город Москва |
|
27 апреля 2022 г. |
Дело N А40-112977/21-17-822 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Федерального агентства по рыболовству: Румянцевой М.А. (дов. N 1101-ИШ/У06 от 15.02.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: не явились, извещены;
от третьего лица ООО "Эколион": не явились, извещены;
рассмотрев 20 апреля 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства по рыболовству
на решение Арбитражного суда города Москвы от 29 сентября 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2022 г.
по делу N А40-112977/21-17-822
по заявлению Федерального агентства по рыболовству
к Федеральной антимонопольной службе
о признании недействительным решения от 11 марта 2021 г. по делу N 21/44/104/113,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Эколион",
УСТАНОВИЛ: в Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России, антимонопольный орган) поступило обращение Федерального агентства по рыболовству (далее - Росрыболовство, заказчик, заявитель) о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Эколион" (далее - ООО "Эколион", общество, третье лицо) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним расторжением заказчиком государственного контракта от 31 декабря 2020 г. N 0173100013520000019 (далее - контракт) по причине ненадлежащего исполнения обществом принятых на себя обязательств по исполнению контракта, заключенного по результатам проведенного электронного аукциона на оказание услуг по содержанию в чистоте зданий, помещений, дворовой территории Росрыболовства (номер извещения 0173100013520000019) (далее - аукцион).
По результатам рассмотрения указанного обращения комиссией по контролю в сфере закупок (далее - комиссия) ФАС России было установлено, что по результатам аукциона между Росрыболовством (заказчик) и ООО "Эколион" (исполнитель) был заключен контракт, по условиям которого исполнитель принимает на себя обязательства оказать услуги по содержанию в чистоте зданий, помещений, дворовой территории Росрыболовства в 2021 - 2020 годах (далее - услуги). Наименование, состав, характеристики и объем услуг определены в Техническом задании (приложение N 1 к контракту), которое является неотъемлемой частью контракта.
Разделом 4 контракта установлены права и обязанности сторон.
Порядок изменения и расторжения контракта установлены в разделе 10 контракта.
Нарушения по оказанию услуг по уборке исполнителем - ООО "Эколион" фиксировались заказчиком в актах проверки от 18-19, 22, 25-27 января 2021 г. и от 01-08 февраля 2021 г.
В адрес ООО "Эколион" заказчиком были направлены письма от 21 января 2021 г. N Y01-24, от 26 января 2021 г. N 459-ВС/У01 с требованием устранить выявленные недостатки, однако, указанные нарушения не были устранены обществом.
В связи с тем, что ООО "Эколион" ненадлежащим образом оказаны услуги по содержанию в чистоте зданий, помещений, дворовой территории Росрыболовства, заказчиком 26 января 2021 г. было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанное решение было получено обществом 27 января 2021 г.
Письмом от 31 января 2021 г. ООО "Эколион" в адрес заявителя направило акт сдачи выполненных работ.
02 февраля 2021 г. заказчиком в адрес ООО "Эколион" направлено письмо N 669-ВС/У01, согласно которому оплата выполненных работ за январь 2021 г. будет произведена заказчиком после уплаты ООО "Эколион" штрафа.
Письмом от 05 февраля 2021 г. исполнитель уведомил заказчика об устранении выявленных недостатков, что подтверждается счетами и платежными поручениями по оплате ООО "Эколион" услуг по уборке снега и вывозу ТКО.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 08 февраля 2021 г.
09 февраля 2021 г. заказчиком составлен акт о неустранении допущенных ООО "Эколион" недостатков.
Таким образом, регламентированным сроком направления обращения заявителя об одностороннем отказе в ФАС России является 11 февраля 2021 г. с учетом его поручения ООО "Эколион" 27 января 2021 г.
26 февраля 2021 г. ФАС России получило обращение заказчика о включении сведений в отношении ООО "Эколион" в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего расторжения заказчиком государственного контракта по причине ненадлежащего исполнения третьим лицом условий государственного контракта (исх. от 25 февраля 2021 г. N 1434-ВС/У06).
