город Москва |
|
08 апреля 2022 г. |
Дело N А40-125731/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "СпортРадар": Бойков А.А. по доверенности от 07.02.2022, паспорту;
от Инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по городу Москве: Архипов Д.А. по доверенности от 12.01.2022, паспорту;
от общероссийской общественной организации "Российский футбольный союз": не явился, извещен;
рассмотрев 06 апреля 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "СпортРадар"
на решение от 28 сентября 2021 года
Арбитражного суда города Москвы
на постановление от 14 декабря 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А40-125731/2021,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СпортРадар"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по городу Москве
третье лицо: общероссийская общественная организация "Российский футбольный союз"
о признании незаконным и отмене предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по городу Москве (далее - инспекция) о признании незаконным и отмене предписания 09.06.2021 N 22-14/036476, действий по вынесению предписания от 09.06.2021 N 22-14/036476.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена общероссийская общественная организация "Российский футбольный союз".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 сентября 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель инспекции возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в связи с поступлением в соответствии с п. 8 ст. 6.2 Федерального закона N 244-ФЗ письма саморегулируемой организации "Ассоциация букмекерских контор" от 27.04.2021 N 227/1, доведенного до заинтересованного лица письмом Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве (исх. N 17-18/079601 от 31.05.2021), содержащего, информацию об объеме подлежащих уплате и фактически уплаченных суммах целевых отчислений организаторами азартных игр в букмекерских конторах за 1 квартал 2021 г., ИФНС N 27 было установлено, что сумма фактически уплаченных целевых отчислений общества за 1 квартал 2021 г. составила 00 руб. 00 коп.
На основании указанной информации ИФНС России N 27 по г. Москве в отношении ООО "СпортРадар" вынесено предписание от 09.06.2021 N 22-14/036476 об устранении нарушений требований Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Предписанием на общество возложена обязанность в течении 10 (десяти) календарных дней с момента получения предписания устранить выявленные нарушения, указанные в акте, а именно уплатить целевые отчисления за 1 квартал 2021 года по всем соглашениям, заключенным с общероссийскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигами, в размере 15 000 000 рублей.
Полагая предписание незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения азартных игр, иными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в пределах их компетенции, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление функций по управлению игорными зонами.
На основании пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 года N 506 (далее - Положение) Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
С целью осуществления указанных функций согласно подпункту 5.3.8 пункта 5 Положения Федеральная налоговая служба также наделяется полномочиями по осуществлению федерального государственного надзора в области организации и проведения азартных игр.
В соответствии со статьей 15.1 Закона N 244-ФЗ в редакции, применимой к отношениям сторон (редакция, действовавшая с 19.10.2020) к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области организации и проведения азартных игр, организацией и проведением проверок юридических лиц, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 3 - 6 настоящей статьи.
Как указано в части 4 статьи 15.1 названного закона, основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом выданного органом государственного надзора предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр;
2) поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, должностных лиц органа государственного надзора, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр;
3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В силу пункта 5 статьи 15.1 Закона N 244-ФЗ внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в пункте 2 части 4 настоящей статьи, может быть проведена органом государственного надзора незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Закона N 294-ФЗ.
При этом пунктом 6 названной статьи установлено, что предварительное уведомление юридического лица о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в пункте 2 части 4 настоящей статьи, не допускается.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 99-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15.2 Закона N 244-ФЗ в случае неуплаты (уплаты не в полном объеме) целевых отчислений от азартных игр в сроки, предусмотренные статьей 6.2 настоящего Федерального закона, в течение одного отчетного периода федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль (надзор) за организацией и проведением азартных игр, в течение десяти календарных дней с даты поступления информации об указанном нарушении выносит предписание о его устранении. Организатор азартных игр в букмекерской конторе обязан устранить указанное нарушение в течение десяти календарных дней с даты получения предписания о его устранении.
Таким образом, законодательство, действовавшее на момент принятия оспариваемого предписания предоставляло налоговым органом полномочия по выдаче предписаний субъектам, занимающимся организацией и проведением азартных игр.
