город Москва |
|
27 апреля 2022 г. |
Дело N А40-117843/21-139-897 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Ананьиной Е.А.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу ГУП "Московский метрополитен"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09 сентября 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2021 г.,
по делу N А40-117843/21-139-897
по заявлению Государственного унитарного предприятия города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 077/04/9.21-2595/21 от 21 мая 2021 г.,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Трейдэкспо"; публичное акционерное общество "Московская объединенная энергетическая компания"; Прокуратура Московского метрополитена,
УСТАНОВИЛ: в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Московское УФАС России, антимонопольный орган) поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Трейдэкспо" (далее - ООО "Трейдэкспо") (вх. от 18 января 2021 г. N 2824/21) о нарушении Государственным унитарным предприятием города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина" (далее - ГУП "Московский метрополитен", предприятие, заявитель) пункта 3 Правил недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июля 2018 г. N 787 (далее - Правила недискриминационного доступа).
По результатам рассмотрения указанного заявления Московским областным УФАС России установлено, что ООО "Трейдэкспо" является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, Сигнальный проезд, вл. 20 (далее - объект).
Теплоснабжение объекта осуществляется от центрального теплового пункта N 03-07-546, расположенного по адресу: г. Москва, Березовая аллея, д. 8, и находящегося на балансе ГУП "Московский метрополитен" (далее - ДТП).
До ноября 2019 года теплоснабжение объекта осуществлялось на основании заключенного между ГУП "Московский метрополитен" и публичным акционерным обществом "Московская объединенная энергетическая компания" (далее - ПАО "МОЭК") договора на снабжение тепловой энергией от 01 сентября 2007 г. N 03.206111-ТЭ (далее - договор теплоснабжения 1).
Согласно письменным пояснениям и документам, представленным ГУП "Московский метрополитен", объекты ООО "Трейдэкспо" получали тепловую энергию через трубопроводы тепловой сети (надземной прокладки), проходящих от тепловой камеры 2.4.9 по направлению к ООО "Трейдэкспо".
При этом ГУП "Московский метрополитен" ссылается на отсутствие документов, подтверждающих, что предприятие является собственником или законным владельцем трубопроводов тепловой сети (надземной прокладки), проходящих от камеры 2.4.9 по направлению к ООО "Трейдэкспо".
Вместе с тем, в соответствии с актом разграничения тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, являющегося приложением к договору теплоснабжения 1, границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон являются наружные стены тепловых камер 2.7 и 2.4. Тепловые сети от наружной стены тепловой камеры 2.7 до ДТП N 03-07-546, находящегося в здании ГУП "Московский метрополитен" по адресу: Березовая ал., д. 8, принадлежат предприятию и им обслуживаются.
Тепловые сети от т.к. 2.4 по ИТП 03-07-546 находятся на балансе ГУП "Московский метрополитен" как резервные, обеспечивающие теплом субабонентов.
Следовательно, ПАО "МОЭК" поставляет тепловую энергию до камеры 2.7, далее ГУП "Московский метрополитен" фактически осуществляется передача тепловой энергии по своим сетям на объект ООО "Трейдэкспо".
Приложением N 1 к договору теплоснабжения 1 были определены расчетные тепловые нагрузки абонента ГУП "Московский метрополитен" с учетом объекта ООО "Трейдэкспо".
Таким образом, на основании договора теплоснабжения 1, заключенного между ГУП "Московский метрополитен" и ПАО "МОЭК", по тепловым сетям в границах балансовой принадлежности ГУП "Московский метрополитен" осуществлялось теплоснабжение объекта ООО "Трейдэкспо".
В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, являющегося приложением к Договору теплоснабжения от 01 ноября 2019 г. N 03.211233-ТЭ (далее - договор теплоснабжения 2), заключенного между ООО "Трейдэкспо" и ПАО "МОЭК", тепловой ввод от камеры N 2.7; ДТП N 03-07-546; разводящие тепловые сети до зданий по адресам: Сигнальный пр-зд, д. 20, стр. 2; д. 20, стр. 5.6, находятся в эксплуатации владельца ДТП и промежуточных сетей.
На основании вышеизложенного теплоснабжение объекта ООО "Трейдэкспо" осуществлялось от камеры 2.7 по тепловым сетям, расположенным в границах балансовой и эксплуатационной ответственности ГУП "Московский метрополитен".
Согласно информации и документам, представленным в адрес Московского УФАС России, между ГУП "Московский метрополитен" и ООО "Трейдэкспо" был заключен договор на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг от 04 июля 2018 г. N 2866-м, предметом которого являлось возмещение расходов по оплате коммунальных услуг по теплоснабжению, в соответствии с пунктом 2.1.1. которого ГУП "Московский метрополитен" обязалось обеспечить ООО "Трейдэкспо" возможностью пользования оказываемыми ГУП "Московский метрополитен" организациям услугами.
