город Москва |
|
12 апреля 2022 г. |
Дело N А40-134029/21-121-739 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "СУ N 1": Лозового М.М. (дов. от 14.07.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) УФК по Московской области: Прохановой О.А. (дов. N 48-19-22/12 от 30.07.2020 г.), Уманцева Д.А. (дов. N 48-19-22/4 от 01.02.2022 г.);
от третьего лица Федерального агентства воздушного транспорта: Колбасова Д.Е. (дов. N Д-14.3/307 от 30.12.2021 г.);
от третьего лица ПАО "Промсвязьбанк": Чистяковой И.А. (дов. N 1536 от 17.09.2019 г.);
рассмотрев 05 апреля 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу УФК по Московской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 14 октября 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2021 г.,
по делу N А40-134029/21-121-739
по заявлению акционерного общества "Строительное управление N 1"
к Управлению Федерального казначейства по Московской области
о признании незаконным решения,
третьи лица: Федеральное агентство воздушного транспорта; публичное акционерное общество "Промсвязьбанк",
УСТАНОВИЛ: решением Арбитражного суда Московской области от 23 ноября 2018 г. по делу N А41-13602/15 акционерное общество "Строительное управление N 1" (далее - АО "СУ N 1", общество, должник, заявитель) признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Лагода Максим Сергеевич (далее - Лагода М.С., конкурсный управляющий).
В ходе процедуры банкротства конкурсным управляющим было установлено, что на расчетном счете Управления Федерального казначейства по Московской области (далее - УФК по Московской области) имеются денежные средства в размере 182 594 195,89 руб., принадлежащие АО "СУ N 1", которые подлежат включению в конкурсную массу.
Так, между Федеральным агентством воздушного транспорта (далее - ФАВТ), как государственным заказчиком, и АО "СУ N 1" был заключен государственный контракт от 11 июля 2014 г. N 143-14 (далее - государственный контракт).
В обеспечение исполнения обязательств перед ФАВТ по государственному контракту АО "СУ N 1" заключило с публичным акционерным обществом "Промсвязьбанк" (далее - ПАО "Промсвязьбанк", Банк) генеральное соглашение о предоставлении банковских гарантий (с установленным лимитом ответственности гаранта) от 11 июля 2014 г. N 14/ГА/0180.
На основании вышеуказанного генерального соглашения Банком была выдана банковская гарантия от 27 февраля 2018 г. N 31799 (далее - банковская гарантия).
В связи с неисполнением АО "СУ N 1" обязательств по государственному контракту ФАВТ предъявило требование от 19 декабря 2018 г. N исх-33221/14 об уплате денежной суммы по банковской гарантии на сумму 2 948 706 545,06 руб.
Сумма требований бенефициара - ФАВТ вытекала из размера неотработанного аванса, перечисленного государственным заказчиком, в том числе и на лицевой счет для учета операций неучастника бюджетного процесса N 41486101050 в УФК по Московской области, открытый АО "СУ N 1" для исполнения государственного контракта.
ПАО "Промсвязьбанк" выплатило ФАВТ платежным поручением от 27 декабря 2018 г. N 68365 сумму в размере 2 948 706 545,06 руб. по государственному контракту и на основании банковской гарантии.
В последующем требование ПАО "Промсвязьбанк" о погашении задолженности в порядке регресса по банковской гарантии от 27 февраля 2018 г. N 31799 включено определением Арбитражного суда Московской области от 20 мая 2019 г. по делу N А41-13602/2015 в реестр требований кредиторов АО "СУ N 1".
Таким образом, задолженность АО "СУ N 1" перед ФАВТ была погашена ПАО "Промсвязьбанк", а требования ПАО "Промсвязьбанк" включены в реестр требований кредиторов АО "СУ N 1".
До настоящего времени на указанном лицевом счете остается остаток денежных средств в размере 182 594 195,89 руб.
Данные денежные средства были перечислены ФАВТ на лицевой счет в качестве аванса по государственному контракту и возвращены агентству при раскрытии банковской гарантии.
Во исполнение требований Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) конкурсный управляющий АО "СУ N 1" Лагода М.С. обратился к УФК по Московской области с заявлением о закрытии расчетного счета и перечисления остатка денежных средств на основной счет АО "СУ N 1".
26 ноября 2019 г. АО "СУ N 1" был получен отказ от УФК по Московской области о закрытии расчетного счета и перечислении остатка денежных средств на основной счет общества, мотивированный тем, что расчетный счет может быть закрыт исключительно в случаях и только при отсутствии остатка средств (статьи 131 и 135 Приказа Казначейства России от 17 октября 2016 г. N 21н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства"), а также указано на то, что перевод таких денежных средств невозможен, поскольку не предусмотрен пунктом 6 Порядка санкционирования целевых средств при казначейском сопровождении целевых средств, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской федерации от 11 декабря 2018 г. N 259н.
