город Москва |
|
14 апреля 2022 г. |
Дело N А40-69193/21-121-356 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Аренда-Групп": Акифьевой В.В. (дов. N 20-АГ/2022 от 10.01.2022 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Правительства Москвы: Колесникова Л.А. (дов. N 4-47-1350/21 от 14.07.2021 г.), Полищука Д.А. (дов. N 4-47-209/22 от 10.02.2022 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы: Колесникова Л.А. (дов. N 17-17-26/22 от 19.01.2022 г.)
от ответчика (заинтересованного лица) Правительства Российской Федерации: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства энергетики Российской Федерации: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства финансов Российской Федерации: не явились, извещены;
рассмотрев 07 апреля 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Аренда-Групп"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 05 октября 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2021 г.,
по делу N А40-69193/21-121-356
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аренда-Групп"
к Правительству Москвы, Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, Правительству Российской Федерации, Министерству энергетики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Аренда-Групп" (далее - ООО "Аренда-Групп", общество, заявитель) является собственником автозаправочных станций на территории города Москвы и Московской области, которое осуществляет переоборудование и строительство новых автозаправочных станций с компримированным природным газом (метана).
26 марта 2020 г. ООО "Аренда-Групп" произвело строительство и ввело в эксплуатацию автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию (далее - АГНКС) по адресу: Москва, г. Зеленоград, внутригородское муниципальное образование Савелки, мкр. 5А, проезд 5253, мощностью 23 млн. кубических метров в год.
На территории Российской Федерации действует Государственная программа субсидирования перевода транспорта на КПГ, включающая в себя, в том числе, субсидирование строительства объектов заправки транспортных средств природным газом.
Государственная поддержка перевода автомобилей на газ производится в рамках программы "Развитие рынка газомоторного топлива", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 321 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики", которая предполагает комплексную поддержку отрасли (далее - Программа).
Одним из необходимых элементов Программы является развитие сети автозаправочных станций, осуществляющих заправку газомоторным топливом.
Полагая, что автомобильная газонаполнительная компрессорная станция по адресу: Москва, г. Зеленоград, внутригородское муниципальное образование Савелки, мкр. 5А, проезд 5253, соответствует программе поддержки строительства газозаправочной инфраструктуры и имеет право на получение субсидии, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2019 г. N 1641, ООО "Аренда-Групп" в целях реализации мероприятий по развитию рынка газомоторного топлива обратилось в Правительство Москвы с заявлением от 04 февраля 2019 г. (исх. N 0402-АГ/2019; исх. N 0403-АГ/2019) о включении автозаправочной станции на получение субсидии в 2020 году.
Ответ на вышеуказанное обращение не поступил.
09 августа 2019 г. ООО "Аренда-Групп" обратилось в Правительство Москвы с заявлением о включении указанной АГНКС в заявку на предоставление в 2020 году субсидий на строительство объектов заправки природным газом (письмо за исх. N 64-АГ-08/2019).
12 сентября 2019 г. Правительство Москвы в лице Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы письмом N 17-35-1329/9-2 сообщило, что бюджетом города Москвы не предусмотрено субсидирование программ переоборудования транспортных средств на использование природного газа и проектов строительства объектов заправки природным газом.
Письмом от 23 октября 2019 г. N 17-35-1329/9-2 Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы в дополнение к письму от 12 сентября 2019 г. N 17-35-1329/9-2 сообщено, что Правительством Москвы определяются статьи затрат на указанные цели для включения их в проект закона города Москвы "О бюджете города Москвы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов" и после определения источников финансирования будет рассмотрена возможность субсидирования ООО "Аренда-Групп" строительства АГНКС.
25 мая 2020 г. ООО "Аренда-Групп" направило в Правительство Москвы письмо N юр-185/20 с документами на АГНКС, однако письмом от 30 июня 2020 г. N 17-35-6567/20 Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы сообщило, что в бюджете города Москвы на 2020 и плановый период 2021 и 2022 гг. расходы на софинансирование мероприятий по развитию рынка газомоторного топлива не предусмотрено.
18 августа 2020 г. общество повторно направило в Правительство Москвы письмо N юр-348/20 о разъяснении порядка получения субсидий, предоставления правового акта утверждающего план мероприятий по развитию рынка природного газа в городе Москве на 2020-2022 гг. и повторном включении ООО "Аренда-Групп" в указанное мероприятие по получении субсидий.
Письмом от 16 сентября 2020 г. N 17-35-6670/20-3 запрошенных документов (от 18 августа 2020 г. исх. N юр-348/20) представлено не было, во включении спорной АГНКС на получение субсидии за 2020 год отказано.
