город Москва |
|
28 апреля 2022 г. |
Дело N А40-171939/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Беловой А.Р.,
судей Федуловой Л.В., Филиной Е.Ю.,
при участии в заседании:
от АО "ГСК "Югория": Кузин Д.А., по доверенности от 01.02.2020 N 61
от Управления Росреестра по Москве: не явилось, извещено
при рассмотрении 25 апреля 2022 года в судебном заседании кассационной жалобы Управления Росреестра по Москве
на решение от 19 ноября 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 08 февраля 2022 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по заявлению АО "ГСК "Югория" к Управлению Росреестра по Москве об оспаривании отказа,
УСТАНОВИЛ:
АО "ГСК "Югория" (далее - заявитель, общество) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - Управление), в котором просит признать незаконным решение Управления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета по в отношении кадастрового учета изменений помещения с кадастровым номером 77:01:004008:1108, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Бутырский Вал, д. 68/70, стр. 7, обязать Управление устранить допущенные нарушения прав заявителя в месячный срок со дня вступления в законную силу судебного акта произвести кадастровый учет изменений этажности здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Бутырский Вал, д. 68/70, стр. 7. с кадастровым номером 77:01:004008:1108 произвести кадастровый учет изменений этажности здания - внесению записей сведений об этажности 3 этажа, и исключению записей сведений об этажности 1 этаж., обязать Управление устранить допущенные нарушения прав заявителя в месячный срок со дня вступления в законную силу судебного акта исключить в графе "Особые отметки", Раздела I сведений Единого государственного реестра недвижимости о здании, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Бутырский Вал, д. 68/70, стр. 7 запись "На переоборудование (переустройство) помещений не предъявлено. На возведение части объекта разрешений не предъявлено".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19 ноября 2021 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2022 года решение Арбитражного суда города Москвы от 19 ноября 2021 года оставлено без изменения.
Законность вынесенных по делу судебных актов проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Управления, которое просит вышеуказанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Управление указывает на то, что представленный технический план не содержит сведений, являющихся необходимыми для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, содержание которых свидетельствовало бы о наличии соответствия требованиям к подготовке технического плана, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953.
От АО "ГСК "Югория" поступил отзыв на кассационную жалобу, который приобщен судом к материалам дела.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель АО "ГСК "Югория" по доводам кассационной жалобы возражал, просил оставить судебные акты без изменения
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы Управления к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Московского округа http://www.fasmo.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
Надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного разбирательства Управление явку своего представителя в суд кассационной инстанции не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителя АО "ГСК "Югория", проверив в пределах требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела и принятии судебных актов, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 15.02.2021 АО "ГСК "Югория" обратилось в Филиал ГБУ МФЦ г. Москвы МФЦ окружного значения ЦАО (далее - МФЦ г. Москвы) с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество (здание) расположенное по адресу: г. Москва, ул. Бутырский Вал, д. 68/70, стр. 7, для корректировки сведений об объекте недвижимости и корректировки места расположения здания на земельном участке с целью приведения границ участка в соответствии с границами объекта недвижимости кадастровым номером 77:01:0004008:1108.
К заявлению был приложен технический план задания от 08.02.2021, составленный кадастровым инженером Каравайниковым Д.К. (номер регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность - 17250), является членом СРОКИ Ассоциация СРО "Объединение профессионалов кадастровой деятельности" (уникальный реестровый номер кадастрового инженера в реестре членов СРОКИ N 664).
Письмом от 26.02.2021 N КУВД-001/2021-5392240 Управления Росреестра по г. Москве (Управление) государственная регистрация по указанному объекту недвижимости была приостановлена по инициативе регистрирующего органа в связи с тем, что Обществом не были представлены документы, необходимые для проведения регистрации, а именно необходимо представить: доработанный технический план в форме электронного документа в виде файлов в формате XML. Созданных с использованием XML-схем, заверенный усиленной квалифицированной подписью кадастрового инженера; документы, соответствующие требованиям действующего законодательства.
31.03.2021 общество, во исполнение требований, указанных в письме о приостановлении государственной регистрации, предоставило в МФЦ г. Москвы запрашиваемые документы.
Письмом от 26.05.2021 N КУВД001/2021-5392440/3 в государственном кадастровом учете отказано, в связи с тем, что Управлением выявлены противоречивые сведения в части заявленных учетных действий в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0004008:1108.
Согласно Уведомлению, причиной отказа является несоответствие требованиям пункта 7 части 1 статьи 26 Закона "О государственной регистрации недвижимости", представленный технический план к требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана зданий и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы деклараций об объекте недвижимости, требований к ее подготовки, состава содержащихся в нем сведений (Требования)".