В последующем конкурсный управляющий Лагода М.С. неоднократно обращался в УФК по Московской области с требованием о закрытии расчетного счета и перечислении остатка денежных средств на расчетный счет АО "СУ N 1", однако решениями от 03 июля 2020 г. и 25 августа 2020 г. ему было отказано в осуществлении мероприятий по закрытию счета.
В рамках дела N А40-145553/2020 АО "СУ N 1" были заявлены требования к ФАВТ о взыскании задолженности в размере 182 594 195,89 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 марта 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2021 г., в удовлетворении исковых требований отказано, с указанием на недоказанность обществом наличия причинно-следственной связи между неправомерными действиями ФАВТ и наступившими для заявителя негативными имущественными последствиями. При этом суды указали, что денежными средствами, находящимися на лицевом счете, открытом в УФК по Московской области, вправе распоряжаться только юридическое лицо, которому принадлежит такой лицевой счет, а нахождение денежных средств на нем, не равнозначно нахождению их в структуре бюджетной системы Российской Федерации и принадлежности ФАВТ.
27 апреля 2021 г. АО "СУ N 1" вновь обратилось в УФК по Московской области с заявлением о закрытии счета и перечислении остатка денежных средств на основной расчетный счет АО "СУ N 1", однако письмом от 11 мая 2021 г. N 48-13-27/2512-3873 отказано.
Считая свои права нарушенными, АО "СУ N 1" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к УФК по Московской области о признании незаконным решения от 11 мая 2021 г. N 48-13-27/2512-3873 об отказе в перечислении денежных средств в размере 182 594 195,89 руб. на расчетный счет АО "СУ N 1" и закрытии расчетного счета, обязании УФК по Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "СУ N 1" путем перечисления денежных средств в размере 182 594 195,89 руб. на единственный расчетный счет АО "СУ N 1", открытый в АО "Альфа-Банк", а также закрытия расчетного счета АО "СУ N 1".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФАВТ и ПАО "Промсвязьбанк".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 октября 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2021 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе УФК по Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что при обращении общества в лице конкурсного управляющего в УФК по Московской области с заявлением о закрытии расчетного счета и перечислении остатка денежных средств на основной (единственный счет) общества не был представлен весь перечень документов, необходимых для перечисления денежных средств и закрытия лицевого счета, в том числе сведения, заверенные ФАВТ, где предусмотрено соответствующее направление расходования целевых средств. Приведены также доводы о том, что денежные средства в размере 182 594 195,82 руб. на лицевом счете УФК по Московской области являются "целевыми" и получение обществом денежных средств в указанном размере является неосновательным обогащением.
В отзывах на кассационную жалобу АО "СУ N 1" и ПАО "Промсвязьбанк" просят оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзыв на кассационную жалобу от ФАВТ не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель УФК по Московской области поддержал доводы кассационной жалобы. Представители АО "СУ N 1" и ПАО "Промсвязьбанк" против ее удовлетворения возражали. Представитель ФАВТ с доводами жалобы согласился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 133 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), а при его отсутствии или невозможности осуществления операций по имеющимся счетам обязан открыть в ходе конкурсного производства такой счет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Другие известные счета должника подлежат закрытию конкурсным управляющим по мере их обнаружения. Остатки денежных средств должника с указанных счетов должны быть перечислены на основной счет должника.
В пункте 2 названной статьи указано, что на основной счет должника зачисляются денежные средства должника, поступающие в ходе конкурсного производства. С основного счета должника осуществляются выплаты кредиторам в порядке, предусмотренном статьей 134 Закона о банкротстве.
Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства утвержден приказом Казначейства России от 17 октября 2016 г. N 21н (далее - Порядок N 21н).
Закрытие соответствующего лицевого счета в случаях, установленных настоящим Порядком, осуществляется на основании заявления на закрытие лицевого счета по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку (код формы по КФД 0531757) (далее - Заявление на закрытие лицевого счета), представленного клиентом (ликвидационной комиссией) в орган Федерального казначейства по месту обслуживания или оформленного уполномоченным руководителем органа Федерального казначейства работником (пункт 29 Порядка N 21н).