Считая свои права нарушенными, ООО "Аренда-Групп" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Правительству Москвы, Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, Правительству Российской Федерации, Министерству энергетики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконным бездействия Правительства Москвы, выразившегося в невключении в бюджет города Москвы плана мероприятий по развитию рынка газомоторного топлива на 2020-2023 года и обязании Правительство Москвы внести предложение о включении расходов на софинансирование мероприятий по развитию рынка газомоторного топлива в Закон города Москвы от 10 декабря 2020 г. N 28 "О бюджете города Москвы на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов"; включить ООО "Аренда-Групп" в мероприятие по развитию рынка газомоторного топлива в городе Москве для получения субсидий за строительство АГНКС по адресу: Москва, г. Зеленоград, внутригородское муниципальное образование Савелки, мкр. 5А, проезд 5253; подготовить проект внесения изменений в ранее утвержденные правила предоставления субсидий на мероприятия по развитию рынка газомоторного топлива для города Москвы в Федеральный закон от 08 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и направить его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации; заключить соглашение с Министерством энергетики Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета на реализацию проекта (мероприятий), направленных на развитие рынка газомоторного топлива в городе Москве.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 октября 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Аренда-Групп" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на наличие со стороны Правительства Москвы бездействия, выразившегося в игнорировании письма общества по внесению предложений в Думу на софинансирование мероприятий по развитию рынка природного газа в городе Москве.
В отзывах на кассационную жалобу Правительство Москвы, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, Министерство финансов Российской Федерации просят оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
От Министерства энергетики Российской Федерации через систему подачи документов "Мой арбитр" поступил отзыв на кассационную жалобу, который подлежит возврату в связи с отсутствием доказательств его направления другим лицам, участвующим в деле (часть 2 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку отзыв на кассационную жалобу подан в электронном виде, бумажный носитель с текстом возврату не подлежит.
Отзыв на кассационную жалобу от Правительства Российской Федерации не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Аренда-Групп" поддержал доводы кассационной жалобы. Представители Правительства Москвы, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы против ее удовлетворения возражали.
Представители Правительства Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, руководствуясь положениями Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы", Федеральным законом от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 321 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики", Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2019 г. N 1344 "Об утверждении Правил предоставления в 2019 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях реализации мероприятий по развитию рынка газомоторного топлива", пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи с недоказанностью заявителем наличия со стороны Правительства Москвы незаконного бездействия, поскольку орган исполнительной власти - Правительство Москвы не участвует в программе уполномоченного органа - Министерства энергетики Российской Федерации по субсидированию строительства объектов заправки природным газом, а участие в данной программе является правом, а не обязанностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом судами установлено, что в соответствии с подпрограммой "Развитие рынка газомоторного топлива" государственной программой Российской Федерации "Развитие энергетики", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 321 (далее - Программа), осуществляются мероприятия по субсидированию строительства объектов заправки транспортных средств природным газом в субъектах Российской Федерации, в которых формирование заправочной инфраструктуры компримированного природного газа (метана) осуществляется в первоочередном порядке.
Соответствующий перечень субъектов Российской Федерации утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2019 г. N 1641.
Условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, реализующим инвестиционные проекты по строительству объектов заправки транспортных средств природным газом, на компенсацию части затрат на строительство таких объектов установлены Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при развитии заправочной инфраструктуры компримированного природного газа, являющихся приложением N 28 Программы.
Субсидии из федерального бюджета предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства энергетики Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидии на данные цели.
Условиями предоставления субсидий из федерального бюджета являются:
а) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой субсидии из федерального бюджета;
б) заключение между Министерством энергетики Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета (далее - соглашение) в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".
Федеральным законом от 08 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" бюджетные ассигнования на мероприятия по развитию заправочной инфраструктуры компримированного природного газа и по поддержке переоборудования существующей автомобильной техники, включая общественный транспорт и коммунальную технику, для использования природного газа в качестве топлива, для г. Москвы не предусмотрены, для Московской области предусмотрены только на 2023 год.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе общество указывает на то, что Правительство Москвы не инициировало обращение в Московскую городскую Думу, однако заявителем не указана норма права, предусматривающая такую обязанность по заявлению общества.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05 октября 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2021 г. по делу N А40-69193/21-121-356 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Аренда-Групп" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"б) заключение между Министерством энергетики Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета (далее - соглашение) в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".
Федеральным законом от 08 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" бюджетные ассигнования на мероприятия по развитию заправочной инфраструктуры компримированного природного газа и по поддержке переоборудования существующей автомобильной техники, включая общественный транспорт и коммунальную технику, для использования природного газа в качестве топлива, для г. Москвы не предусмотрены, для Московской области предусмотрены только на 2023 год."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 апреля 2022 г. N Ф05-4537/22 по делу N А40-69193/2021
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4537/2022
16.12.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-76528/2021
05.10.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-69193/2021
08.06.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-26575/2021