г. Москва |
|
14 апреля 2022 г. |
Дело N А40-224294/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.04.2022.
Полный текст постановления изготовлен 14.04.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Лазаревой И.В.
судей Красновой С.В. и Филиной Е.Ю.
при участии в заседании: от Акционерного общества "Авиакомпания "Якутия" - Попов Н.Н., по доверенности от 27.12.2021 от Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) - Степанова М.В., по доверенности от 28.12.2021 N Дю-14.3/291
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) (ответчика) на решение Арбитражного суда города Москвы от 29.10.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2022 по делу N А40-224294/2020
по иску Акционерного общества "Авиакомпания "Якутия"
к Федеральному агентству воздушному транспорту (Росавиация) о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Авиакомпания "Якутия" (далее - АО "Авиакомпания "Якутия", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Федеральному агентству воздушному транспорту (далее - Росавиация, регистрирующий орган, ответчик) о признании права собственности на воздушное судно Ан-24РВ с государственным регистрационным номером RA-46479 с серийным номером 27308007 и обязании Федерального агентства воздушного транспорта внести запись в Единый государственный реестр прав на воздушные суда о регистрации права собственности АО "Авиакомпания Якутия" на воздушное судно Ан-24РВ с государственным регистрационным номером RA-46479 с серийным номером 27308007.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 17.03.2021 производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 08.07.2021, определение Арбитражного суда города Москвы от 17.03.2021 по делу N А40-224294/20 отменено в части прекращения производства по требованию об обязании Федерального агентства воздушного транспорта внести запись в Единый государственный реестр прав на воздушные суда о регистрации права собственности Акционерного общества "Авиакомпания "Якутия" на воздушное судно Ан-24РВ с государственным регистрационным номером RA-46479 с серийным номером 27308007. Дело N А40-224294/20 направлено на новое рассмотрение в указанной части.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.10.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2022, заявленные исковые требования в части обязания Федерального агентства воздушного транспорта внести запись в Единый государственный реестр прав на воздушные суда о регистрации права собственности АО "Авиакомпания Якутия" на воздушное судно Ан-24РВ с государственным регистрационным номером RA-46479 с серийным номером 27308007, удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и отказать истцу в удовлетворении иска. В обоснование кассационной жалобы ответчик ссылается на нарушение судами норм процессуального права о единственно возможном способе судебной защиты у истца.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Московского округа http://www.fasmo.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
В заседании суда кассационной инстанции представитель Росавиации поддержал доводы своей кассационной жалобы, представитель АО "Авиакомпания "Якутия" возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам отзыва на нее.
Изучив материалы дела, выслушав представителей истца и ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления по заявленным в жалобе доводам, поскольку считает, что судами при рассмотрении настоящего дела была дана правильная квалификация спорным правоотношениям сторон, применены подлежащие применению нормы материального права, установлены все имеющие значение для правильного разрешения спора обстоятельства, не допущено таких нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 21.04.2009 между ОАО "Авиакомпания "Якутия" и ЗАО "Роставиа" заключен договор купли-продажи воздушного судна N 1/КП-ВС/09.
На основании указанного договора ЗАО "Роставиа" передано по акту приема-передачи от 19.04.2011 в собственность истца воздушное судно АН-24РВ, опознавательный знак RA-46479 заводской (серийный) номер 27308007, дата изготовления 13.09.1972, оплата произведена в полном объеме.
В настоящее время продавец воздушного судна ЗАО "Роставиа" (ОГРН 1097746073688, ИНН 7701829159) прекратил свою деятельность с 07.06.2013, в связи с ликвидацией, утерян оригинал договора от 21.04.2009 N 1/КП-ВС/09, в связи с чем невозможно произвести регистрацию прав.
Федеральным агентством воздушного транспорта 29.12.2009 выдано свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна N 6550 в отношении воздушного судна АН24РВ, опознавательный знак RA-46479, заводской (серийный) номер 27308007, в котором указан собственник воздушного судна - ОАО "Авиакомпания "Якутия" и адрес собственника: 677014, г. Якутск, ул. Быковского, 9, что соответствует адресу истца. В указанном свидетельстве удостоверяется, что данное воздушное судно должным образом занесено в Государственный реестр воздушных судов Российской Федерации в соответствии с Воздушным кодексом РФ и Конвенцией о международной гражданской авиации от 07.12.1944. Также в свидетельстве от 29.12.2009 указано, что оно выдано для целей регистрации.
Таким образом, материалами дела подтверждается, и ответчиком не оспорено, что спорное воздушное судно было приобретено истцом у ЗАО "Роставиа", которое ликвидировано.
Как указал истец, необходимость обращения в Росавиацию с заявлением о государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на воздушные суда согласно Федеральному закону от 14.03.2009 N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" обусловлена дальнейшим совершением сделки с судном, однако Федеральным агентством воздушного транспорта приостановлена регистрация перехода прав собственности на спорное воздушное судно, а затем отказано в регистрации.
Данные обстоятельство послужило основанием для обращения АО "Авиакомпания "Якутия" с исковым заявлением в Арбитражный суд города Москвы.
Суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, применив положения пункта 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пункта 4 Правил ведения Единого государственного реестра прав на воздушные суда и сделок с ними, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2009 N 958, пришли к выводу, что истцом избран надлежащий способ защиты права, на который указано во вступившем в законную силу судебном акте по делу N А40-216820/16, а именно возможность разрешения ситуации путем обращения к регистратору с соответствующим заявлением.
Установив, что продавец по договору купли-продажи судна (ООО "Роставиа") ликвидирован в установленном законом порядке, а Федеральное агентство воздушного транспорта является органом государственной власти, который уполномочен осуществлять регистрацию прав на воздушные судна, признав, что материалами дела подтверждается факт приобретения истцом воздушного судна, в настоящее время истец владеет спорным воздушным судном, суды констатировали, что совокупность обстоятельств, свидетельствующих о возникновении оснований для регистрации права собственности на спорный объект, истцом доказана.
Применительно к конкретным обстоятельствам спора и представленным сторонами доказательствам, суды обоснованно удовлетворили заявленные истцом требования.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды первой и апелляционной инстанции установили все существенные для дела обстоятельства и дали им оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 176 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.10.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2022 по делу N А40-224294/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.В. Лазарева |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, применив положения пункта 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пункта 4 Правил ведения Единого государственного реестра прав на воздушные суда и сделок с ними, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2009 N 958, пришли к выводу, что истцом избран надлежащий способ защиты права, на который указано во вступившем в законную силу судебном акте по делу N А40-216820/16, а именно возможность разрешения ситуации путем обращения к регистратору с соответствующим заявлением."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 апреля 2022 г. N Ф05-3046/22 по делу N А40-224294/2020
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3046/2022
13.01.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-82578/2021
29.10.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-224294/20
08.07.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29050/2021