г. Москва |
|
15 апреля 2022 г. |
Дело N А40-96493/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.04.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 15.04.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Красновой С.В.
судей Беловой А.Р., Филиной Е.Ю.,
при участии в заседании: от ЗАО "Илмар": Низовцев И.В. по дов. от 23.03.2022, от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве: не явился, извещен, от Правительства Москвы: Белова А.А. по дов. от 11.08.2021 (онлайн), от Департамента городского имущества города Москвы: Белова А.А. по дов. от 13.12.2021 (онлайн),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 30.09.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2022 по делу N А40-96493/2021
по заявлению ЗАО "Илмар"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
о признании незаконным решения
третьи лица: Правительство Москвы; Департамент городского имущества города Москвы
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Илмар" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Управления Росреестра по Москве (далее - Управление), изложенного в уведомлении от 15.03.2021 N КУВД-001/2020-27938956/4 об отказе в государственном кадастровом учете в отношении здания общей площадью 334,5 кв.м., находящегося по адресу: г.Москва, ул. Скаковая, д.24, кадастровый номер 77:09:0005015:9174.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Правительство Москвы; Департамент городского имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.09.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2022, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
Управление своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
В судебном заседании представители заявителя и третьих лиц против удовлетворения кассационной жалобы возражали по доводам, изложенным в письменном отзыве. Отводов составу суда не поступило.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, заявитель является собственником здания, находящегося по адресу: Москва, улица Скаковая, дом 24 (кадастровый номер 77:09:0005015:9174). Факт регистрации права собственности заявителя на здание подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав.
В период эксплуатации здания заявителем проведен ряд изменений здания в виде возведения пристроек и второго этажа.
При этом здание было внесено в перечень (пункт 1356), предусмотренный приложением N 2 постановления Правительства города Москвы от 11.12.2013 N819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
Правительство города Москвы и Департамент городского имущества города Москвы обратились в Арбитражный суд города Москвы с иском об обязании заявителя привести здание в первоначальное состояние путем сноса ряда пристроек, сооруженных заявителем.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 11.12.2019 по делу N А40-237416/18-54-1347 исковые требования Правительства города Москвы и Департамента городского имущества города Москвы удовлетворены частично: на ЗАО "Илмар" возложена обязанность привести здание, расположенное по адресу: Москва, улица Скаковая, дом 24, (кадастровый номер 77:09:0005015:9174), запись регистрации в Едином государственном реестре недвижимости за N 77:09:0005015:9174-77/009/2017 в первоначальное состояние на 15.05.1998 (документы БТИ) путем сноса следующих объектов: - 2-й этаж площадью 294,9 кв. м здания, по адресу: Москва, улица Скаковая, дом 24; пристройка к зданию по адресу: Москва, улица Скаковая, дом 24 (согласно данным ГБУ МосгорБТИ на дату последнего обследования 17.05.2010 - 1 этаж, помещение I, комната 1 площадью 6 кв. м) - пристройка к зданию по адресу: Москва, улица Скаковая, дом 24 (согласно данным ГБУ МосгорБТИ на дату последнего обследования 17.05.2010 - 1 этаж, помещение II, комната 8 общей площадью 85,2 кв. м), предоставив в случае неисполнения решения суда в установленный срок право Правительству города Москвы осуществить мероприятия по сносу самовольной постройки и обеспечить благоустройство освобожденной территории с последующим возложением расходов на заявителя.
Во исполнение решения суда заявителем получены архивные копии документов из МосгорБТИ, которые отражали характеристики здания на периоды времени, указанные в решении.
На основании полученных архивных данных МосгорБТИ заявитель в целях надлежащего исполнения судебного акта и подготовки проектной документации обратилось в ООО "Альянс Строй".
На основании анализа архивных данных МосгорБТИ проектной организацией подготовлен проект по приведению технико-экономических показателей здания в соответствие с документами МосгорБТИ.
Для выполнения всех намеченных проектом работ между заявителем и подрядчиком заключен договор от 17.06.2020 N 1/2020 подряда на выполнение демонтажных работ и восстановления. После завершения работ по демонтажу пристроек здания заявитель дополнительно обратился в государственную инспекцию по недвижимости.
31.08.2020 Госинспекцией по недвижимости проведено обследование здания на предмет проверки исполнения судебного акта, в ходе которого установлено, что судебный акт фактически исполнен заявителем в полном объеме.
08.12.2020 заявитель обратился в Управление с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменения основных характеристик здания.
25.12.2020 Управлением в адрес заявителя направлено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета N КУВД-001/2020-4 27938956/1, в котором со ссылкой на пункты 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) и статьи 1, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано на то, что в здании произведена реконструкция, как следствие, технический план должен быть подготовлен на основании проектной документации; указано на необходимость получения разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию здания в связи с его реконструкцией, а соответствующие данные должны были быть отражены в техническом плане.
18.01.2021 заявителем вновь направлены все необходимые документы (включая проектную документацию и декларацию на объект недвижимости).
19.01.2021 Управлением направлено уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета N КУВД-001/2020-27938956/2.
08.02.2021 заявителем повторно направлены все необходимые документы.
01.03.2021 Управлением направлено уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета N КУВД-001/2020-27938956/3.
15.03.2021 Управлением направлено уведомление об отказе в государственном кадастровом учете N КУВД-001/2020-27938956/4.
Не согласившись с данным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
В силу части 1 статьи 24 Закона N 218-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Согласно пункт 13 статьи 24 Закона N 218-ФЗ, форма технического плана, требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Во исполнение указанной нормы издан приказ Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Частью 1 стать 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрены основания для приостановления в государственной регистрации.
В силу части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно, в том числе, в связи с созданием объекта недвижимости.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Судами установлено, что оспариваемый отказ в осуществлении государственного кадастрового учета изменений здания общей площадью 334,5 кв. м, находящегося по адресу: Москва, улица Скаковая, дом 24, кадастровый номер 77:09:0005015:9174, не соответствует требованиям действующего законодательства, следовательно, является незаконным.
В рассматриваемом случае, подготовка технического плана, на основании которого заявителем приняты меры по внесению изменений основных характеристик здания, допускается на основании вступившего в законную силу судебного акта.
При этом в решении Арбитражного суда города Москвы от 11.12.2019 по делу N А40-237416/18-54-1347 исследован вопрос о соответствии здания нормам градостроительного законодательства после сноса пристроек и на основании судебной строительно-технической экспертизы судом сделан вывод о том, что здание после сноса пристроек будет отвечать всем требованиям действующего градостроительного законодательства, приведение здание в первоначальное состояние технически возможно.
В свою очередь, государственный регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу тому акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт.
На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы, приведенные Управлением в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой и апелляционной инстанций доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.09.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2022 по делу N А40-96493/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно, в том числе, в связи с созданием объекта недвижимости.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 апреля 2022 г. N Ф05-7546/22 по делу N А40-96493/2021