г. Москва |
|
14 апреля 2022 г. |
Дело N А40-161443/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.04.2022.
Полный текст постановления изготовлен 14.04.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Красновой С.В.
судей Беловой А.Р., Филиной Е.Ю.,
при участии в заседании: от Департамента городского имущества города Москвы: не явился, извещен, от Управления Росреестра по городу Москве: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 24.11.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2022 по делу N А40-161443/2021
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по городу Москве
о признании незаконными уведомлений
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными решений Управления Росреестра по г. Москве (далее - Управление), оформленных уведомлениями от 28.04.2021 N КУВД-001/2021-1750118/3, от 29.04.2021 N КУВД-001/2021-1791502/3, от 28.04.2021 N КУВД-001/2021-1749763/3, от 28.04.2021 N КУВД-001/2021-1750083/3, от 28.04.2021 N КУВД-001/2021-1748621/3, от 28.04.2021 N КУВД-001/2021-1743208/4, от 13.04.2021 N КУВД-001/2020-31717803/3, от 26.04.2021 N КУВД-001/2021-1116314/3, от 26.04.2021 N КУВД-001/2021-1116616/3, от 26.04.2021 N КУВД-001/2021-1116369/3, от 26.04.2021 N КУВД-001/2021-1116489/3, от 26.04.2021 N КУВД-001/2021-1116212/3, от 26.04.2021 N КУВД-001/2021-1116536/3, от 26.04.2021 N КУВД-001/2021-1116303/3, от 26.04.2021 N КУВД-001/2021-1116593/3, от 26.04.2021 N КУВД-001/2021-1116354/3 об отказе государственного кадастрового учета.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.11.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2022, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы опубликована на официальном интернет-сайте суда: http://www.fasmo.arbitr.ru.
Стороны своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Отводов составу суда и отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Департаментом проводились мероприятия по снятию с государственного кадастрового учета объектов недвижимого имущества, а именно: нежилого здания с кадастровым номером 77:10:0001001:1061, площадью 1208,3 кв. м, по адресу: г. Москва, пр. 2-й Западный, д. 8, стр. 7; нежилого здания с кадастровым номером 77:10:0002003:1027, площадью 56,2 кв. м, по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, корп. 1204, стр. 1; нежилого здания с кадастровым номером 77:10:0004003:1033, площадью 104,6 кв. м, по адресу: г. Москва, Ржавки н.п. нет корп. 1; нежилого здания с кадастровым номером 77:10:0002007:1046, площадью 340,1 кв. м, по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, корп. 814 стр. 1; нежилого здания с кадастровым номером 77:10:0007001:1437, площадью 13,5 кв. м, по адресу: г. Москва, ул. Радио, д. 11, стр. 61; нежилого здания с кадастровым номером 77:03:0010001:1120, площадью 12,3 кв. м, по адресу: г. Москва, ул. Большая Косинская, д. 135а, стр. к; нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0014010:1049, площадью 152,7 кв. м, по адресу: г. Москва, пр-кт Ленинский, д. 170; нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0002001:1067, площадью 71,6 кв. м, по адресу: г. Москва, ул. Большая Филевская, д. 22, стр. 27; нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0002001:1145, площадью 1951,5 кв. м, по адресу: г. Москва, ул. Большая Филевская, вл. 22, стр. 1; нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0002001:1176, площадью 126,8 кв. м, по адресу: г. Москва, Суворовский парк б/н; нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0002001:1178, площадью 30,5 кв. м, по адресу: г. Москва, Суворовский парк 32-34, стр. 2 б/н; нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0002001:1179, площадью 345,8 кв. м, по адресу: г. Москва, ул. Большая Филевская, вл. 22, стр. 2 б/н; нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0002001:1182, площадью 23,2 кв. м, по адресу: г. Москва, ул. Большая Филевская, вл. 22, стр. 6 б/н; нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0002001:1183, площадью 39,5 кв. м, по адресу: г. Москва, ул. Большая Филевская, вл. 22, стр. 7 б/н; нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0005008:1045, площадью 50,4 кв. м, по адресу: г. Москва, ул. Барклая, д. 10б; нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0005009:1004, площадью 14,1 кв. м, по адресу: г. Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 39.
