город Москва |
|
14 апреля 2022 г. |
Дело N А40-109737/21-130-732 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Корн Ферри": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ИФНС N 9 по г. Москве: Амозовой К.А. (дов. от 28.03.2022 г.);
рассмотрев 07 апреля 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Корн Ферри"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 14 октября 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2021 г.,
по делу N А40-109737/21-130-732
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Корн Ферри"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по г. Москве
о признании незаконными и отмене постановлений по делам об административных правонарушениях от 23 апреля 2021 г. N 7709-17-14/2110900053200003, N 7709-17-14/2110600049800003, N 7709-17-14/2110900067500003, N 7709-17-14/2110900021500003, N 7709-17-14/2110600133500003, N 7709-17-14/2110600079300003, N 7709-17-14/2110600110200003, N 7709-17-14/2110600152500003, N 7709-17-14/2110900046600003, N 7709-17-14/2110600099500003, N 7709-17-14/2110900016200003, N 7709-17-14/2110900032200003, N 7709-17-14/2110600146600003, N 7709-17-14/2110600050200003, N 7709-17-14/2110600100300003, N 7709-17-14/2110601110210003, N 7709-17-14/2110600088500003, N 7709-17-14/2110600066600003, N 7709-17-14/2110900078700003,
УСТАНОВИЛ: Инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по городу Москве (далее - ИФНС России N 9 по г. Москве, административный орган) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Корн Ферри" (далее - ООО "Корн Ферри", общество, заявитель) проведена проверка соблюдения валютного законодательства, в ходе проведения которой был установлен факт незаконной валютной операции по зачислению, минуя счета в уполномоченных банках Российской Федерации на свой счет N KZ246017111000023124, открытый в банке АО "Народный Банк Казахстана" (Республика Казахстан), денежных средств в иностранной валюте, что является нарушением подпункта "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании), а именно:
03 октября 2019 г. за оказанные услуги от ТОО "Alina Group" по договору от 29 января 2018 г. N SV-В17-18-274 в сумме 2 664 480,00 казахстанских тенге;
за оказание услуги от АО ФГЖС по договору от 04 сентября 2019 г. N 93 в сумме 1 680 000,00 казахстанских тенге;
за оказание услуг от ТОО Apple Citi LLC по договору от 31 июля 2019 г. N SV-В19-20-39 в сумме 1 724 800,00 казахстанских тенге;
14 октября 2019 г. за оказание услуги от ТОО Apple Citi LLC по договору от 31 июля 2019 г. N SV-В19-20-39 в сумме 905 520,00 казахстанских тенге и 905 520,00 казахстанских тенге;
23 октября 2019 г. за оказанные услуги от АОО "Назарбаев Университет" по договору от 09 июля 2019 г. N 1325-2019 в сумме 1 552 320,00 казахстанских тенге;
24 октября 2019 г. за оказанные услуги от ТОО Caspian Logistic and Procu по договору от 20 июля 2017 г. N SV-B17-18-71 в сумме 4 400 592,00 казахстанских тенге;
08 ноября 2019 г. за оказанные услуги от ДБ АО БАНК ХОУМ КРЕДИТ, ФИЛИАЛ АЛМАТЫ по договору от 23 сентября 2019 г. N SV-B 19-20-32 в сумме 1 400 000 казахстанских тенге;
за оказанные услуги от нерезидента ТОО ТОЙОТА МОТОР КАЗАХСТАН по договору от 17 июля 2019 г. N SV-B 17-18-48-TM-HG-17-07-17 в сумме 1 552 320,00 казахстанских тенге;
13 ноября 2019 г. за оказанные услуги от ДБ АО "СБЕРБАНК" ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОФИС по договору от 05 февраля 2018 г. N 265-09/082 в сумме 4 350 864,00 казахстанских тенге;
15 ноября 2019 г. за оказанные услуги от ТОО ЕВРАЗИЙСКАЯ ГРУППА по договору от 09 апреля 2019 г. N PD/EGK/19-6607 в сумме 2 460 080,00 казахстанских тенге;
19 ноября 2019 г. за оказанные услуги от АО Рахат по договору от 06 августа 2018 г. N SV-B 18-19-48 в сумме 1 456 000,00 казахстанских тенге;
20 ноября 2019 г. за оказанные услуги от АО QazTech Ventures по договору от 30 октября 2019 г. N 56/19-з в сумме 1 198 000,00 казахстанских тенге;
22 ноября 2019 г. за оказанные услуги от ТОО СП КАТКО по договору от 02 сентября 2019 г. N 1019039674 в сумме 1 552 320,00 казахстанских тенге;
25 ноября 2019 г. за оказанные услуги от АО "Банк Развития Казахстана" по договору от 30 октября 2019 г. N 179/19 в сумме 1 769 600,00 казахстанских тенге;
26 ноября 2019 г. за оказанные услуги от ТОО "МИЛЕ" по договору от 13 ноября 2017 г. N SV-B17-18-174 в сумме 1 164 800,00 казахстанских тенге;
28 ноября 2019 г. за оказанные услуги от ТОО СП ИНКАЙ по договору от 22 октября 2019 г. N 6435/SV-В12-20-91 в сумме 1 474 704,00 казахстанских тенге;
03 декабря 2019 г. за оказанные услуги от ТОО ДЖЕЙ ТИ АЙ КАЗАХСТАН по договору от 11 сентября 2017 г. N SV-B17-18-68 в сумме 2 553 600,00 казахстанских тенге;
04 декабря 2019 г. за оказанные услуги от ТОО "QSR" по договору от 26 июля 2019 г. N SV-B 19-20-13 в сумме 3 347 680,00 казахстанских тенге;
06 декабря 2019 г. за оказанные услуги от Казатомпром НАК АО по договору от 15 ноября 2019 г. N 396/НАК-19 в сумме 2 775 200,00 казахстанских тенге;
20 декабря 2019 г. за оказанные услуги от АО НУХ Холдинг Байтерек по договору от 20 ноября 2019 г. N 119-з за оказанные услуги в сумме 560 000 казахстанских тенге;
24 декабря 2019 г. за оказанные услуги от ЧУ НГК Корпоративный Университет Самрук-Казына по договору от 11 декабря 2019 г. N 613 в сумме 4 586 400,00 казахстанских тенге;
за оказанные услуги от АО НГК Тау-Кен Самрук по договору от 22 декабря 2019 г. N 357943/2019/1/94 в сумме 1 471 680,00 казахстанских тенге;
27 декабря 2019 г. за оказанные услуги от Magnum Cash and carry TOO по договору от 19 июня 2018 г. N SV-B 17-18-330 в сумме 1 106 000,00 казахстанских тенге;
за оказанные услуги от Kegos АО по договору от 17 октября 2019 г. N 01-18-Д-770 в сумме 1 572 480,00 казахстанских тенге.
