город Москва |
|
19 апреля 2022 г. |
Дело N А40-210020/21-149-1559 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Дербенева А.А., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Управления Роскомнадзора по ЦФО: Соломоненко В.А. (дов. N 5-Д от 11.01.2022 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ООО "ТДК": Мордвиновой Ю.С. (дов. от 17.02.2022 г.);
рассмотрев 13 апреля 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ТДК"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 08 ноября 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2021 г.,
по делу N А40-210020/21-149-1559
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу
к обществу с ограниченной ответственностью "ТДК"
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "ТДК" (далее - ООО "ТДК", общество) имеет лицензию на осуществление телевизионного вещания телеканала от 07 декабря 2018 г. серии ТВ N 29565, со сроком действия до 10 апреля 2025 г. (далее - лицензия).
На основании указанной лицензии общество осуществляет вещание телеканала "Интерактивный телевизионный канал "Дамский клуб".
В период с 02 августа 2021 г. по 08 августа 2021 г. должностными лицами Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу (далее - Управления Роскомнадзора по ЦФО, административный орган) проведено плановое систематическое наблюдение в отношении ООО "ТДК" на предмет соблюдения лицензионных требований в сфере телевизионного вещания и обязательных требований нормативных правовых актов, непосредственно связанных с осуществлением телерадиовещания, в ходе проведения которого установлено не переоформление обществом лицензии в связи с изменением адреса местонахождения юридического лица, а также несоблюдение программной направленности вещания, указанной в лицензии.
В соответствии с выпиской из реестра лицензий по состоянию на 20 августа 2021 г. по лицензии (далее - выписка из реестра по лицензии) адрес места нахождения юридического лица ООО "ТДК" является: 105120, г. Москва, пер. Костомаровский, д. 3, стр. 4, этаж 1, пом. 1, ком. 8, 9.
Адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности: 105120, Москва, пер. Костомаровский, д. 3, стр. 4.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), по состоянию на 20 августа 2021 г. юридический адрес ООО "ТДК":111024, г. Москва, ул. 2-я Кабельная, д. 2, стр. 6, эт/пом/каб 4/6/2402 (дата внесения сведений - 17 сентября 2020 г.).
По сведениям Единой информационной системы Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - ЕИС Роскомнадзора) по состоянию на 20 августа 2021 г.) ООО "ТДК" не направляло документы на переоформление лицензии в связи с изменением адреса местонахождения юридического лица.
Относительно несоблюдения программной направленности вещания, указанной в лицензии, административным органом установлено, что общество при вещании телеканала "Интерактивный телевизионный канал "Дамский клуб" не соблюдает программную направленность телеканала, а именно: в эфире телеканала отсутствуют "публицистическое", "образовательное" и "музыкальное" направления вещания.
Результаты систематического наблюдения зафиксированы в акте от 20 августа 2021 г. N А-77/17/139 (далее - акт).
07 декабря 2021 г. Управлением Роскомнадзора по ЦФО в отношении ООО "ТДК" составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Управления Роскомнадзора по ЦФО в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ООО "ТДК" к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08 ноября 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2021 г., заявленные требования удовлетворены. ООО "ТДК" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
В кассационной жалобе ООО "ТДК" просит об отмене принятых по делу судебных актов, указывая на неприменение судами положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ООО "ТДК" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Управления Роскомнадзора по ЦФО против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) телевизионное вещание, радиовещание (далее также - вещание) осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральной органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) в приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии и в лицензию включаются следующие сведения: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица.
Частью 1 статьи 31.3 Закона о СМИ установлено, что переоформление лицензии на телевизионное вещание, радиовещание осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, а также в случаях предусмотренных настоящей статьей.
В силу части 1 статьи 18 Закон о лицензировании лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.
Частью 2 указанной статьи установлено, что до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.
Согласно пункту 3 части 8 ст. 31 Закона о СМИ в лицензии на телевизионное вещание, радиовещание указываются программная направленность телеканала, радиоканала (основные тематические направления вещания - информационный, музыкальный, спортивный и подобные).
Перечень лицензионных требований установлен Положением о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 г. N 1529 (далее - Положение).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Положения лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату, является соблюдение лицензиатом параметров вещания, указанных в лицензии, в том числе, соблюдение программной направленности телеканала или радиоканала, а для вещателей, осуществляющих вещание с использованием ограниченного радиочастотного ресурса, право на использование которого получено по результатам торгов, - соблюдение программной концепции вещания.
Действия, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и определена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена на административный орган (часть 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя заявленные требования о привлечении к административной ответственности, суды пришли к выводу о наличии в действиях ООО "ТДК" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку обществом допущены нарушения требований статьи 18 Закона о лицензировании, статей 31, 31.3 Закона о СМИ, подпункта "а" пункта 4 Положения и приложением (раздел 1) к лицензии, а именно: не переоформление лицензии в связи с изменением адреса местонахождения юридического лица и несоблюдение программной направленности вещания, указанной в лицензии.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов о доказанности факта совершения ООО "ТДК" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Вина ООО "ТДК" в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательств в подтверждение тех обстоятельств, что обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, при рассмотрении дела не было представлено. Судами таких обстоятельств не установлено.
Оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения суд не усмотрел, приняв во внимание характер совершенного административного правонарушения. У суда кассационной инстанции не имеется оснований для переоценки выводов суда.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на дату принятия решения судом первой инстанции не истек.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судами не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08 ноября 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2021 г. по делу N А40-210020/21-149-1559 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ТДК" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.А.Дербенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные требования о привлечении к административной ответственности, суды пришли к выводу о наличии в действиях ООО "ТДК" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку обществом допущены нарушения требований статьи 18 Закона о лицензировании, статей 31, 31.3 Закона о СМИ, подпункта "а" пункта 4 Положения и приложением (раздел 1) к лицензии, а именно: не переоформление лицензии в связи с изменением адреса местонахождения юридического лица и несоблюдение программной направленности вещания, указанной в лицензии.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов о доказанности факта совершения ООО "ТДК" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
...
Срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на дату принятия решения судом первой инстанции не истек.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судами не установлено."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 апреля 2022 г. N Ф05-6562/22 по делу N А40-210020/2021