г. Москва |
|
22 января 2024 г. |
Дело N А40-41152/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.01.2024.
Полный текст постановления изготовлен 22.01.2024.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Федуловой Л. В.,
судей Аталиковой З.А., Красновой С.В.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Плаза" - Кондрашов Р.Е. (доверенность от 19.01.2023);
от Департамента городского имущества города Москвы - Мерненко Э.С. (доверенность от 04.12.2023);
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Плаза"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2023 по делу N А40-41152/2023
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Плаза"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании отказа незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Плаза" (далее - ООО "Плаза", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент, ответчик) о признании отказа, выраженного в письме от 16.11.2022 N 33-5-107698/22-(0)-2, в предоставлении государственной услуги возмездное отчуждение недвижимого имущества по заявлению ООО "Плаза" незаконным; об обязании Департамент заключить с ООО "Плаза" Договор купли-продажи недвижимого имущества общей площадью 222,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Новомарьинская, дом 26, этаж 1, пом.1, ком. 1-22, 25, 29, с рассрочкой платежа на 7 лет на условиях, указанных в просительной части уточненного иска.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.11.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2023, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ООО "Плаза" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит вышеуказанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение. Заявитель в кассационной жалобе ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Департамента возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Плаза" на основании договора аренды N 00-00570/20 от 06.08.2020, заключенного с Департаментом, арендует нежилые помещения общей площадью 222,1 кв.м, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Новомарьинская, дом 26, 1 этаж, пом. I, ком. 1-22, 25, 29, с кадастровыми номерами 77:04:0004026:18183 и 77:04:0004026:18184.
Общество, воспользовавшись предоставленным ему Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) правом на выкуп имущества, обратилось в Департамент с заявлением от 04.11.2022.
Письмом от 16.11.2022 N 33-5-107698/22-(0)-2 Департамент отказал ООО "Плаза" в праве на выкуп, мотивировав данное решение частью 2.1 статьи 9 Федерального закона N159-ФЗ, в соответствии с которой если арендуемое имущество включено в Перечень, утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Перечень), то его приватизация возможна только по истечении пяти и более лет аренды.
Ссылаясь на то, что помещение включено в Перечень на основании распоряжения Департамента от 25.11.2019 N 46923, что запрещает его приватизацию до 24.11.2024, в выкупе обществу отказано.
Полагая отказ Департамента незаконным, Общество обратилось в суд с иском.
Отказывая в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона N 159-ФЗ преимущественное право на приобретение арендуемого имущества может быть реализовано субъектами малого и среднего предпринимательства при условии, что арендуемое имущество на день подачи заявления находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В случае, предусмотренном частью 2.1 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ, заявитель по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства при условии, что арендуемое имущество на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества (п. 1); арендуемое имущество включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в течение пяти и более лет до дня подачи этого заявления (п. 2).
Приняв во внимание, что спорное помещение передано обществу по договору аренды от 06.08.2020, при этом включено в Перечень на основании распоряжения Департамента от 25.11.2019 N 46923, суды пришли к выводу о том, что общество вправе осуществить предусмотренное право на выкуп при условии непрерывного владения указанным помещением по договору аренды в течение трех лет, по истечении пяти лет со дня включения в Перечень, а именно: не ранее 24.11.2024.
Поскольку общество обратилось с заявлением 04.11.2022, то есть до истечения данных сроков, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об обоснованности принятого Департаментом отказа.
Отклоняя довод общества о том, что распоряжение Департамента от 25.11.2019 N 46923 не было опубликовано, суды исходили из того, что пунктом 6 статьи 20 Закона города Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" предусмотрено, что распоряжения Мэра Москвы, Правительства Москвы, распоряжения и приказы заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы вступают в силу со дня их подписания, если иное не указано в самом правовом акте.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества, одним из которых является Федеральный закон N 159-ФЗ.
Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества установлены Федеральным законом N 159-ФЗ.
Статьей 3 Федерального закона N 159-ФЗ установлена совокупность условий, при которых субъектом малого и среднего предпринимательства может быть реализовано преимущественное право на приобретение арендуемого имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона города Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" (далее - Закон о правовых актах города Москвы) правовыми актами города Москвы являются официальные документы, принятые жителями города Москвы на референдумах города Москвы, принятые (изданные) органами государственной власти города Москвы (должностными лицами города Москвы), содержащие положения нормативного характера и (или) индивидуального действия и направленные на регулирование общественных отношений.
