказе в государственной регистрации, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 4 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу части 1 статьи 3 Закона 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если Федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ, являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Из материалов дела следует, что основанием для приостановления в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права, послужило то, что на регистрацию не был представлен документ, подтверждающий наличие, возникновение права собственности на объект недвижимости, а именно: оригинал акта приемки от 12.12.2019.
Между тем, в соответствии пунктом 4.4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство не требуется для строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно.
Согласно пункту 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство не требуется в иных случаях, если в соответствии с этим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона Московской области от 10.10.2014 N 124/2014-ОЗ "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области" для строительства, реконструкции сетей газопотребления и газораспределения (включая газопроводы и сооружения) в случаях, когда каждая из этих сетей предназначена для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 МПа включительно, получение разрешения на строительство не требуется.
Согласно частью 3 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если для строительства, реконструкции объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, эксплуатация таких объектов допускается после окончания их строительства, реконструкции.
В силу пунктов 1, 6 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300 (далее - Перечень N 1300) размещение:
- подземных линейных сооружений, а также их наземных частей и сооружений, технологически необходимых для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство,
- нефтепроводов и нефтепродуктопроводов диаметром DN 300 и менее, газопроводов и иные трубопроводов давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, в отношении спорного объекта, представляющего собой Газорегуляторный пункт шкафной величиной давления природного газа P < 0,005, разрешение на строительство не требуется, его эксплуатация допускается после окончания строительства, а размещение может осуществляться без предоставления земельного участка и установления сервитута.
В соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Для целей государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на Газорегуляторный пункт, был изготовлен технический план.
Представленный технический план сооружения (вместе с электронными образами бумажных документов, использованных при его подготовке и включенных в формате PDF в раздел "Приложение") в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенный усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера (Чаговец Татьяна Андреевна), в виде файлов формата PDF и XML, обеспечивающих считывание и контроль представленных данных, записанный на оптический компакт-диск, был представлен Заявителем в Управление Росреестра по Московской области, который соответствует Требованиям к подготовке технического плана и состава, содержащихся в нем сведений, утвержденными Приказом Минэкономразвития от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
В составе технического плана Газопровода представлена "Схема расположения объекта недвижимости (части объекта недвижимости) на земельном участке" (прилагается).
Согласно пункту 55 Требований на схеме отображаются: 1) границы земельного участка (земельных участков), его (их) частей; 2) контур здания (части здания), сооружения (части сооружения), объекта незавершенного строительства, в отношении которого проводятся кадастровые работы; 3) необходимые обозначения.
Из технического плана следует, что Газорегуляторный пункт расположен вне границ части земельного участка, представляющий собой охранную зону линий электросетевого хозяйства.
Таким образом, при обращении в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права, заявителем был представлен необходимый пакет документов, в связи с чем, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа заявителю в государственной регистрации права.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части такого решения должно быть указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Заявитель в качестве способа восстановления нарушенных прав просил обязать Управление осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на сооружение - газорегуляторный пункт шкафной сети газораспределения, расположенный по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, улица Набережная, дом 22.
Суды пришли к выводу, что избранный заявителем способ восстановления нарушенного права соответствует закону и характеру допущенного нарушения, направлен на полное восстановление нарушенных прав и охраняемых законом интересов заявителя.
На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой и апелляционной инстанций доказательств.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14.09.2021 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021 по делу N А41-35827/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пунктов 1, 6 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300 (далее - Перечень N 1300) размещение:
...
В соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Для целей государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на Газорегуляторный пункт, был изготовлен технический план."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 апреля 2022 г. N Ф05-6402/22 по делу N А41-35827/2021