Пунктом 131 Порядка N 21н предусмотрено, что закрытие лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса, открытого клиенту, осуществляется в случае: а) реорганизации (ликвидации) клиента; б) реорганизации (ликвидации) органа Федерального казначейства, открывшего лицевой счет клиенту; в) перевода клиента на обслуживание в другой орган Федерального казначейства; г) исполнение (расторжение) государственного контракта (контракта, договора, соглашения), являющегося основанием для открытия лицевого счета; д) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 137 Порядка N 21н при наличии на закрываемом лицевом счете для учета операций неучастника бюджетного процесса остатка денежных средств клиент представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания вместе с Заявлением на закрытие лицевого счета распоряжение о совершении казначейского платежа по назначению в сумме остатка денежных средств.
При поступлении на счет органа Федерального казначейства денежных средств после закрытия лицевого счета клиента, орган Федерального казначейства для перечисления указанных денежных средств осуществляет открытие лицевого счета клиенту на основании документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, представленных клиентом.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не основано на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку удержание УФК по Московской области денежных средств, принадлежащих АО "СУ N 1", препятствует пополнению конкурсной массы для расчетов с кредиторами.
При этом судами указано на неоднократное обращение общества в УФК по Московской области с заявлениями о закрытии лицевого счета и распоряжениями на перечисление целевых средств на счет, открытый в банке юридическому лицу, с приложением необходимых документов, в том числе платежного документа от 27 декабря 2018 г. N 68365 на сумму 2 948 706 545,06 руб., подтверждающего оплату Банком по банковской гарантии от 27 февраля 2018 г. N 31799 в пользу ФАВТ денежных средств, что свидетельствует о выполнении АО "СУ N 1" перед государственным заказчиком - ФАВТ обязательств по возврату авансового платежа по государственному контракту.
В связи с тем, что задолженность по возврату аванса была погашена со стороны ПАО "Промсвязьбанк", денежные средства в размере 182 594 195,89 руб., находящиеся на лицевом счете в УФК по Московской области, являются остатком, подлежащим перечислению на единственный расчетный счет АО "СУ N 1", открытый в АО "Альфа-Банк".
Судами также указано на то, что денежные средства в размере 182 594 195,89 руб., находящиеся на лицевом счете в УФК по Московской области, утратили статус целевых, поскольку задолженность по возврату аванса погашена со стороны Банка, и, следовательно, указанные денежные средства подлежат перечислению в конкурсную массу общества.
Кроме того, судами принято во внимание вступившее в законную силу решение Арбитражного суда города Москвы от 15 марта 2021 г. по делу N А40-145553/2020, в котором судом сделаны выводы о том, что денежными средствами, находящимися на лицевом счете УФК по Московской области, обладает АО "СУ N 1".
Установив факт оплаты Банком в пользу государственного заказчика суммы неотработанного аванса и расторжения государственного контракта, суды пришли к выводу об отсутствии у УФК по Московской области законных оснований для отказа в удовлетворении заявления общества о закрытии лицевого счета и перечислению на единственный расчетный счет АО "СУ N 1" остатка денежных средств в размере 182 594 195,89 руб.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению принятых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Арбитражного суда города Москвы от 14 октября 2021 г. и постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2021 г. по настоящему делу, введенное определением Арбитражного суда Московского округа от 17 января 2022 г., подлежит отмене в связи с рассмотрением кассационной жалобы по существу.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14 октября 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2021 г. по делу N А40-134029/21-121-739 оставить без изменения, кассационную жалобу УФК по Московской области - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда города Москвы от 14 октября 2021 г. и постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2021 г. по делу N А40-134029/21-121-739, введенное определением Арбитражного суда Московского округа от 17 января 2022 г.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами также указано на то, что денежные средства в размере 182 594 195,89 руб., находящиеся на лицевом счете в УФК по Московской области, утратили статус целевых, поскольку задолженность по возврату аванса погашена со стороны Банка, и, следовательно, указанные денежные средства подлежат перечислению в конкурсную массу общества.
Кроме того, судами принято во внимание вступившее в законную силу решение Арбитражного суда города Москвы от 15 марта 2021 г. по делу N А40-145553/2020, в котором судом сделаны выводы о том, что денежными средствами, находящимися на лицевом счете УФК по Московской области, обладает АО "СУ N 1".
...
Приостановление исполнения решения Арбитражного суда города Москвы от 14 октября 2021 г. и постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2021 г. по настоящему делу, введенное определением Арбитражного суда Московского округа от 17 января 2022 г., подлежит отмене в связи с рассмотрением кассационной жалобы по существу."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12 апреля 2022 г. N Ф05-894/22 по делу N А40-134029/2021
Хронология рассмотрения дела:
22.08.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-46141/2022
12.04.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-894/2022
16.12.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-76178/2021
14.10.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-134029/2021