Согласно части 3 статьи 1 Закона о правовых актах города Москвы к подзаконным правовым актам города Москвы относятся правовые акты, направленные на реализацию федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, иных нормативных правовых актов города Москвы.
К подзаконным правовым актам относятся, в числе прочего, приказы и распоряжения органов исполнительной власти города Москвы (подпункт 6 части 3 статьи 4 Закона о правовых актах города Москвы).
Как следует из части 2 статьи 19 Закона о правовых актах города Москвы, официальным опубликованием правового акта считается первая публикация его полного текста в официальном издании органа государственной власти (электронной версии данного издания) или первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном сайте органа государственной власти в сети Интернет.
При этом если правовой акт не опубликован официально до указанной в нем даты вступления в силу, то правовой акт вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования (часть 9 статьи 20 Закона о правовых актах города Москвы).
Одновременно с этим Постановлением Правительства Москвы от 20.04.2017 N 211-ПП (далее - Постановление N 211-ПП) утвержден Порядок формирования, ведения и опубликования Перечня.
В силу пункта 2.5 Постановления N 211-ПП формирование и ведение перечней основывается на следующих основных принципах: достоверности данных и легитимности источников информации, используемых для ведения перечней; возможности оперативного доступа к сведениям перечней; ежегодной актуализации перечней до 1 ноября текущего года.
Согласно пункту 2.7 Постановления N 211-ПП ведение перечней осуществляется заинтересованным лицом в электронной форме.
Перечень и все внесенные в него изменения подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации в течение 10 рабочих дней со дня утверждения (пункт 3.1.4.1 Постановления N 211-ПП) и опубликованию в отдельном разделе на официальном сайте заинтересованного лица в сети Интернет в течение 3 рабочих дней со дня утверждения (пункт 3.1.4.2 Постановления N 211-ПП).
В Перечень вносятся сведения только о недвижимом имуществе, свободным от прав третьих лиц (п. 3.1.1.1 Постановления N 211-ПП).
В свою очередь несоответствие имущества данному критерию является основанием для его исключения из Перечня (пункты 3.1.2, 3.1.2.4 Постановления N 211-ПП).
Вместе с тем судами не установлена дата опубликования распоряжения Департамента от 25.11.2019 N 46923 в установленном порядке в отношении спорных помещений.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами не установлены все обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора и необходимые для принятия законного и обоснованного судебного акта, нарушены нормы материального и процессуального права, в связи с чем, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в силу статей 287, 288 АПК РФ подлежат отмене с направлением на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить дату опубликования распоряжения Департамента от 25.11.2019 N 46923 в установленном порядке в отношении спорных помещений, с учетом установленных обстоятельств исследовать правомерность принятого Департаментом отказа, установить входящие в предмет доказывания по спору обстоятельства, с учетом установленного принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2023 по делу N А40-41152/2023 отменить, направить дело N А40-41152/2023 на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Председательствующий судья |
Л.В. Федулова |
Судьи |
З.А. Аталикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2.5 Постановления N 211-ПП формирование и ведение перечней основывается на следующих основных принципах: достоверности данных и легитимности источников информации, используемых для ведения перечней; возможности оперативного доступа к сведениям перечней; ежегодной актуализации перечней до 1 ноября текущего года.
Согласно пункту 2.7 Постановления N 211-ПП ведение перечней осуществляется заинтересованным лицом в электронной форме.
Перечень и все внесенные в него изменения подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации в течение 10 рабочих дней со дня утверждения (пункт 3.1.4.1 Постановления N 211-ПП) и опубликованию в отдельном разделе на официальном сайте заинтересованного лица в сети Интернет в течение 3 рабочих дней со дня утверждения (пункт 3.1.4.2 Постановления N 211-ПП).
В Перечень вносятся сведения только о недвижимом имуществе, свободным от прав третьих лиц (п. 3.1.1.1 Постановления N 211-ПП).
В свою очередь несоответствие имущества данному критерию является основанием для его исключения из Перечня (пункты 3.1.2, 3.1.2.4 Постановления N 211-ПП)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 января 2024 г. N Ф05-33055/23 по делу N А40-41152/2023