город Москва |
|
14 апреля 2022 г. |
Дело N А41-42442/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Хотеенкова Л.В., доверенность от 22.11.2021;
от заинтересованного лица: Казаринова М.А., доверенность от 20.12.2021;
рассмотрев 07 апреля 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Госжилинспекции Московской области
на решение от 30 сентября 2021 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 25 ноября 2021 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-42442/21
по заявлению АО "Управление жилищного хозяйства"
об оспаривании предписания
к Госжилинспекции Московской области,
УСТАНОВИЛ:
АО "Управление жилищного хозяйства" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Госжилинспекции Московской области (далее - инспекция) о признании недействительным и отмене предписания от 09.04.2021 N 08 ОБ-10702-26-17-2021/3.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 сентября 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Госжилинспекция Московской области обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 09.04.2021 сотрудниками инспекции в связи с поступившим обращением граждан от 17.02.2021 N 08 ОБ-10666 и на основании распоряжения от 07.04.2021 N 08 ОБ-10702-26-17-2021 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги в многоквартирном доме N 2А по ул. Бирюзова г. Одинцово Московской области (далее - МКД).
В ходе проверки выявлено что, управление МКД осуществляет общество на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 30.04.2015 N 474 и на основании протокола результатов открытого конкурса от 08.09.2015 N 21/6/2015.
Также в ходе проведения проверки установлено, что МКД оборудован общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов, в то время как в разделе "справочная информация" показания таких ресурсов в графах 4, 5, 6, 7, 10, 11 не отражены, сведения о размере произведенных перерасчетов (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований отсутствуют, чем допущено нарушение постановления Правительства Московской области от 20.09.2016 N 679/30 "Об утверждении формы Единого платежного документа для внесения платы за жилое помещение и предоставление коммунальных и иных услуг и Методических рекомендаций по ее заполнению" (далее - Постановление N 679/30).
По результатам проверки составлен акт проверки от 09.04.2021 N 08 ОБ/10702-26-17-2021 и обществу выдано предписание от 09.04.2021 N 08 ОБ-10702-26-17-2021/3, которым в срок до 01.06.2021 указано на необходимость принять меры по размещению информации в платежных документах по МКД сведений, подлежащих размещению в разделе "справочная информация" показания потребленных коммунальных ресурсов в графах 4, 5, 6, 7, 10, 11 в соответствии с Постановлением N 679/30, а также представить информацию о произведенных перерасчетах собственникам помещений многоквартирного дома с указанием оснований произведения доначислений или уменьшений платы за такие услуги.
Общество, не согласившись с выданным предписанием, обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных обществом требований, правомерно руководствуясь следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 Порядка организации и осуществления государственного жилищного надзора, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 02.07.2013 N 485/27 (далее - Порядок), государственный жилищный надзор осуществляется инспекцией.
Задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - органы местного самоуправления), а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 3 Порядка).
В силу пункта 22 Порядка, уполномоченные должностные лица инспекции при осуществлении государственного жилищного надзора, в том числе имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований и об устранении нарушений, выявленных в ходе проверок.
Постановлением N 679/30 утверждена форма единого платежного документа для внесения платы за жилое помещение, предоставление коммунальных и иных услуг. Указанная форма единого платежного документа является обязательной для применения на территории Московской области.
Так, в графе 4 указываются тарифы на все виды коммунальных ресурсов на единицу объема и размер платы за содержание жилого помещения в расчете на 1 кв.м общей площади.
В случае если многоквартирный дом не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, размер платы за отопление указывается в расчете на 1 кв.м общей площади жилого помещения.
В случае установления в соответствии с законодательством Российской Федерации двухкомпонентных тарифов на горячую воду в графе 4 указываются тариф компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тариф компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, путем введения дополнительных строк, соответствующих указываемым компонентам.
В случае установления и применения в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифов (цен), отличных от одноставочных тарифов (цен) (двухставочные тарифы (цены), тарифы (цены), дифференцированные по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов), в графе 4 перечисляются все применяемые тарифы путем введения по каждой такой услуге дополнительных строк, соответствующих применяемым тарифам.
В графе 5 указывается размер платы за коммунальные услуги на индивидуальное потребление. Размер платы за оказанные услуги рассчитывается исходя из объемов коммунальных услуг (в случае, если многоквартирный дом не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии исходя из общей площади жилого помещения), указанных в графе 2 по каждому виду оказанных услуг (каждому виду коммунальных ресурсов), и тарифов (стоимости) на оказываемые услуги (ресурсы), указанных в графе 4.
В графе 6 указывается размер повышающего коэффициента на коммунальные услуги, кроме услуги "отопление", при условии, что жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии.
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, также определяется исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
В графе 7 указывается размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента, над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента.
В графе 10 отражается поступившая в расчетном месяце оплата по каждому виду услуг, за исключением услуги "добровольное страхование".
В графе 11 отражается итоговая начисленная плата за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт, предоставленные коммунальные и иные услуги с учетом возможных перерасчетов по каждому виду услуг, возможной задолженности и (или) переплаты и возможной поступившей оплаты в расчетном месяце.
В разделе 4 "Справочная информация" представляется справочная информация, используемая при расчете размера платы за коммунальные услуги. Каждой строке в таблице соответствует один прибор учета.
В графе 5 указываются показания приборов учета коммунальных услуг, предоставленные потребителем/исполнителем либо ресурсоснабжающей организацией в предыдущем месяце.
В графе 6 указываются показания приборов учета коммунальных услуг, предоставленные потребителем/исполнителем либо ресурсоснабжающей организацией в текущем месяце.
В графе 7 отображается объем потребления текущего периода (разница между значениями граф 6 и 5).
В графе 10 указывается суммарный объем коммунальных услуг в жилых и нежилых помещениях, используемый для расчета объема коммунальных услуг на общедомовое потребление в многоквартирном доме.
В графе 11 указывается суммарный объем коммунальных услуг на общедомовые нужды, который определен исполнителем в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, в том числе с учетом оснащенности многоквартирного дома приборами учета.
При заполнении графы 10 при отсутствии централизованного отопления и (или) горячего водоснабжения рекомендуется учитывать пункт 54 Правил предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти Московской области в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Суды установили, что в копиях единых платежных документов, предъявленных гражданам для оплаты, подробно отражена информация для оплаты жилищно-коммунальных услуг, в графах 4, 5, 6, 7, 10, 11 раздела "Справочная информация" которых размещена информация в соответствии с требованиями Постановления N 679/30.
Раздел "информация о перерасчетах" в соответствии с разделом VI Постановления N 679/30 заполняется в едином платежном документе в случае, если потребителем производится перерасчет размера платы по одному или нескольким видам услуг.
Таким образом, как правомерно заключили суды, возложение со стороны инспекции на общество обязанности размещать информацию в платежных документах по МКД сведений, подлежащих размещению в разделе "справочная информация", показания потребленных коммунальных ресурсов в графах 4, 5, 6, 7, 10, 11 в соответствии с Постановлением N 679/30, а также представить информацию о произведенных перерасчетах собственникам помещений многоквартирного дома с указанием оснований произведения доначислений или уменьшений платы за такие услуги, является неправомерным.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оснований для выдачи обществу оспариваемого предписания не имелось, в связи с чем обоснованно удовлетворили заявленные обществом требования в полном объеме.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 30 сентября 2021 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2021 года по делу N А41-42442/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Госжилинспекции Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При заполнении графы 10 при отсутствии централизованного отопления и (или) горячего водоснабжения рекомендуется учитывать пункт 54 Правил предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти Московской области в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 апреля 2022 г. N Ф05-2042/22 по делу N А41-42442/2021