В отношении указанных объектов недвижимости в сведениях ЕГРН права не зарегистрированы.
Согласно актам обследования подтверждается осуществление сноса данных объектов.
Функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, в том числе жилыми помещениями, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, выступает Департамент в силу Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы".
В целях исключения из ЕГРН сведений о несуществующих объектах, снятия объектов с государственного кадастрового учета в адрес Управления были направлены соответствующие заявления с приложением актов обследования.
Однако по результатам рассмотрения указанных заявлений Управлением были приняты Уведомления от 28.04.2021 N КУВД-001/2021-1750118/3, от 29.04.2021 N КУВД-001/2021-1791502/3, от 28.04.2021 N КУВД-001/2021-1749763/3, от 28.04.2021 N КУВД-001/2021-1750083/3, от 28.04.2021 N КУВД-001/2021-1748621/3, от 28.04.2021 N КУВД-001/2021-1743208/4, от 13.04.2021 N КУВД-001/2020-31717803/3, от 26.04.2021 N КУВД-001/2021-1116314/3, от 26.04.2021 N КУВД-001/2021-1116616/3, от 26.04.2021 N КУВД-001/2021-1116369/3, от 26.04.2021 N КУВД-001/2021-1116489/3, от 26.04.2021 N КУВД-001/2021-1116212/3, от 26.04.2021 N КУВД-001/2021-1116536/3, от 26.04.2021 N КУВД-001/2021-1116303/3, от 26.04.2021 N КУВД-001/2021-1116593/3, от 26.04.2021 N КУВД-001/2021-1116354/3 об отказе государственного кадастрового учета, в связи с непредставлением документов, подтверждающих соблюдение процедуры сноса вышеуказанных объектов недвижимости в соответствии с Градостроительным Кодексом Российской Федерации (в том числе соответствующие уведомления, проектная документация).
Не согласившись с указанным отказом Управления, посчитав его незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с пунктом 12 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Управление осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предоставленных ему в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом N 218-ФЗ, в соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, утвержденным Приказом Росреестра 23.01.2017 N П/0027, иными законами и подзаконными нормативно-правовыми актами.
Согласно положениям Закона N 218-ФЗ при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. Исходя из вышеуказанных положений Закона N 218-ФЗ, решение о проведении либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Поскольку по смыслу и содержанию Закона N 218-ФЗ государственная регистрация осуществляется на основании документов, поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на лицах, их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
Из фактических обстоятельств дела следует, что в целях осуществления снятия объекта с государственного кадастрового учета в адрес Управления было направлено соответствующее заявление с приложением акта обследования, подтверждающего прекращение существование объекта недвижимости.
Однако вышеуказанные документы не были учтены Управлением при принятии им соответствующего решения.
В отношении указанных нежилых зданий в ЕГРН отсутствуют сведения о правах на объекты.
Вместе с тем в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" полномочия собственника указанного объекта осуществляет город Москва в лице Департамента.
В силу статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался.
В соответствии с пунктом 4 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП Департамент уполномочен на проведение мероприятий в отношении бесхозяйного недвижимого имущества.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 15 Закона N 218-ФЗ с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав вправе обратиться иное лицо в случаях, установленных федеральным законом.
В соответствии с пунктом 10 статьи 69 Закона N 218-ФЗ в случае, если в ЕГРН в течение пяти лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган регистрации прав в течение десяти рабочих дней по истечении указанного срока направляет сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, - в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, - в уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации - города федерального значения.
В этой связи, принимая во внимание положения статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 10 статьи 69, статьи 15 Закона N 218-ФЗ, с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета прекратившего свое существование в связи с гибелью (уничтожением) ранее учтенного здания (сооружения), обладавшего признаками бесхозяйной недвижимой вещи, вправе обратиться орган, уполномоченный на обращение с заявлением о постановке такого объекта недвижимости на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.
Данная информация была направлена в Департамент письмом Центрального аппарата Росреестра (далее - ЦА Росреестра) от 17.05.2019 N 14-06327/19.
Снятие с кадастрового учета объектов недвижимости осуществляется путем проведения кадастровых работ и подготовки актов обследования кадастровым инженером в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ и от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" (далее - Требованиями N 861).
Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Требованиями N 861 установлено, что акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений ЕГРН, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости; указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения ЕГРН, включаются в состав приложения к акту обследования.
При этом Требованиями N 861 не определены конкретные документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости. Более того, абзацем 2 пункта 3 Требований N 861 прямо предусмотрена возможность отсутствия таких документов о сносе в составе акта обследования.
Кадастровым инженером в заключении акта обследования указывается причина неиспользования документов, подтверждающих прекращение существования вышеуказанного объекта.
Согласно абзацу 2 пункта 3 Требований N 861 в случае отсутствия в составе Приложения соответствующих документов в строке "Заключение кадастрового инженера" должна быть приведена причина их неиспользования.
При этом, глава 6.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенная Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", определяющая особенности сноса объекта капитального строительства, также не содержит норм, регулирующих процедуры в учетно-регистрационной сфере, также наличие проектной документации на снос не подтверждает сам факт сноса объекта недвижимости.
Кроме того, Позиция Центрального аппарата Росреестра по вопросу необходимости включения в состав приложения акта обследования документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости, выражена в письме от 07.12.2018 N 14-13485/18. Данными разъяснениями подтверждено, что при подготовке акта обследования используются имеющиеся документы, подтверждающие прекращение существование объекта, в случае их отсутствия кадастровый инженер указывает причину их неиспользования в заключении.
Таким образом, документы о сносе (демонтаже) объекта недвижимости не являются обязательными Приложениями к акту обследования.
Кроме того, принимая во внимание письмо Росреестра от 22.10.2020 N 14-9377-9Б/20 перечень документов, которые могут быть использованы при подготовке акта обследования, поименован в пункте 9 Требований N 861. Согласно данной норме, указанными документами могут, в том числе являться иные не указанные в подпунктах 1 - 4 пункта 9 Требований N 861 документы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом, согласно пункту 5 статьи 21 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Истребование дополнительных документов, не предусмотренных Законом N 218-ФЗ и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных Управлению.
Суды установили, что Департаментом в Управление были предоставлены все необходимые документы для осуществления действий по государственному кадастровому учету указанных объектов.Отказ в снятии с кадастрового учета объектов недвижимости нарушает права и законные интересы Департамента в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушены.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы Управления, изложенные в кассационной жалобе, по которым оно не согласно с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Переоценка доказательств и установленных фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, судами первой и апелляционной инстанциями при вынесении обжалуемых судебных актов не допущено.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.11.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2022 по делу N А40-161443/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абзацу 2 пункта 3 Требований N 861 в случае отсутствия в составе Приложения соответствующих документов в строке "Заключение кадастрового инженера" должна быть приведена причина их неиспользования.
При этом, глава 6.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенная Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", определяющая особенности сноса объекта капитального строительства, также не содержит норм, регулирующих процедуры в учетно-регистрационной сфере, также наличие проектной документации на снос не подтверждает сам факт сноса объекта недвижимости.
Кроме того, Позиция Центрального аппарата Росреестра по вопросу необходимости включения в состав приложения акта обследования документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости, выражена в письме от 07.12.2018 N 14-13485/18. Данными разъяснениями подтверждено, что при подготовке акта обследования используются имеющиеся документы, подтверждающие прекращение существование объекта, в случае их отсутствия кадастровый инженер указывает причину их неиспользования в заключении.
Таким образом, документы о сносе (демонтаже) объекта недвижимости не являются обязательными Приложениями к акту обследования.
Кроме того, принимая во внимание письмо Росреестра от 22.10.2020 N 14-9377-9Б/20 перечень документов, которые могут быть использованы при подготовке акта обследования, поименован в пункте 9 Требований N 861. Согласно данной норме, указанными документами могут, в том числе являться иные не указанные в подпунктах 1 - 4 пункта 9 Требований N 861 документы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом, согласно пункту 5 статьи 21 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Истребование дополнительных документов, не предусмотренных Законом N 218-ФЗ и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных Управлению."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 апреля 2022 г. N Ф05-7461/22 по делу N А40-161443/2021