Технический план нарушает пункты 50, 51, 52 Требований, а именно: в техническом плане задания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, машино-места, отсутствуют сведения об объекте недвижимости, предусмотренные пунктом 50 Требований; чертеж подготовлен в нарушение требований пункта 51 Требований; в чертеже необходимо отразить только вновь возводимые перегородки предусмотренные пункта 52 Требований.
В обоснование отказа в регистрации права и собственности на объект, Управление ссылается на ответ из ГБУ МосгорБТИ города Москвы, в котором по состоянию на 31.12.2012 по адресу: г. Москва, ул. Бутырский Вал, д. 68/70, стр. 7 учтено одноэтажное нежилое здание (назначение - склад) 1998 года постройки, общей площадью 677,7 кв. м, сведения о котором и входящих в его состав помещениях, как ранее учтенных объектах недвижимости, были переданы в филиал ФГУП "ФКП Росреестр" по Москве. В представленных документах отсутствует разрешительная документация для получения разрешения на строительство и разрешения ввод в эксплуатацию здания в связи с его реконструкцией.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с вышеуказанными требованиями.
Согласно части 1 статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Так, согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Частью 1 статьи 20 Закона о регистрации предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в государственной регистрации.
В силу части 5 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеназванными нормами, исходя из того, что для проведения работ по государственному кадастровому учету изменений в ЕГРН и внесения изменений в зарегистрированное право собственности, в связи с изменением количестве этажей и площади указанного объекта недвижимости был подготовлен технический план на основании проектной документации, а также технического заключения, установив, что в соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости по кадастровому номеру 77:01:0004008:1008 зарегистрировано нежилое здание находящееся по адресу: г. Москва, ул. Бутырский Вал д. 68/70, стр. 7, количество этажей 1, площадь 1956,4 кв. м, в кадастр недвижимости ЕГРН сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером 77:01:0004008:1008 (в том числе и его площади) были внесены в ЕГРН в соответствии с ч. 3 ст. 45 Федерального закона N 218-ФЗ, в редакции действующей до 01.01.2017 в соответствии с порядком включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1 "О сроках и Порядке включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости", в объеме переданным ГУП МосгорБТИ, на момент включения в Государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости с кадастровым номером 77:01:0004008:1008 общая площадь нежилого здания была определена в соответствии с требованиями к определению площади на основании вышеуказанных документов, по состоянию на 24.07.2020 в выписке выданной ГБУ МосгорБТИ из технического паспорта БТИ на здание (строение) б/н указано, что по адресу г. Москва, ул. Бутырский Вал, д. 68/70, стр. 7 расположено нежилое здание 1998 года постройки, общей площадью 1 971,3 кв. м, этажность - 3, следовательно, в сведениях государственного кадастрового учета допущена ошибка, в части указания этажности (неверно указано количество этажей 1), учитывая, что представленный технический план задания сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства от 08.02.2021, составлен кадастровым инженером Каравайниковым Д.К. соответствует Требованиям, равно как и иные представленные в Управление документы соответствовали требованиям действующего законодательства и содержали всю необходимую информацию для осуществления регистрационных действий, в связи с чем у Управления отсутствовали основания для принятия оспариваемого отказа, которое противоречит требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя.
Отклоняя доводы Управления, касающиеся незаконности перепланировки, суды исходили из следующего.
Общество обратилось в Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы, 30.06.2016 выдал заключение о согласовании переустройства помещения с частичным изменением фасада здания исх. МКА-02-013581/6-1.
Постановлением Правительства города Москвы N 737 ПП от 03.10.2017 от 03.10.2017 о внесении изменений в постановление Правительства Москвы N 819-ПП от 11.12.2013 в Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых не зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости были внесены изменения. В перечень объектов недвижимого имущества по факту самовольного объекта строительства был включен объект под адресным ориентиром Бутырский Вал вл. 68/70 стр. 7.
Общество обратилось в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы с заявлением о возможности оставить объект недвижимости по адресу: г. Москва, Бутырский вал дом 68/70 стр. 7 в переустроенном виде с применением штрафных санкций в бюджет города Москвы за изменение технико-экономических показателей объекта недвижимости. Заявление общества было удовлетворено после оплаты штрафных санкций, объект исключен из списка объектов недвижимого имущества, включенных в список объектов самовольной постройкой и подлежащих сносу.
Экспертным заключением от 02.11.2017 N 933-1-77-1.1-776 АНО "Центр Независимых Строительных Экспертиз" сделаны выводы, что сооружение, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Бутырский Вал, д. 68/70 стр. 7 соответствует технологии строительного производства и требованиям градостроительных, строительно-технических, противопожарных, экологических, санитарно-гигиенических норм действующих на территории Российской Федерации.
