город Москва |
|
06 апреля 2022 г. |
Дело N А41-28210/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Каплан Е.В., доверенность от 25.11.2021;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 30 марта 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Управления Росреестра по Московской области
на решение от 10 сентября 2021 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 13 декабря 2021 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-28210/21
по заявлению СПК "ЛЕСНОЕ"
об оспаривании уведомления об отказе
к Управлению Росреестра по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
СПК "ЛЕСНОЕ" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области (далее - Управление) о признании незаконным уведомления от 01.07.2021 N КУВД-001/2021/-10277356/2 об отказе государственной регистрации прав, об обязании осуществить регистрацию права собственности кооператива на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0070213:952 (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений).
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 сентября 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра по Московской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 20.03.2021 кооператив обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070213:952, площадью 13.290 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, в районе пос. Горки Ленинские, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - садоводство, земли общего пользования кооператива, для ведения гражданами садоводства и огородничества.
Уведомлением от 01.04.2021 Управление приостановило осуществление государственной регистрации прав на земельный участок, сославшись на отсутствие документов, подтверждающих возникновение права собственности кооператива на испрашиваемый земельный участок.
Решением Управления от 01.07.2021 N КУВД-001/2021/-10277356/2 кооперативу отказано в осуществлении государственной регистрации прав в отношении указанного объекта недвижимости в связи с неустранением причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации прав.
Кооператив, считая решение об отказе в государственной регистрации права собственности незаконным, обратился в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных обществом требований, исходя из следующего.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно совместному постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Основания для государственной регистрации прав на недвижимое имущество закреплены в статье 14 Федерального закона N 218-ФЗ.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ и требованиям принятым в соответствии с Федеральным законом N 218-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Федеральным законом N 218-ФЗ или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ).
Согласно статье 21 Федерального закона N 218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной; представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 218-ФЗ, в осуществлении государственной регистрации прав отказывают по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ, регистратор принимает решение о государственной регистрации прав по результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов при отсутствии предусмотренных Федеральным законом N 218-ФЗ, оснований для отказа в государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственной регистрации прав.
Таким образом, государственная регистрация производится при наличии правоустанавливающих документов, подтверждающих бесспорное право заявителя в отсутствие предусмотренных законом оснований для отказа в государственной регистрации (статья 29 Федерального закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно пункту 1 статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ, права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Судами установлено, что на государственную регистрацию кооперативом представлено свидетельство на право собственности на землю от 22.07.1998, подтверждающее предоставление в общую совместную собственность кооператива земельного участка, общей площадью 1,482 га.
Также суды указали, что в материалах дела имеется постановление Главы Ленинского района Московской области от 08.01.1997 N 3 "Об отводе земельного участка под коллективное садоводство рабочих и служащих ПИЗЛ "Горки", в соответствии с которым ПИЗЛ "Горки" отведен земельный участок, площадью 4,8 га, в районе пос. Горки Ленинские под коллективное садоводство (пункт 2).
Пунктом 4.1 указанного постановления на администрацию ПИЗЛ "Горки" возложена обязанность создать садоводческое товарищество, разработать и утвердить устав данного товарищества.
Пунктами 4.2, 4.3 и 4.4 указанного постановления поручалось утвердить в установленном порядке проект застройки и планировки земельного участка, произвести отвод земельного участка в натуре, а также оформить правоустанавливающие документы на земельный участок.
Постановлением Главы Ленинского района Московской области от 02.09.1997 N 2166 "Об утверждении границ земельного участка садоводческого потребительского кооператива "Лесное" утверждены границы земельного участка кооператива, общей площадью 4,8 га, в районе пос. Горки Ленинские для коллективного садоводства, также постановлено выдать кооперативу свидетельство на право коллективной совместной собственности на земли общего пользования.
Постановлением Главы Ленинского района Московской области от 03.08.1999 N 1963 "О дополнительном отводе земельного участка потребительскому кооперативу "Лесное" и утверждении границ землепользования" кооперативу утверждены границы земельного участка с учетом дополнительного отвода, на площади 5,47 га, в том числе 1,522 га - земли общего пользования.
В соответствии со статьей 244 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей понятие и основания возникновения общей собственности, имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
Судами правомерно учтено, что на момент принятия указанного выше постановления коллективная совместная собственность, как форма собственности, была предусмотрена земельным законодательством СССР.
В соответствии с пунктом 1 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации, в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (пункт 2 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, суды правомерно заключили, что в настоящее время институт коллективной совместной собственности действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен.
Судами также установлено, что из пункта 4.1 постановления от 02.09.1997 N 2166 следует, что Комитету по земельным ресурсам и землеустройству постановлено выдать кооперативу свидетельство на право коллективной совместной собственности на земли общего пользования, право кооператива зарегистрировано в установленном действовавшим законом порядке, что отражено в свидетельстве от 22.07.1998 серии РФ XXVIII 50-21-5 N 0707051, выданном непосредственно кооперативу.
Соответственно, как обоснованно заключили суды, вещное право кооператива, как юридического лица, на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0070213:952 является ранее возникшим и подтвержденным.
Ссылки Управления на то, что НО СПК "Лесное" и СПК "Лесное" являются разными юридическими лицами, обоснованно признаны судами несостоятельными в связи со следующим.
Судами установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица от 14.08.1997 некоммерческая организация садоводческий потребительский кооператив "Лесное" зарегистрировано 14.08.1997 за N 50:21:0158.
25.06.1999 зарегистрированы изменения к уставу НО СПК "Лесное", в котором отражено, что сокращенное наименование - СПК "Лесное". Также согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 25.02.2021 некоммерческая организация садоводческий потребительский кооператив "Лесное" имеет сокращенное название - СПК "Лесное".
Таким образом, суды обоснованно заключили, что НО СПК "Лесное" имеет сокращенное название СПК "Лесное", которому и предоставлен испрашиваемый земельный участок.
При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что Управление не имело достаточных правовых оснований для отказа в государственной регистрации права собственности кооператива на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0070213:952.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что оспариваемый отказ Управления от 01.07.2021 N КУВД-001/2021/-10277356/2 нарушает права и законные интересы кооператива в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем является незаконным.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебный акт об оспаривании решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должен содержать указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В целях устранения нарушения прав и законных интересов кооператива суды правомерно возложили на Управление обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности кооператива на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0070213:952, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский район, в районе пос. Горки Ленинские.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 10 сентября 2021 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2021 года по делу N А41-28210/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ, права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
...
В соответствии со статьей 244 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей понятие и основания возникновения общей собственности, имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации, в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (пункт 2 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 апреля 2022 г. N Ф05-2902/22 по делу N А41-28210/2021