г. Москва |
|
13 апреля 2022 г. |
Дело N А40-12007/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.04.2022.
Полный текст постановления изготовлен 13.04.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Лазаревой И.В.,
судей Беловой А.Р. и Филиной Е.Ю.
при участии в заседании: от Министерства науки и высшего образования: не явился, извещен; от НИТУ "МИСИС": не явился, извещен; от Управления Росреестра по Москве: не явился, извещен; от ТУ Роимущества по Москве: не явился, извещен; от ИП Никитникова Д.В.: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (заинтересованного лица) на решение Арбитражного суда города Москвы от 29.06.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2021 по делу N А40- 12007/2021
по заявлению Министерства науки и высшего образования, НИТУ "МИСИС"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
об оспаривании решения, выраженного в уведомлении от 13.10.2020 N КУВД001/2020-8175119/2, об обязании,
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве, Индивидуальный предприниматель Никитников Д.В.;
УСТАНОВИЛ:
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский технологический университет МИСиС" (далее по тексту - заявители) обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление, регистрирующий орган, заинтересованное лицо), оформленного уведомлением N КУВД-001/2020-9342680/3 от 19.11.2020, об отказе в осуществлении действий по прекращению права собственности и снятию с государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу г. Москва, Ленинский проспект, д. 6, стр. 10, кадастровый номер 77:01:0006003:1052 (далее - объект), а также уведомлением от 19.11.2020 N КУВД-001/2020-9342678/3, об отказе в осуществлении действий по прекращению права оперативного управления и снятию с государственного кадастрового учета объекта; об обязании регистрирующего органа осуществить испрашиваемые действия (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве, Индивидуальный предприниматель Никитников Д.В.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.09.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2021, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационной жалобы заинтересованное лицо ссылается на нарушение судом норм материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и указывает, что акт обследования, подтверждает факт сноса объекта недвижимости, но не проверяет законность такого сноса; самовольный снос объектов капитального строительства не допускается; в материалы регистрационного дела не представлен документ, подтверждающий соблюдение установленной законом процедуры сноса.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Московского округа http://www.fasmo.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
Лица, участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей этих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалованных судебных актов, судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления по заявленным в жалобе доводам, поскольку считает, что судами при рассмотрении настоящего дела была дана правильная квалификация спорным правоотношениям сторон, применены подлежащие применению нормы материального права, установлены все имеющие значение для правильного разрешения спора обстоятельства, не допущено таких нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 22.07.2020 представителем Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в Управление подано заявление N MFC-0558/2020-86727-1 о прекращении права собственности и снятии с кадастрового учета объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу г. Москва, Ленинский проспект, д. 6, стр. 10, кадастровый номер 77:01:0006003:1052 (далее - объект).
Право собственности Российской Федерации на спорный объект зарегистрировано в Управлении 20.08.2012 за номером 77-77-12/024/2012-822 от 20.08.2012, что подтверждается выпиской из ЕГРН N 77/100/417/2019-943 от 08.05.2019, при этом правоустанавливающими документами являются Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 и Выписка из реестра федерального имущества Территориального управления Росимущества в городе Москве от 17.12.2011 N 3676/40.
Приложением к заявлению о снятии с кадастрового учета являлось письмо Министерства науки и высшего образования Российской Федерации о списании федерального имущества N ИК-755-1/10 от 11.05.2018 в котором указывалось о согласовании списания объекта недвижимого имущества и его сноса в установленном законодательством порядке: в соответствии с подпунктом "з" пункта 4 Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834, с учетом положительного заключения Комиссии по оценке последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося федеральной государственной собственностью, заключении федеральной государственной организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей, договора аренды закрепленных на ней объектов собственности, а также о реорганизации или ликвидации федеральных государственных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (заключение от 10.05.2018 N РФИ-334/пр), а также решения Комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации по рассмотрению вопросов о списании федерального имущества подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации организаций (протокол от 14.05.2018 N Д10-112/пр) Министерством образования и науки Российской Федерации согласовано списание спорного объекта недвижимого имущества с последующим его сносом.
03.08.2020 государственная регистрация была приостановлена (письмо N MFC-0558/2020-86727-1, PKPVDMFC-2020-07-22-259081) на срок до 03.11.2020, в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов, являющихся основанием для регистрационных действий.