В соответствии со статьей 6.2 Закона N 244-ФЗ организатор азартных игр в букмекерской конторе, заключающий пари на спортивные соревнования, обязан заключать соглашения об использовании символики, наименований спортивных соревнований с субъектами профессионального спорта, а именно общероссийскими спортивными федерациями, организующими спортивные соревнования, профессиональными спортивными лигами, организующими профессиональные спортивные соревнования, в отношении которых он принимает ставки, интерактивные ставки, и на основании таких соглашений осуществлять целевые отчисления от азартных игр, направляемые на финансирование мероприятий по развитию профессионального спорта и детско-юношеского спорта.
Организатор азартных игр в букмекерской конторе, заключающий пари на спортивные соревнования, предусмотренные пунктами 3 и 4 части 3.3 статьи 15 настоящего Федерального закона, обязан заключать соглашения о предоставлении информации о проведении спортивных соревнований с субъектами профессионального спорта, а именно общероссийскими спортивными федерациями, организующими спортивные соревнования по соответствующему виду спорта, профессиональными спортивными лигами, организующими профессиональные спортивные соревнования по соответствующему виду спорта, и на основании таких соглашений осуществлять целевые отчисления, направляемые на финансирование мероприятий по развитию детско-юношеского спорта.
В соответствии со пунктом 1 статьи 15.2 Закона N 244-ФЗ в случае неуплаты (уплаты не в полном объеме) целевых отчислений от азартных игр в сроки, предусмотренные статьей 6.2 настоящего Федерального закона, в течение одного отчетного периода федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль (надзор) за организацией и проведением азартных игр, в течение десяти календарных дней с даты поступления информации об указанном нарушении выносит предписание о его устранении. Организатор азартных игр в букмекерской конторе обязан устранить указанное нарушение в течение десяти календарных дней с даты получения предписания о его устранении.
Судами установлено, что общество является организатором азартных игр в букмекерских конторах, осуществляет лицензируемый вид деятельности на основании выданной ФНС России лицензии от 13.02.2020 N 33 на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах (услуги по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше).
В связи с поступлением информации о неуплате целевых отчислений от азартных игр в сроки, предусмотренные статьей 6.2 Закона N 244- ФЗ, в течение одного отчетного периода, Инспекцией вынесено предписание об устранении указанного нарушения.
При этом, исходя из содержания Закона N 244-ФЗ в редакции, применимой к отношениям сторон, не предусмотрена императивная обязанность инспекции по осуществлению выездной проверки деятельности заявителя,. Оспариваемое предписание уполномоченным лицом принято на основании представленных документов, в связи с чем доводы заявителя, содержащиеся в кассационной жалобе, подлежат отклонению.
Ссылка в судебных актах на иную редакцию указанного закона не привела к принятию неправомерных судебных актов.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28 сентября 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2021 года по делу N А40-125731/21 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СпортРадар" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со пунктом 1 статьи 15.2 Закона N 244-ФЗ в случае неуплаты (уплаты не в полном объеме) целевых отчислений от азартных игр в сроки, предусмотренные статьей 6.2 настоящего Федерального закона, в течение одного отчетного периода федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль (надзор) за организацией и проведением азартных игр, в течение десяти календарных дней с даты поступления информации об указанном нарушении выносит предписание о его устранении. Организатор азартных игр в букмекерской конторе обязан устранить указанное нарушение в течение десяти календарных дней с даты получения предписания о его устранении.
...
В связи с поступлением информации о неуплате целевых отчислений от азартных игр в сроки, предусмотренные статьей 6.2 Закона N 244- ФЗ, в течение одного отчетного периода, Инспекцией вынесено предписание об устранении указанного нарушения.
При этом, исходя из содержания Закона N 244-ФЗ в редакции, применимой к отношениям сторон, не предусмотрена императивная обязанность инспекции по осуществлению выездной проверки деятельности заявителя,. Оспариваемое предписание уполномоченным лицом принято на основании представленных документов, в связи с чем доводы заявителя, содержащиеся в кассационной жалобе, подлежат отклонению."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 апреля 2022 г. N Ф05-2805/22 по делу N А40-125731/2021