Пунктом 5.1 договора установлен срок его действия до 15 мая 2019 г.
В связи с истечением срока действия договора на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг от 04 июля 2018 г. N 2866-м, ООО "Трейдэкспо" письмом от 06 августа 2019 г. N 06/08-2019 просило продлить срок его действия.
В ответ на данное письмо ГУП "Московский метрополитен" указало на то, что пролонгация данного договора не предусмотрена. Для рассмотрения вопроса о заключении договора на новый срок и определения расходов на оплату коммунальных услуг ГУП "Московский метрополитен" запросило у ООО "Трейдэкспо" документы, касающиеся теплоснабжения объекта, а также указало на рассмотрение ГУП "Московский метрополитен" вопроса об исключении тепловой нагрузки на потребителя ООО "Трейдэкспо" из договора теплоснабжения 1 и на необходимость ООО "Трейдэкспо" заключения договора теплоснабжения с ПАО "МОЭК".
Дополнительным соглашением от 01 ноября 2019 г. к договору теплоснабжения 1, заключенному с ПАО "МОЭК", Приложения 1, 2, 3, 4 - Договорные нагрузки и расшифровка договорных нагрузок по арендаторам (субарендаторам), приложение N 3 - Лимиты годового потребления, приложение N 4 - Расчет тепловых потерь от 01 сентября 2011 г. к договору теплоснабжения 1 утратили силу.
Таким образом, тепловая нагрузка на объект ООО "Трейдэкспо" была исключена из договора теплоснабжения, заключенного между ПАО "МОЭК" и ООО "Трейдэкспо".
Согласно письменным пояснениям, представленным ПАО "МОЭК" в адрес Московского УФАС России (вх. от 14 апреля 2021 г. N 30611-ЭП/21), в адрес теплоснабжающей организации со стороны ООО "Трейдэкспо" поступила заявка на заключение договора теплоснабжения, зарегистрированная за N Ф1/08-3365/19 от 23 июля 2019 г.
Между ООО "Трейдэкспо" и ПАО "МОЭК" в отношении объектов ООО "Трейдэкспо", расположенных по адресу: г. Москва, Сигнальный проезд, д. 20, стр. 2, 5, 6, заключен прямой договор теплоснабжения 2, согласно которому ПАО "МОЭК" обязуется поставить ООО "Трейдэкспо" тепловую энергию и теплоноситель, а потребитель (ООО "Трейдэкспо") обязан принять и оплатить тепловую энергию и теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии.
Вместе с тем, с даты заключения указанного договора теплоснабжение объектов, принадлежащих ООО "Трейдэкспо" не осуществляется ввиду создания со стороны ГУП "Московский метрополитен" препятствий перетоку тепловой энергии.
12 ноября 2019 г. ПАО "МОЭК" с участием ООО "Трейдэкспо" составлен акт о невозможности подачи тепловой энергии, теплоносителя в здание и отказе в доступе к оборудованию владельцем ЦТП - ГУП "Московский метрополитен", который от подписи в акте отказался.
В адрес ГУП "Московский метрополитен" были направлены письма от 11 ноября 2020 г. N Ф11/07-4325/20, от 14 ноября 2020 г. N Ф11/07-4360/20, от 19 ноября 2019 г. N Ф11/07-3139/19, от 07 декабря 2020 г. N Ф11/07-4595/20, в которых ПАО "МОЭК" указывало на препятствование передаче тепловой энергии на объекты ООО "Трейдэкспо", однако теплоснабжение объекта до настоящего времени не было восстановлено ГУП "Московский метрополитен".
Вышеуказанные действия ГУП "Московский метрополитен" приводят к невозможности оказания ПАО "МОЭК" услуг теплоснабжения объектов.
На основании полученных данных 21 апреля 2021 г. Московским УФАС России в отношении ГУП "Московский метрополитен" был составлен протокол об административном правонарушении N 077/04/9.21-2595/2021.
Постановлением Московского УФАС России от 21 мая 2021 г. по делу об административном правонарушении N 077/04/9.21-2595/2021 ГУП "Московский метрополитен" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ГУП "Московский метрополитен" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московскому УФАС России о его отмене.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Трейдэкспо", ПАО "МОЭК" и Прокуратура Московского метрополитена.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09 сентября 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ГУП "Московский метрополитен" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, ссылаясь на отсутствие правоустанавливающих документов, подтверждающие в предусмотренном законом порядке право собственности или право законного владения предприятия трубопроводами тепловой энергии (надземной прокладки), проходящих от тепловой камеры 2.4.9 по направлению к ООО "Трейдэкспо". Приведены также доводы о нарушении административным органом порядка проведения проверки.
