город Москва |
|
22 апреля 2022 г. |
Дело N А40-98267/21-145-746 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Ананьиной Е.А.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2021 г.
по делу N А40-98267/21-145-746
по заявлению Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет имени И.М.Губкина"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 36 по г. Москве
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 77362111300071900003 от 08 апреля 2021 г.,
УСТАНОВИЛ: Инспекцией Федеральной налоговой службы N 36 по городу Москве (далее - ИФНС N 36 по г. Москве, административный орган) в отношении Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет имени И.М.Губкина" (далее - РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, учреждение, заявитель) проведена проверка соблюдения валютного законодательства, в ходе проведения которой был установлен факт выплаты заработной платы иностранным работникам - нерезидентам без использования банковского счета.
Так, 25 мая 2019 г. РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина по расчетно-платежной ведомости N 4169/3-1 произведена выдача из кассы учреждения заработной платы (наличными) в валюте Российской Федерации нерезиденту (Щукину Д.Г.) в общей сумме 100 000,00 руб.
На основании полученных данных 31 марта 2021 г. ИФНС N 36 по г. Москве в отношении РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина составлен протокол об административном правонарушении N 773620213103025001.
Постановлением ИФНС N 36 по г. Москве от 08 апреля 2021 г. по делу об административном правонарушении N 77362111300071900003 РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 75 000,00 руб.
Считая указанное постановление незаконным, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России N 36 по г. Москве о его отмене.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 сентября 2021 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2021 г. решение Арбитражного суда города Москвы от 10 сентября 2021 г. отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что оно принято с нарушением норм материального права, указывая на нарушение процедуры привлечения к административной ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу ИФНС России N 36 по г. Москве просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судом норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Согласно подпункту "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) приобретение резидентом у нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа отнесены к валютным операциям.
Статьей 12 Закона о валютном регулировании установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев зачисления денежных средств на счета (вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации миную счета в уполномоченных банках.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Пунктами 6 и 7 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании установлено, что иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами, а юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, - резидентами.
Соответственно, выдача юридическим лицом - резидентом заработной платы иностранным гражданам - нерезидентам в валюте Российской Федерации является валютной операцией.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Закона о валютном регулировании, абзац 1 части 2 которой предусматривает, что если иное не предусмотрено настоящим Законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации, установлен в части 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании, при этом возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом иностранному гражданину (нерезиденту) заработной платы наличными денежными средствами, без использования счетов, открытых в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена в перечень исключений не входит.
Предусмотренные частью 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля над проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала, противодействия незаконным финансовым операциям.
В силу статьи 25 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Действия, связанные с осуществлением незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и предусматривают наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришел к выводу о наличии в действиях РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
При этом судом апелляционной инстанции установлено, что РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина как работодатель при перечислении заработной платы нерезидентам осуществляет валютную операцию, которая регулируется положениями валютного законодательства и не входит в перечень разрешенных случаев, указанных в статье 12 Закона о валютном регулировании.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о доказанности факта совершения РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Относительно соблюдения процедуры привлечения к административной ответственности, суд апелляционной инстанции установил следующее:
Уведомлением от 24 марта 2021 г. N 12-30/010024 составление протокола в отношении Губкинского университета было назначено на 31 марта 2021 г. Данное извещение в тот же день в электронном виде направлено в адрес Университета по телекоммуникационным каналам связи и получено последним 24 марта 2021 г., о чем свидетельствует извещение о получении электронного документа.
31 марта 2021 г. при участии представителей университета Серовой Е.С. и Таценко Т.В. составлен протокол об административном правонарушении.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, было извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении. То обстоятельство, что Серова Е.С. и Таценко Т.В., присутствовавшие при составлении протокола об административном правонарушении, обладали доверенностями, не содержащими полномочий на участие в конкретном деле об административном правонарушении, не имеет правового значения.
Копия протокола об административном правонарушении, в котором указаны дата, время и место рассмотрения дела об административном правонарушении, вручена Таценко Т.В., которая на основании доверенности от 01 декабря 2020 г. N В00-338 имеет полномочия на получение документов, адресованных университету.
08 апреля 2021 г. при участии представителя университета Таценко Т.В. вынесено оспариваемое постановление.
Таким образом, каких-либо существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности не установлено.
Вина РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Размер штрафа соответствует санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности, суды не усмотрели.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
При таком положении постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2021 г. по делу N А40-98267/21-145-746 оставить без изменения, кассационную жалобу РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина - без удовлетворения.
Судья |
Е.А.Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришел к выводу о наличии в действиях РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
При этом судом апелляционной инстанции установлено, что РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина как работодатель при перечислении заработной платы нерезидентам осуществляет валютную операцию, которая регулируется положениями валютного законодательства и не входит в перечень разрешенных случаев, указанных в статье 12 Закона о валютном регулировании.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о доказанности факта совершения РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
...
Размер штрафа соответствует санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности, суды не усмотрели."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 апреля 2022 г. N Ф05-6770/22 по делу N А40-98267/2021