г. Москва |
|
22 апреля 2022 г. |
Дело N А40-174813/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.04.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 22.04.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Красновой С.В.
судей Беловой А.Р., Филиной Е.Ю.,
при участии в заседании: от Департамента городского имущества г. Москвы: не явился, извещен, от Управления Росреестра по Москве: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 23.11.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022 по делу N А40-174813/2021
по заявлению Департамента городского имущества г. Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решение
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Управления Росреестра по Москве (далее - Управление), изложенное в уведомлении от 23.07.2021 N КУВД-001/2021-13846036/4. и обязать в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу, осуществить постановку на государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности города Москвы на объект недвижимости - здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Каретный ряд, д. 3, стр. 11, на основании заявления от 09.04.2021 N КУВД-001/2021-13846036.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.11.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
Стороны своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Отводов составу суда и отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Департаментом совместно с ГБУ МосгорБТИ проводились мероприятия по постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимости на основании решения Арбитражного суда города Москвы от 21.06.2019 по делу N А40-219159/18 о признании права собственности города Москвы на объект недвижимого имущества по адресу: г.Москва, Каретный ряд. 3, тр.11.
В целях выполнения работ по постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и регистрации права собственности города Москвы в Управление направлялось соответствующее заявление с приложением технического плана, однако по результатам его рассмотрения получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав N КУВД-001/2021-13846036/1 от 23.04.2021 в связи с наличием противоречивых сведений в представленных документах в части указания площади здания (сведения, указанные в техническом плане, не соответствуют сведениям в представленном решении суда).
В материалы дела представлено решение Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-219159/18-60-1696 от 21.06.2019 о признании права собственности города Москвы, в том числе на объект капитального строительства общей площадью 506,2 кв. м по указанному выше адресу.
В то же время, согласно представленному техническому плану заявлено о государственной регистрации права и кадастровом учете на объект общей площадью 555.9 кв.м, что нарушает требования пункта 52 приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава, содержащихся в ней сведений" (далее - Требования N 953) в соответствии с которыми для оформления графической части технического плана применяются специальные условные знаки в соответствии с Приложением к Требованиям N 953.
В связи с наличием возражений у кадастрового инженера в отношении причин приостановления государственного кадастрового учета объекта, указанных в уведомлении, в адрес апелляционной комиссии Управления подано соответствующее заявление вх. N 77/21-509 от 12.05.2021 об обжаловании уведомления о приостановлении. Однако апелляционной комиссией принято решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении N 509/2021 от 02.06.2021.
Уведомлением N КУВД-001/2021-13846036/2 от 16.07.2021 Управление сообщило об отказе в осуществлении учета и государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости.
Согласно части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ, государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов (договора) ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ). Соответственно, регистратор не вправе подвергать проверке наличие или отсутствие условий для заключения спорного договора, поскольку вопрос определения наличия соответствующих условий относится к компетенции органов, уполномоченных на осуществление функций по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны отражать информацию, необходимую для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Эти документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-219159/18-60-1696 от 21.06.2019 признано право собственности города Москвы на объекты капитального строительства: функциональное назначение - пост охраны, с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Каретный Ряд, д. 3, стр. 22, общей площадью 8,2 кв. м; и функциональное назначение - общественный туалет, с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Каретный Ряд, д. 3, стр. 11, общей площадью 506,2 кв. м.
Управление отказало в проведении регистрационных действий по причине выявления противоречий по площади здания между резолютивной частью решения суда N А40-219159/18 от 21.06.2019 и заявленного на учетно-регистрационные действия.
Между тем, в заключении кадастрового инженера содержалась поясняющая информация о причинах расхождения площади здания.
Так, площадь здания, указанная в техническом плане, определена согласно требованиям приказа Росреестра N П/0393 от 23.10.2020 по внутренним поверхностям наружных стен этажа и составляет 555,9 кв. м. Площадь здания в решении суда (506,2 кв. м) указана в соответствии с площадью здания, учтенной в ГБУ МосгорБТИ в результате проведения технической инвентаризации, как сумма площадей всех помещений здания.
Кроме того, основанием для отказа послужили нарушения пункта 52 Требований N 953, как то: для оформления графической части технического плана применяются специальные условные знаки.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Требования к техническому плану установлены статьей 24 Закона N 218-ФЗ, согласно которой технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В техническом плане указываются сведения о сооружении необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости (часть 2 статьи 24 Закона N 218-ФЗ).