В отзывах на кассационную жалобу ООО "Трейдэкспо" и ПАО "МОЭК" просят оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
Порядок подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок, тепловых сетей и источников тепловой энергии к системам теплоснабжения, а также порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения установлены Правилами недискриминационного доступа.
Пунктом 3 Правил недискриминационного доступа собственники и иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям тепловой энергии, теплоносителя, теплопотрсбляющие установки которых присоединены в установленном порядке к таким тепловым сетям.
Согласно пункту 4 Правил недискриминационного доступа собственники и иные законные владельцы тепловых сетей не вправе обусловливать получение доступа к услугам по передаче тепловой энергии получением иных платных услуг либо доступом к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя с использованием иных тепловых сетей.
Действия, связанные с нарушением субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ГУП "Московский метрополитен" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
При этом судами сделан вывод о том, что поскольку ГУП "Московский метрополитен", фактически осуществляя передачу тепловой энергии и являясь балансодержателем тепловой сети, является субъектом административного правонарушения, установленного статьей 9.21 КоАП РФ, а факт отсутствия тарифа на передачу тепловой энергии для предприятия, а также отсутствия сведений о предприятии как субъекта, осуществляющего деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии в Реестре субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе не свидетельствует о неосуществлении обществом вышеуказанной деятельности.
Отклоняя ссылки ГУП "Московский метрополитен" на несоблюдение ООО "Трейдэкспо" порядка подключения к системе теплоснабжения объектов, а также порядка введения обществом в эксплуатацию энергоустановки, суды указали на наличие заключенного между ООО "Трейдэкспо" и ПАО "МОЭК" договора теплоснабжения 2, а также на надлежащее технологическое присоединения к тепловым сетям.
Относительно отсутствия прибора учета тепловой энергии на объекте ООО "Трейдэкспо" судами указано на то, что отношения по теплоснабжению объектов ООО "Трейдэкспо" урегулированы договором теплоснабжения 2, заключенным с ПАО "МОЭК", в соответствии с которым определен порядок определения объема тепловой энергии и расчета платы.
Исходя из условий указанного договора потребитель не имеет индивидуальных приборов учета тепловой энергии.
Согласно пункту 31 Правил коммерческого учета отсутствие в точках учета приборов учета является основанием для осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем.
Приняв во внимание наличие надлежащего опосредованного присоединения, а также заключенного прямого договора теплоснабжения между ООО "Трейдэкспо" и ПАО "МОЭК", суды пришли к выводу о том, что действия ГУП "Московский метрополитен" по отказу в восстановлении теплоснабжения объекта содержат признаки нарушения пункта 3 Правил нсдискриминационного доступа.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о доказанности факта совершения ГУП "Московский метрополитен" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Вина ГУП "Московский метрополитен" в совершении административного правонарушения установлена.
В настоящем случае вина ГУП "Московский метрополитен" заключаются в несоблюдении Правил недискриминационного доступа, выразившемся в препятствовании передаче по тепловым сетям тепловой энергии на объекты ООО "Трейдэкспо".
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Размер штрафа соответствует санкции части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09 сентября 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2021 г. по делу N А40-117843/21-139-897 оставить без изменения, кассационную жалобу ГУП "Московский метрополитен" - без удовлетворения.
Судья |
Е.А.Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ГУП "Московский метрополитен" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
При этом судами сделан вывод о том, что поскольку ГУП "Московский метрополитен", фактически осуществляя передачу тепловой энергии и являясь балансодержателем тепловой сети, является субъектом административного правонарушения, установленного статьей 9.21 КоАП РФ, а факт отсутствия тарифа на передачу тепловой энергии для предприятия, а также отсутствия сведений о предприятии как субъекта, осуществляющего деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии в Реестре субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе не свидетельствует о неосуществлении обществом вышеуказанной деятельности.
...
Приняв во внимание наличие надлежащего опосредованного присоединения, а также заключенного прямого договора теплоснабжения между ООО "Трейдэкспо" и ПАО "МОЭК", суды пришли к выводу о том, что действия ГУП "Московский метрополитен" по отказу в восстановлении теплоснабжения объекта содержат признаки нарушения пункта 3 Правил нсдискриминационного доступа.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о доказанности факта совершения ГУП "Московский метрополитен" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
...
Размер штрафа соответствует санкции части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 апреля 2022 г. N Ф05-6026/22 по делу N А40-117843/2021