06.10.2020 государственному регистратору были направлены возражения на приостановление в снятии с кадастрового учета N 2 от 06.10.2020 и акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости N б/н от 06.10.2020.
Уведомлением об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав N КУВД-001/2020-9342680/3 от 19.11.2020, N КУВД-001/2020-9342678/3 Управление отказало в прекращении права собственности Российской Федерации и снятии с кадастрового учета объекта и прекращении права оперативного управления, поскольку с заявлением обратилось ненадлежащее лицо; лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства РФ.
Не согласившись с вышеуказанными решениями ответчика, считая их необоснованным, не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявители обратились с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно системному толкованию статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
При рассмотрении дела судами установлено, что доработанный, с учетом замечаний регистратора, указанных в уведомлении о приостановлении N КУВД-001/2020-9342678/1, КУВД-001/2020-9342680/1 от 03.08.2020, акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости, а также возражения на указанное письмо регистратора о приостановлении от 06.10.2020 направлялись регистратору.
В соответствии с требованиями статей 35, 45.1 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" снос объекта был согласован Департаментом культурного наследия города Москвы, что подтверждается согласованиями от 07.05.2019 N ДНК-056501-000333/19, а также от 16.04.2019 N ДКН-056501-000304/19, которые, являются приложением к акту обследования, представленному на государственную регистрацию.
Снос аварийного, ветхого здания (объекта) осуществлялся НИТУ "МИСиС" в рамках выполнения программы комплексного благоустройства улиц и общественных пространств города Москвы. НИТУ "МИСиС" приступило к сносу на основании ордера выданного объединением административно-технических инспекций города Москвы от 16.12.2019 N 19010780, о чем председателю Комитета государственного строительного надзора города Москвы были направлены уведомления о выполнении работ по сносу исх. N 2553-05-492 от 30.06.2020 и исх. N 2552-05-492 от 30.06.2020.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства и доводы сторон, приведенные в обоснование заявленных требований и возражений на них, и, правильно применив нормы статей 125, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 131, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 14, 18, 23, 26, 27, 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", принимая во внимание Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", а также Приказ Министерства экономического развития РФ от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке", установив, что с заявлением о прекращении права собственности и снятии с государственного кадастрового учета объекта обратился представитель собственника, наделенный всеми установленными законом полномочиями, для совершения данного регистрационного действия, а также учитывая, что все документы о сносе объекта были представлены заявителем в регистрирующий орган, суды пришли к выводу, что отказ Управлении в снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, фактически прекративших свое существование, противоречит требованиям закона.
Оснований не согласиться с выводами судов кассационная коллегия не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела судами установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Из текста решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции усматривается, что все представленные в материалы дела доказательства были исследованы и оценены в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, что по ним судом были сделаны соответствующие выводы. При том, что оценка какого-либо доказательства, сделанная судом не в пользу стороны, представившей это доказательства, не свидетельствует об отсутствии как таковой оценки доказательства со стороны суда.
Судебная коллегия отмечает, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, основаны на ошибочном толковании закона, повторяют доводы, приводимые заинтересованным лицом при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции, которым дана соответствующая оценка, и по существу доводы заявителя основаны на несогласии с данной судами оценкой установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательства, направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вопрос оценки доказательств в силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является компетенцией суда, рассматривающего спор по существу.
Несогласие Управления с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебных актов, не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.06.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2021 по делу N А40-12007/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.В. Лазарева |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства и доводы сторон, приведенные в обоснование заявленных требований и возражений на них, и, правильно применив нормы статей 125, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 131, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 14, 18, 23, 26, 27, 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", принимая во внимание Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", а также Приказ Министерства экономического развития РФ от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке", установив, что с заявлением о прекращении права собственности и снятии с государственного кадастрового учета объекта обратился представитель собственника, наделенный всеми установленными законом полномочиями, для совершения данного регистрационного действия, а также учитывая, что все документы о сносе объекта были представлены заявителем в регистрирующий орган, суды пришли к выводу, что отказ Управлении в снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, фактически прекративших свое существование, противоречит требованиям закона."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 апреля 2022 г. N Ф05-6166/22 по делу N А40-12007/2021