Поступление денежных средств подтверждается отчетом о движении средств в банке за пределами территории Российской Федерации за 4 квартал 2019 года от 14 января 2020 г. и подтверждающими банковскими документами.
На основании полученных данных ИФНС России N 9 по г. Москве в отношении ООО "Корн Ферри" составлены протоколы об административных правонарушениях от 19 апреля 2021 г., в которых зафиксированы выявленные нарушения.
Постановлениями ИФНС России N 9 по г. Москве от 23 апреля 2021 г. по делам об административных правонарушениях N 7709-17-14/2110900053200003, N 7709-17-14/2110600049800003, N 7709-17-14/2110900067500003, N 7709-17-14/2110900021500003, N 7709-17-14/2110600133500003, N 7709-17-14/2110600079300003, N 7709-17-14/2110600110200003, N 7709-17-14/2110600152500003, N 7709-17-14/2110900046600003, N 7709-17-14/2110600099500003, N 7709-17-14/2110900016200003, N 7709-17-14/2110900032200003, N 7709-17-14/2110600146600003, N 7709-17-14/2110600050200003, N 7709-17-14/2110600100300003, N 7709-17-14/2110601110210003, N 7709-17-14/2110600088500003, N 7709-17-14/2110600066600003, N 7709-17-14/2110900078700003, ООО "Корн Ферри"" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в соответствующих размерах (в общем размере 7 030 081,82 руб.).
Считая указанные постановления незаконными, ООО "Корн Ферри" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России N 9 по г. Москве об их отмене и об уменьшении размера административного штрафа ввиду наличия смягчающих обстоятельств и отсутствия отягчающих вину обстоятельств.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 октября 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Корн Ферри" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу ИФНС России N 9 по г. Москве просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ИФНС России N 9 по г. Москве с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представитель ООО "Корн Ферри" в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ИФНС России N 9 по г. Москве, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Законом о валютном регулировании определены правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 1 части 9 статьи 1 Закона о валютном регулировании приобретение резидентом у нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа отнесены к валютным операциям.
Статьей 12 Закона о валютном регулировании установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев зачисления денежных средств на счета (вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации миную счета в уполномоченных банках.
Денежные средства, зачисление которых на счета в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не предусмотрено Законом о валютном регулировании, должны быть зачислены на счета резидентов в уполномоченных банках РФ.
Частью 7 статьи 12 Закона о валютном регулировании предусмотрено, что резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Правила устанавливают порядок представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам по месту своего учета либо постановки на учет в качестве крупнейших налогоплательщиков (далее - налоговый орган) отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации (далее - отчеты).
Действия, связанные с осуществлением незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ и влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводам о наличии в действиях ООО "Корн Ферри" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Вина ООО "Корн Ферри" в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Постановления по делам об административных правонарушениях в отношении общества вынесены в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Размер штрафа соответствует санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
При этом судами принято во внимание, что ранее общество привлекалось к административной ответственности по частям 1, 6.1, 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
Согласно абзацу четвертому пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Судом апелляционной инстанции также принято во внимание, что ИФНС России N 9 по г. Москве вынесены постановления от 18 октября 2021 г. о прекращении исполнения оспариваемых постановлений о назначении административного наказания, в связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 28 июня 2021 г. N 223-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле".
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14 октября 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2021 г. по делу N А40-109737/21-130-732 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Корн Ферри" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановления по делам об административных правонарушениях в отношении общества вынесены в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Размер штрафа соответствует санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
При этом судами принято во внимание, что ранее общество привлекалось к административной ответственности по частям 1, 6.1, 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
...
Судом апелляционной инстанции также принято во внимание, что ИФНС России N 9 по г. Москве вынесены постановления от 18 октября 2021 г. о прекращении исполнения оспариваемых постановлений о назначении административного наказания, в связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 28 июня 2021 г. N 223-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 апреля 2022 г. N Ф05-6175/22 по делу N А40-109737/2021