город Москва |
|
27 апреля 2022 г. |
Дело N А41-33900/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ОАО "НПТО ЖКХ": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Госжилинспекции Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 20 апреля 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "НПТО ЖКХ"
на решение Арбитражного суда Московской области от 24 сентября 2021 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2021 г.,
по делу N А41-33900/2021
по заявлению открытого акционерного общества "Ногинское производственно-техническое объединение жилищно-коммунального хозяйства"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
о признании незаконным предписания от 06 апреля 2021 г. N 08 ОБ-12624-24-26-2021,
УСТАНОВИЛ: 06 апреля 2021 г. на основании распоряжения Государственной жилищной инспекции Московской области (далее - Госжилинспекция Московской области) от 10 марта 2021 г. N 08 ОБ-12624-24-26-2021 проведена внеплановая документарная проверка в отношении открытого акционерного общества "Ногинское производственно-техническое объединение жилищно-коммунального хозяйства" (далее - ОАО "НПТО ЖКХ", общество, заявитель) с целью проверки информации, изложенной в обращении Аржанова Олега Атагельдыевича (далее - Аржанов О.А.) по вопросу правильности осуществления расчета платы за жилищно-коммунальные услуги в многоквартирном жилом доме N 5А по ул. Декабристов в г. Ногинск Богородского городского округа Московской области относительно порядка расчета размера платы за отопление.
В ходе проведения проверки установлено, что ОАО "НПТО ЖКХ" в нарушение требований пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), произвело доначисление платы за услугу "отопление", оказанную в сентябре 2019 года, мае и сентябре 2020 года.
По результатам проверки составлен акт проверки от 06 апреля 2021 г. N 08 ОБ-12624-24-26-2021, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
06 апреля 2021 г. Госжилинспекцией Московской области выдано предписание N 08 ОБ-12624-24-26-2021, в соответствии с которым ОАО "НПТО ЖКХ" необходимо в срок до 28 мая 2021 г. устранить выявленные нарушения и выполнить перерасчет платы за отопление, полностью исключив из расчетов суммы, начисленные сверх установленного норматива в октябре 2019 года, мае и октябре 2020 года.
Считая свои права нарушенными, ОАО "НПТО ЖКХ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Госжилинспекции Московской области о признании незаконным предписания от 06 апреля 2021 г. N 08 ОБ-12624-24-26-2021.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 сентября 2021 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "НПТО ЖКХ" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что поскольку на территории муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области" не утвержден норматив на отопительный период (9 месяцев, включая неполные месяцы отопительного периода), при расчете платы за отопление многоквартирных жилых домов, не оборудованных общедомовым прибором учета, на территории Богородского городского округа применяется постановление Главы городского поселения Ногинск Ногинского муниципального района Московской области от 31 декабря 2009 г. N 771 "Об установлении с 01 января 2010 г. на территории муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области" нормативов потребления отдельных видов коммунальных услуг", в соответствии с пунктом 1.2 которого норматив на отопление в жилых домах с централизованной системой теплоснабжения рассчитан на 7 месяцев (январь, февраль, март, апрель, октябрь, ноябрь, декабрь), т.е. норматив рассчитан не на отопительный период, а на только на 7 месяцев.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Представители лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
От представителя ОАО "НПТО ЖКХ" через систему подачи документов "Мой арбитр" поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354.
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома исходя из норматива потребления коммунальной услуги, при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома установлен пунктом 42(1) Правил N 354.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание по форме и содержанию соответствует положениям действующего законодательства, является исполнимым и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку размер платы за коммунальную услугу по отоплению для многоквартирных домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможность корректировки (доначисления) платы за коммунальную услугу по отоплению при увеличении фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги, в том числе в случае продления отопительного сезона.
При этом судами принято во внимание, что норматив потребления коммунальной услуги "теплоснабжение", утвержденный постановлением Главы городского поселения Ногинск от 31 декабря 2009 г. N 771 и действующий в настоящее время, указан в постановлении в 2 вариантах: с разбивкой на оплату в течение 7 месяцев отопительного периода - 0,027143 Гкал/кв. м и на 12 месяцев при оплате отопления равномерно в течение года - 0,0158 Гкал/кв. м.
Решением Совета депутатов муниципального образования "Ногинский муниципальный район Московской области" от 28 мая 2008 г. N 198/19 в Богородском городском округе, в том числе в доме N 5А по ул. Декабристов, г. Ногинска, принят способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение 7 месяцев отопительного периода (с октября по апрель).
Пунктом 18 приложения N 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 N 306 (далее - Правила N 306), определена формула расчета указанного норматива, который представляет собой отношение количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период МКД, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии (жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии, к произведению общей площади всех жилых и нежилых помещений в МКД (общей площади жилых домов) и периода, равного продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).
В соответствии с письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 ноября 2015 г. N 38988-ОГ/04 размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможность расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24 сентября 2021 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2021 г. по делу N А41-33900/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "НПТО ЖКХ" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 18 приложения N 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 N 306 (далее - Правила N 306), определена формула расчета указанного норматива, который представляет собой отношение количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период МКД, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии (жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии, к произведению общей площади всех жилых и нежилых помещений в МКД (общей площади жилых домов) и периода, равного продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).
В соответствии с письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 ноября 2015 г. N 38988-ОГ/04 размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможность расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 апреля 2022 г. N Ф05-5443/22 по делу N А41-33900/2021