г. Москва |
|
28 апреля 2022 г. |
Дело N А40-115154/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.04.2022.
Полный текст постановления изготовлен 28.04.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Кочеткова А.А.,
судей: Ворониной Е.Ю., Каденковой Е.Г.,
при участии в заседании:
от истца - Берулин А.Н., дов. N МЮ-111692/14 от 17.12.2021
от ответчика - Жукова А.В., дов. N ВТ-07 от 01.01.2020
от Федерального казначейства - Хусаинов И.Р., дов. N 09-04-11/30893 от 15.12.2021
от акционерного общества "Российский Экспортный Центр" - Климашин В.А., дов. N 113-Д/РЭЦ от 27.12.2021, Селиверстов С.С., дов. N 120-Д/РЭЦ от 30.12.2021
рассмотрев 21.04.2022 в судебном заседании кассационную жалобу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2021,
по иску Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
к Акционерному обществу "Волжский трубный завод",
третьи лица: Федеральное казначейство, акционерное общество "Российский Экспортный Центр",
о взыскании денежных средств.
УСТАНОВИЛ:
Минпромторг России обратился с иском о взыскании с АО "Волжский трубный завод" предоставленной субсидии в сумме 17 911 672 руб. 79 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 3 929 746 руб. 45 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.09.2021 с АО "Волжский трубный завод" в пользу Минпромторга России взыскана задолженность в сумме 17 911 672 руб.45 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 259 351 руб. 20 коп., а в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано; с АО "Волжский трубный завод" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина по иску в сумме 109 989 руб. 94 коп.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2021 г. указанное решение отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым постановлением, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации обратилось с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просило обжалуемое постановление отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование кассационной жалобы заявителем фактически были приведены идентичные доводы, изложенные им ранее в своей апелляционной жалобе.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель ответчика в заседании суда против доводов кассационной жалобы возражал.
Представители третьих лиц дали пояснению по кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 года N 496, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2017 года N 1395) утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции.
08.12.2017 года между Минпромторг России и АО "Волжский трубный завод" (получатель) заключено соглашение о предоставлении субсидии на компенсацию части затрат на производство и реализацию потребителям пилотных партий средств производства N 020-11-802, во исполнение условий которого Минпромторг России предоставило получателю в порядке и на условиях договора и Правил субсидию из федерального бюджета на компенсацию части затрат на транспортировку продукции-трубы и муфты N 496.2017.60, что подтверждается платежным поручением N 594369 от 15.12.2017 года на сумму 338 070 810 руб.15 коп.
В соответствии с пунктом 1.3 соглашения, перечень затрат на компенсацию которых предоставляется субсидия приведен в приложении N 4 к соглашению.
Минпромторг России и (или) уполномоченные органы государственного финансового контроля проводят проверки соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии, установленными Правилами и положениями соглашения, в соответствии с действующим законодательством (пункт 4.1 соглашения).
В период с 29 сентября по 19 октября 2020 года Федеральным казначейством в отношении Минпромторга России была проведена внеплановая проверка предоставления и использования субсидий из федерального бюджета в рамках механизма государственной поддержки российских организаций промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции в рамках подпрограммы "Содействие в реализации инвестиционных проектов и поддержка производителей высокотехнологической продукции в гражданских отраслях промышленности" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" за 2017-2019 годы.
В соответствии с пунктом 4.4 соглашения, в случае установления по итогам проверок, предусмотренных пунктом 4.1 соглашения, факта нарушения условий, целей, и порядка предоставления субсидии, определенных Правилами и настоящим соглашением, соответствующие средства подлежат возврату в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации: на основании требования Минпромторга России - не позднее 3-го рабочего дня со дня получения указанного требования организацией; на основании представления и (или) предписания органа государственного финансового контроля, в сроки, установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований истец указал на установленный по результатам внеплановой проверки Федеральным казначейством факт нарушения ответчиком условий соглашения, включение в расчет суммы субсидии затрат на компенсацию портовых услуг (неполного транспортно-экспедиторского обслуживания груза) при перевозке продукции морским транспортом, не предусмотренных приложением N 4 к соглашению, что является существенным нарушением условий соглашения, и основанием для возврата предоставленной получателю субсидии на основании пункта 4.4 соглашения, в сумме 17 911 672 руб.79 коп.
Федеральным казначейством исх.N 18-03-01/26118 от 15.12.2020 года в адрес Минпромторга России было направлено представление с требованием о принятии мер по возврату вышеуказанных денежных средств в доход федерального бюджета в срок до 17.05.2021 года.
25.01.2021 года исх.N 3732/03 истец направил в адрес ответчика требование об обеспечении возврата субсидии в федеральный бюджет и уплате процентов за пользование чужими денежными средствами.
Однако, претензия истца, направленная ответчику, оставлена последним без удовлетворения.
Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения истца с настоящим иском.
При этом суды в обжалуемых актах, оставляя исковые требования без удовлетворения, руководствуясь ст.ст. 309, 310 ГК РФ, положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, правомерно исходили из следующего.
