Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12 апреля 2022 г. N Ф05-2456/22 по делу N А40-134700/2021

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Суды пришли к выводу о том, что поскольку требования указанные в уведомлении о приостановлении государственной регистрации, обществом в установленный срок не исполнены, Управление правомерно отказало в государственной регистрации договора N 120447 от 16.12.2020 о переходе прав и обязанностей по договору аренды земельного участка с кадастровым номером 50:26:0000000:335.

Однако указанный вывод был сделан без исследования судами обстоятельств различия в содержании оснований, указанных в уведомлении о приостановлении государственной регистрации и в уведомлении об отказе в государственной регистрации.

Так, основанием приостановления государственной регистрации явились:

- земельный участок расположен в границах полосы воздушного подхода аэродрома Москва (Внуково), при этом договор не располагает данными сведениями;

- отсутствуют документы, подтверждающие проведение торгов на заключение представленного договора уступки, либо документы, подтверждающие, что земельный участок предоставлен без проведения торгов;

- согласно представленному решению единственного участника ООО "Майское-53" от 15.12.2020 одобрено совершение сделки обществом на иных условиях.

Указанные обстоятельства не нашли своего отражения в оспариваемом уведомлении об отказе в государственной регистрации, которое содержит ссылки на иные нормы права.

Указанные обстоятельства надлежало исследовать судам, поскольку в рассматриваемой ситуации хозяйствующий субъект, выполнив требования регистрирующего органа, получил бы отрицательный экономический эффект, не получив публичной услуги, на которую был вправе рассчитывать, устраняя замечания государственного органа.

Такой подход не может рассматриваться, как добросовестный со стороны публичного органа, поскольку в своей правовой перспективе несет дополнительные расходы, время на субъектов экономического оборота, снижает их оперативную мобильность, а также увеличивает нагрузку на "бизнес", которую, следуя политике права необходимо уменьшать для целей повышения эффективности экономического оборота.

Данное нарушение прав заявителя судами не было исследовано надлежащим образом, что привело к выводам, основанным на неполном исследовании обстоятельств дела.

Кроме того, из мотивировочной части оспариваемых судебных актов следует, что часть 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, в ее правовом применении Арбитражным судом города Москвы и Девятым арбитражным апелляционным судом, несет императивный запрет на передачу на праве аренды (перенайме) части земельных участков, из совокупности арендуемых юридическим лицом.

Однако указанный правовой вывод основан на неверном толковании положений статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, подразумевающий неизменность объема прав не в части количественного состава предмета аренды (перенайма), а в части объема прав, которыми в общем случае является право владения и пользования, в специальный объем которых входят права, поименованные в договоре аренды. Между тем, состав правомочий не эквивалентен предмету перенайма, в связи с чем, вывод об императивности полной тождественности предмета договора аренды и перенайма ошибочен."