Технический план состоит из графической и текстовой частей. Местоположение помещения устанавливается посредством графического отображения границы геометрической фигуры, образованной внутренними сторонами наружных стен такого помещения, на плане этажа или части этажа здания либо сооружения, а при отсутствии этажности у здания или сооружения на плане здания или сооружения либо на плане соответствующей части здания или сооружения (часть 6 статьи 24 Закона N 218-ФЗ).
В текстовой части технического плана указываются необходимые для внесения в ЕГРН сведения, включая сведения об использованной при подготовке технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства геодезической основе, в том числе о пунктах государственных геодезических сетей или опорных межевых сетей (часть 7 статьи 24 Закона N 218-ФЗ).
В материалы регистрационного дела представлен технический план объекта недвижимости, подготовленный по итогам проведенных кадастровых работ на основании решения Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-219159/18 от 21.06.2019; выписки из ЕГРН от 26.12.2019 N 99/2019/304872943 ФГБУ Росреестра; выписки из каталога координат ОГС Москвы от 25.03.2019 N ФПД1/278-19, ГБУ "Мосгоргеотрест".
Технический план подготовлен по итогам кадастровых работ в результате натурного обследования с целью постановки на государственный кадастровый учет здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Каретный Ряд, д. 3, стр. 11.
Из материалов дела следует, что согласно пункту 43 приложения N 2 Требований N 953 адрес здания указан в структурированном виде в соответствии с федеральной адресной системой (далее ФИАС) виде (г. Москва, ул. Каретный Ряд, д. 3, стр. 11), так как имеет уникальный идентификатор ФИАС официального/основного адреса объекта недвижимости (ВВ11FC43-E0F1-4102-9586-072D873108F2), действует в ФИАС с 24.11.2011.
Технический план составлен на основании декларации об объекте недвижимости от 10.01.2020, а также решения Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-219159/18-60-1696 т 21.06.2019.
Решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-219159/18-60-1696 от 21.06.2019 объект был признан самовольной постройкой и на него признано право собственности г. Москвы. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0001096:3, правообладателем которого является города Москва. Основные характеристики объекта недвижимости указаны на основании декларации об объекте недвижимости от 10.01.2020.
Год завершения строительства и год ввода в эксплуатацию неизвестны, в связи с чем данная информация не указана в техническом плане.
Площадь объекта в техническом плане определена в соответствии с приказом Росреестра N П/0393 от 23.10.2020 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения" (далее - Приказ N 0393) на основании измерений, выполненных кадастровым инженером и составляет 555.9 кв. м.
Разночтения в площади в решении суда по делу N А40-219159/18 от 21.06.2019 и техническом плане носят технический характер, в связи с разным подходом определения площади в целях кадастрового и технического учета.
Графическая часть технического плана составлена в соответствие с пунктом 52 Требований N 953, а те условные обозначения, которые выходят за рамки Требований N 953, но тем не менее применены в графической части, вынесены в "легенду" графической части в соответствии с разъяснениями Минэкономразвития.
В соответствии с Требованиями N 953 в ходе кадастровых работ были определены координаты характерных точек контура здания с точностью, соответствующей нормативной точности определения координат для категории земель "Земли населенных пунктов". Контур здания был уточнен проекцией внешних границ ограждающих конструкций (стен) здания на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания здания к поверхности земли.
Сведения о геодезической основе, использованной при подготовке технического плана, указаны в соответствии со справкой о составе предоставленных пространственных данных или материалов, выданной ГБУ "Мосгоргеотрест" от 25.03.2019 договор N ФПД1/278-19.
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ, ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным Федеральным законом сведений.
Отказ в постановке на государственный кадастровый учет сооружения, обладающего признаками недвижимой вещи, материальной ценностью, способного выступать в гражданском обороте в качестве отдельного объекта гражданских прав, приводит к недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРН, что нарушает часть 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ.
Таким образом, Департаментом при обращении в Управление полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий, в связи с чем основания для отказа в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимого имущества отсутствовали.
На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой и апелляционной инстанций доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.11.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022 по делу N А40-174813/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Площадь объекта в техническом плане определена в соответствии с приказом Росреестра N П/0393 от 23.10.2020 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения" (далее - Приказ N 0393) на основании измерений, выполненных кадастровым инженером и составляет 555.9 кв. м.
...
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ, ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным Федеральным законом сведений.
Отказ в постановке на государственный кадастровый учет сооружения, обладающего признаками недвижимой вещи, материальной ценностью, способного выступать в гражданском обороте в качестве отдельного объекта гражданских прав, приводит к недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРН, что нарушает часть 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 апреля 2022 г. N Ф05-8142/22 по делу N А40-174813/2021