По результатам рассмотрения обращения заказчика 05 марта 2021 г. комиссией ФАС России принято решение по делу N 21/44/104/113 о не включении сведений об ООО "Эколион" в реестр недобросовестных поставщиков (пункт 1 решения).
Указанным решением в действиях заказчика - Росрыболовства признаны нарушения части 14 статьи 95 и части 6 статьи 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с передачей материалов соответствующему должностному лицу Управления размещения государственного заказа для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Считая свои права нарушенными, Росрыболовство обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о признании указанного решения незаконным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Эколион".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 сентября 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2022 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Росрыболовство просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что датой получения уведомления о расторжении является 12 февраля 2021 г., то есть дата полученного заказчиком письма ООО "Эколион", следовательно, десятидневный срок для вступления решения об одностороннем расторжении контракта начинает исчисляться с 12 февраля 2021 г., в связи с чем установленный частью 6 статьи 104 Закона о контрактной системе срок на обращение в ФАС России им был соблюден.
К кассационной жалобе приложены дополнительные доказательства по делу, которые возвращены заявителю в судебном заседании.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Росрыболовства поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители ФАС России и ООО "Эколион" в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Росрыболовства, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) названный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Порядок и условия изменения, расторжения контракта установлены в статье 95 вышеназванного закона, согласно которой расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (часть 8); заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9).
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В силу части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи. Частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном названным Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном названным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе, а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1062 (далее - Правила N 1062), антимонопольный орган осуществляет ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Исходя из положений частей 6 и 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 названной статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 названной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку обжалуемое решение соответствует положениям Закона о контрактной системе и вынесено антимонопольным органом в пределах представленных полномочий.
Судами установлено, что оспариваемое решение принято в связи с нарушением Росрыболовством положений части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе и части 6 статьи 104 Закона о контрактной системе, выразившихся в непринятии заказчиком в установленный десятидневный срок мер по отмене решения об отказе от исполнения контракта на основании поступившего от исполнителя уведомления об устранении выявленных недостатков, а также в несвоевременном направлении соответствующего обращения в антимонопольный орган.
Судами дана надлежащая оценка по выявленным на заседании комиссии нарушениям.
Отклоняя доводы Росрыболовства о том, что датой получения уведомления о расторжении является 12 февраля 2021 г., дата полученного заказчиком письма ООО "Эколион", в связи с чем десятидневный срок для вступления решения об одностороннем расторжении контракта начинает исчисляться с 12 февраля 2021 г. и установленный частью 6 статьи 104 Закона о контрактной системе срок обращения в ФАС России заявителем был соблюден, судами указано на то, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта ООО "Эколион" заказчиком получено 27 января 2021 г., что является датой надлежащего уведомления указанного общества о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Судами также сделаны выводы о надлежащем оказании ООО "Эколион" услуг по контракту и отсутствием оснований для включения сведений в отношении него в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29 сентября 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2022 г. по делу N А40-112977/21-17-822 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального агентства по рыболовству - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что оспариваемое решение принято в связи с нарушением Росрыболовством положений части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе и части 6 статьи 104 Закона о контрактной системе, выразившихся в непринятии заказчиком в установленный десятидневный срок мер по отмене решения об отказе от исполнения контракта на основании поступившего от исполнителя уведомления об устранении выявленных недостатков, а также в несвоевременном направлении соответствующего обращения в антимонопольный орган.
Судами дана надлежащая оценка по выявленным на заседании комиссии нарушениям.
Отклоняя доводы Росрыболовства о том, что датой получения уведомления о расторжении является 12 февраля 2021 г., дата полученного заказчиком письма ООО "Эколион", в связи с чем десятидневный срок для вступления решения об одностороннем расторжении контракта начинает исчисляться с 12 февраля 2021 г. и установленный частью 6 статьи 104 Закона о контрактной системе срок обращения в ФАС России заявителем был соблюден, судами указано на то, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта ООО "Эколион" заказчиком получено 27 января 2021 г., что является датой надлежащего уведомления указанного общества о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 апреля 2022 г. N Ф05-5134/22 по делу N А40-112977/2021