02.02.2018 Госинспекцией по недвижимости г. Москвы было произведено обследование объекта недвижимости имеющий адресный ориентир г. Москва, ул. Бутырский Вал д. 68/70, стр. 7., кадастровый номер 77:01:0004008:152 и выдан акт обследования объекта недвижимости, в соответствии с котором зафиксировано реконструкция путем надстройки второго и третьего этажа и пристройки помещений технической лестницы.
Выпиской из протокола Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы от 04.10.2018 N 16К по рассмотрению проектных материалов Главным архитектором г. Москвы принято решение согласиться со стилистической направленностью архитектурно-градостроительной концепции нежилого здания в соответствии с решением Градостроительной-земельной комиссии г. Москвы от 14.12.2017 N 39, пункт 69. Письмом Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы N ГИН-исх.-29096/18 от 20.11.2018 г. объект недвижимости исключен из списка самовольных построек.
11.03.2020 обществом заключен долгосрочный договор аренды земельного участка с Департаментом городского имущества города Москвы N М-01-055207 от 11.03.2020 г. сроком до 27.12.2068 г. земельный участок площадью 771 кв. м, кадастровый номер 77:01:0004008:152, имеющий адресный ориентир г. Москва, ул. Бутырский Вал д. 68/70, стр. 7.
Таким образом, общество выполнило все требования контролирующих и надзорных органов г. Москва по факту реконструкции и перепланировки здания, в соответствии с представленными документами доказало, что в соответствии с градостроительными и строительными нормами и правилами здание не создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, претензий у органов исполнительной власти г. Москвы по факту реконструкции здания к обществу нет.
Оснований не согласиться с выводами судов кассационная коллегия не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела судами установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Из текста решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции усматривается, что все представленные в материалы дела доказательства были исследованы и оценены в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, что по ним судом были сделаны соответствующие выводы. При том, что оценка какого-либо доказательства, сделанная судом не в пользу стороны, представившей это доказательства, не свидетельствует об отсутствии как таковой оценки доказательства со стороны суда.
Судебная коллегия отмечает, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, повторяют доводы, приводимые Управлением при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции, которым дана соответствующая оценка, и по существу доводы Управления основаны на несогласии с данной судами оценкой установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательства, направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вопрос оценки доказательств в силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является компетенцией суда, рассматривающего спор по существу.
Несогласие Управления с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебных актов, не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19 ноября 2021 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2022 года по делу N А40-171939/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.Р. Белова |
Судьи |
Л.В. Федулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеназванными нормами, исходя из того, что для проведения работ по государственному кадастровому учету изменений в ЕГРН и внесения изменений в зарегистрированное право собственности, в связи с изменением количестве этажей и площади указанного объекта недвижимости был подготовлен технический план на основании проектной документации, а также технического заключения, установив, что в соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости по кадастровому номеру 77:01:0004008:1008 зарегистрировано нежилое здание находящееся по адресу: г. Москва, ул. Бутырский Вал д. 68/70, стр. 7, количество этажей 1, площадь 1956,4 кв. м, в кадастр недвижимости ЕГРН сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером 77:01:0004008:1008 (в том числе и его площади) были внесены в ЕГРН в соответствии с ч. 3 ст. 45 Федерального закона N 218-ФЗ, в редакции действующей до 01.01.2017 в соответствии с порядком включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1 "О сроках и Порядке включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости", в объеме переданным ГУП МосгорБТИ, на момент включения в Государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости с кадастровым номером 77:01:0004008:1008 общая площадь нежилого здания была определена в соответствии с требованиями к определению площади на основании вышеуказанных документов, по состоянию на 24.07.2020 в выписке выданной ГБУ МосгорБТИ из технического паспорта БТИ на здание (строение) б/н указано, что по адресу г. Москва, ул. Бутырский Вал, д. 68/70, стр. 7 расположено нежилое здание 1998 года постройки, общей площадью 1 971,3 кв. м, этажность - 3, следовательно, в сведениях государственного кадастрового учета допущена ошибка, в части указания этажности (неверно указано количество этажей 1), учитывая, что представленный технический план задания сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства от 08.02.2021, составлен кадастровым инженером Каравайниковым Д.К. соответствует Требованиям, равно как и иные представленные в Управление документы соответствовали требованиям действующего законодательства и содержали всю необходимую информацию для осуществления регистрационных действий, в связи с чем у Управления отсутствовали основания для принятия оспариваемого отказа, которое противоречит требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя.
...
Постановлением Правительства города Москвы N 737 ПП от 03.10.2017 от 03.10.2017 о внесении изменений в постановление Правительства Москвы N 819-ПП от 11.12.2013 в Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых не зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости были внесены изменения. В перечень объектов недвижимого имущества по факту самовольного объекта строительства был включен объект под адресным ориентиром Бутырский Вал вл. 68/70 стр. 7."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 апреля 2022 г. N Ф05-8103/22 по делу N А40-171939/2021