Москва |
|
8 апреля 2022 г. |
Дело N А41-36004/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.04.2022.
Полный текст постановления изготовлен 08.04.2022.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Каменецкого Д.В.,
судей: Кручининой Н.А., Зверевой Е.А.,
при участии в заседании:
от АКБ "Пересвет" ПАО: Шаповалова А.Р. по дов. от 21.11.2021,
от Перевозчикова В.Н.: Шкабина Е.М. по дов. от 17.11.2021,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу
АКБ "Пересвет" ПАО
на определение Арбитражного суда Московской области от 12.10.2021,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2021,
о завершении процедуры реализации имущества в отношении должника в рамках дела о признании Перевозчикова Владимира Николаевича несостоятельным (банкротом)
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Московской области от 10.09.2018 Перевозчиков Владимир Николаевич (должник) признан несостоятельным (банкротом), введена процедура реализации имущества гражданина.
Определением Арбитражного суда Московской области от 12.10.2021 завершена процедура реализации имущества гражданина в отношении Перевозчикова В.Н., судом не применены правила об освобождении от исполнения обязательств перед кредиторами.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2021 определение Арбитражного суда Московской области от 12.10.2021 отменено в части несвобождения Перевозчикова В.Н. от исполнения обязательств перед кредиторами. Суд постановил освободить Перевозчикова В.Н. от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении процедуры реализации имущества гражданина.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом суда апелляционной инстанции, АКБ "Пересвет" ПАО обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебный акт суда апелляционной инстанции, оставить в силе определение суда первой инстанции.
В возражениях на кассационную жалобу Перевозчиков В.Н. с доводами ее заявителя не согласился, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с абзацем 2 ч. 1 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте Верховного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru.
В судебном заседании, представитель АКБ "Пересвет" ПАО доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Перевозчикова В.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения кассационной жалобы, изложил свою правовую позицию.
Иные участвующие в деле лица своих представителей в арбитражный суд округа не направили, что согласно ч. 3 ст. 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, проверив в порядке ст.ст. 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалованного судебного акта, судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта по доводам кассационной жалобы, поскольку они основаны на неправильном толковании заявителем норм материального права и направлены на переоценку исследованных судом апелляционной инстанции доказательств, что в силу норм ст. 286 и ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Отказывая в применении правил об освобождении от дальнейшего исполнения обязательств перед кредиторами, суд первой инстанции исходил из того, что должник не передал финансовому управляющему документацию, не сотрудничал с финансовым управляющим, что указывает на его недобросовестность.
Отменяя определение суда первой инстанции в указанной части, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 223 АПК РФ и ст. 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), в том числе Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
В силу п. 3 ст. 213.28 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (далее - освобождение гражданина от обязательств). Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4 и 5 настоящей статьи, а также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.
Согласно нормам п. 4 ст. 213.28 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" освобождение гражданина от обязательств не допускается в случае, если вступившим в законную силу судебным актом гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство при условии, что такие правонарушения совершены в данном деле о банкротстве гражданина; гражданин не предоставил необходимые сведения или предоставил заведомо недостоверные сведения финансовому управляющему или арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве гражданина, и это обстоятельство установлено соответствующим судебным актом, принятым при рассмотрении дела о банкротстве гражданина; доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве гражданина, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество.
В этих случаях арбитражный суд в определении о завершении реализации имущества гражданина указывает на неприменение в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств либо выносит определение о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств, если эти случаи выявлены после завершения реализации имущества гражданина.
В п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" разъяснено, что целью положений пункта 3 статьи 213.4, пункта 6 статьи 213.5, пункта 9 статьи 213.9, пункта 2 статьи 213.13, пункта 4 статьи 213.28, статьи 213.29 Закона о банкротстве в их системном толковании является обеспечение добросовестного сотрудничества должника с судом, финансовым управляющим и кредиторами. Указанные нормы направлены на недопущение сокрытия должником каких-либо обстоятельств, которые могут отрицательно повлиять на возможность максимально полного удовлетворения требований кредиторов, затруднить разрешение судом вопросов, возникающих при рассмотрении дела о банкротстве, или иным образом воспрепятствовать рассмотрению дела.
В п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" разъяснено, что согласно абз. 4 п. 4 ст. 213.28 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", освобождение должника от обязательств не допускается, если доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве должника, последний действовал незаконно, в том числе совершил действия, указанные в этом абзаце. Соответствующие обстоятельства могут быть установлены в рамках любого судебного процесса (обособленного спора) по делу о банкротстве должника, а также в иных делах.
Таким образом, к гражданину-должнику законодателем предъявляются повышенные требования в части добросовестности, подразумевающие помимо прочего честное сотрудничество с финансовым управляющим и кредиторами, открытое взаимодействие с судом. Разрешение вопроса о наличии либо отсутствии обстоятельств, при которых должник не может быть освобожден от исполнения обязательств, во многом зависит от добросовестности должника.
Основанием для отказа в освобождении от обязательств является противоправное поведение должника, направленное на умышленное уклонение от исполнения обязательств перед кредиторами.
При этом добросовестность участников гражданских правоотношений, разумность их действий предполагаются (п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В настоящем случае, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что должник по настоящему делу соответствует критериям, установленным п. 4 ст. 213.28 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", так как не имеется доказательств недобросовестности должника.
Как установил суд, признаков преднамеренного или фиктивного банкротства финансовым управляющим должника выявлено не было.
Доказательств того, что должник злонамеренно сокрыл имущество от финансового управляющего или уклонялся от передачи каких-либо имевшихся у него документов в дело не представлено.
Суд апелляционной инстанции также установил, что финансовый управляющий не обращался в суд с заявлением об истребовании документов или имущества должника, не указал отсутствие каких документов помешало пополнению конкурсной массы или обнаружению имущества должника.
В указанной связи, суд апелляционной инстанции установил, что выводы суда первой инстанции о том, что должник не сотрудничал с финансовым управляющим в ходе процедуры банкротства, не основаны на фактических обстоятельствах дела и повторяют лишь утверждения финансового управляющего.
Исходя из изложенного, в отсутствие доказательств злонамеренного поведения должника при проведении в отношении должника процедуры банкротства, уклонения его от предоставления сведений финансовому управляющему, а также совершения им незаконных действий при возникновении или исполнении обязательств перед кредиторами суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об освобождении должника от дальнейшего исполнения требований кредиторов.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что кассационная жалоба не содержит указания на наличие в материалах дела каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда, которым не была бы дана правовая оценка судом апелляционной инстанции.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого судебного акта судом нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, кассационной инстанцией не установлено. Нормы материального права применены правильно, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и изменения или отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2021 по делу N А41-36004/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
Н.А. Кручинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" разъяснено, что согласно абз. 4 п. 4 ст. 213.28 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", освобождение должника от обязательств не допускается, если доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве должника, последний действовал незаконно, в том числе совершил действия, указанные в этом абзаце. Соответствующие обстоятельства могут быть установлены в рамках любого судебного процесса (обособленного спора) по делу о банкротстве должника, а также в иных делах.
...
Основанием для отказа в освобождении от обязательств является противоправное поведение должника, направленное на умышленное уклонение от исполнения обязательств перед кредиторами.
При этом добросовестность участников гражданских правоотношений, разумность их действий предполагаются (п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В настоящем случае, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что должник по настоящему делу соответствует критериям, установленным п. 4 ст. 213.28 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", так как не имеется доказательств недобросовестности должника."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 апреля 2022 г. N Ф05-3237/22 по делу N А41-36004/2018