Так, пунктом 3 приложения N 4 к соглашению определен перечень затрат по перевозке продукции водным транспортом, на компенсацию которых предоставляется субсидия, а именно: погрузка и разгрузка продукции; аренда контейнеров; упаковка и крепление контейнеров.
Согласно представлению Федерального казначейства от 15.12.2020 года N 18- 03-01/26118 (пункт 6) истцу необходимо принять меры по возврату денежных средств в доход федерального бюджета в сумме 17 911 672 руб.79 коп., в связи с нарушением подпункта 1 пункта 2 ст.78, подпункта 10 пункта 1 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 7 Правил N 496 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.06.2017 года N 702) пункта 1.3 соглашения, в связи с включением в расчет суммы субсидии затрат на компенсацию портовых услуг (неполного транспортно-экспедиторского обслуживания груза) при перевозке продукции морским транспортом, не предусмотренных приложением N 4 к соглашению, что привело к неправомерному предоставлению субсидии в сумме 17 911 672 руб.79 коп.
Согласно пункту 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно.
Однако, данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 года N 496 (редакции от 21.12.2017 года) утверждены Правила о предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции.
Положения заключенного соглашения N 496.2017.60 от 08.12.2017 года регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации и Правилами N 496. Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил N 496 (в первоначальной редакции) субсидии предоставляются при соблюдении, в том числе, условия, что организация при осуществлении транспортировки продукции понесла затраты по контрактам на поставку продукции, требования к которым устанавливаются в агентском договоре и соглашении о предоставлении субсидии.
Подпунктом "г" пункта 3 Правил N 496 предусмотрено, что субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий: транспортировка продукции осуществлялась не ранее 1 октября года, предшествующего текущему финансовому году, от пунктов отправления, расположенных на территории Российской Федерации, до конечного пункта назначения автомобильным транспортом экологического класса не ниже 3-го, железнодорожным транспортом, водным транспортом, своим ходом, а также несколькими видами транспорта.
Перечень затрат, на компенсацию которых предоставляется субсидия, был конкретизирован только в 2019 году Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 года N 1214 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", то есть после фактического предоставления в 2018 году субсидий обществу.
При заключении соглашения о предоставлении субсидии такая конкретизация отсутствовала.
В соответствии с пунктом 16 Правил, положениями пунктов 3.1.2, 3.1.3, 3.1.5, 4.1-4.4 соглашения, Минпромторг России осуществляет контроль и проводит проверку соблюдения организацией условий, целей и порядка предоставления субсидии, включая рассмотрение полученных от организации отчетов.
Как следует из материалов дела, ответчиком уполномоченному органу представлены заявления с документами, подтверждающими понесенные затраты по перевозке продукции водным транспортом, в том числе и документы, подтверждающие понесенные затраты на неполное транспортно-экспедиторское обслуживание груза. Заявления и документы проверены уполномоченными органами без возражений и замечаний.
Путем подписания соглашения и принятия решения о перечислении субсидии на основании поступивших от ответчика документах о фактических затратах на транспортировку, включая неполное транспортно-экспедиторское обслуживание, а также действиями по принятию отчетности получателя субсидии, Министерство с учетом положений пунктов 1.2, 1.3, 2.1 соглашения, подтвердило включение расходов на неполное транспортно-экспедиторское обслуживание в состав затрат, компенсируемых за счет субсидии.
Учитывая, что проверка полноты и достоверности содержащихся сведений в документах на предоставление субсидии, а также их соответствие условиям и целям предоставления субсидии является обязанностью агента и Министерства, а на момент предоставления субсидии (2018 год) конкретизированный в 2019 году перечень затрат еще не вступил в силу, факт несоблюдения обществом условий предоставления субсидии, заключающегося в компенсации за счет средств субсидии затрат, не предусмотренных приложениями к соглашениям, отсутствует.
Таким образом, суды в обжалуемых актах, оценив и исследовав в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска, с чем в настоящее время согласна и кассационная коллегия.
Между тем, иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, а поэтому кассационная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемых судебных актов.
Следовательно, при рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Нарушений указанных норм права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено, хотя об обратном и было указано в жалобе заявителем по делу.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2021 по делу N А40-115154/21 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно.
Однако, данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 года N 496 (редакции от 21.12.2017 года) утверждены Правила о предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции.
Положения заключенного соглашения N 496.2017.60 от 08.12.2017 года регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации и Правилами N 496. Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил N 496 (в первоначальной редакции) субсидии предоставляются при соблюдении, в том числе, условия, что организация при осуществлении транспортировки продукции понесла затраты по контрактам на поставку продукции, требования к которым устанавливаются в агентском договоре и соглашении о предоставлении субсидии.
...
Перечень затрат, на компенсацию которых предоставляется субсидия, был конкретизирован только в 2019 году Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 года N 1214 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", то есть после фактического предоставления в 2018 году субсидий обществу."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 апреля 2022 г. N Ф05-5666/22 по делу N А40-115154/2021