город Москва |
|
29 апреля 2022 г. |
Дело N А40-132965/21-94-804 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Петропавловской Ю.С., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "Красная Звезда": Копчик А.С. (дов. N 211-14-04/009 от 01.01.2022 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: не явились, извещены;
от третьего лица ТУ Росимущества в г. Москве: не явились, извещены;
рассмотрев 27 апреля 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18 октября 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2022 г.,
по делу N А40-132965/21-94-804
по заявлению акционерного общества "Красная Звезда"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве,
УСТАНОВИЛ: акционерное общество "Красная Звезда" (далее - АО "Красная Звезда", общество, заявитель) является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, Волжский бульвар, вл. 51, с кадастровым номером 77:04:0004006:18 (присвоен земельному участку 01.01.2007), общей площадью 21 000 кв. м, с разрешенным использованием - эксплуатация зданий, строений, сооружений под научно исследовательские цели на основании договора аренды земельного участка N Д-22/ДА2015-8з от 06 марта 2015 г., заключенного с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - ТУ Росимущества в городе Москве, третье лицо), на срок 49 лет.
Земельный участок находится в собственности Российской Федерации (регистрация права собственности N 77-77-14/019/2010-652 от 29 декабря 2010 г.).
На указанном земельном участке расположены объекты капитального строительства, принадлежащие обществу на праве собственности.
Земельный участок находится в фактических границах по капитальному ограждению - железобетонному забору (сооружение с кадастровым номером 77:04:0002005:10669), который также находится в собственности общества (год ввода в эксплуатацию 1965, согласно техническому паспорту от 27 июня 2014 г.).
В документах, подтверждающих право (регистрация права N 77-77-14/019/2010-652 от 29 декабря 2010 г.), и в договоре аренды отсутствуют сведения о местоположении границ земельного участка (координаты характерных точек и графический материал).
Земельный участок с кадастровым номером 77:04:0004006:18, расположенный по адресу: г. Москва, Волжский б-р, дом 51, сформирован Московским земельным комитетом в 1995 году.
В соответствии с распоряжением Префекта ЮВАО города Москвы от 02 ноября 1995 г. N 1832 земельный участок (территориально-экономическая оценочная зона N 14) предоставлен в пользование НПЦ "ТЭПО-Т" (дочернее предприятие ГП "Красная Звезда") по договору краткосрочной аренды от 09 декабря 1995 г. N М-04-500528.
На основании правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов площадь участка составляет 21 500 кв.м. При этом участок предоставлялся без закрепления границ в натуре.
Распоряжением Префекта ЮВАО города Москвы от 29 октября 1997 г. N 936р-МКЗ указанный земельный участок предоставлен ГУПНПЦ "ТЭПО-Т" (дочернее предприятие ГП "Красная Звезда") по договору краткосрочной аренды от 22 апреля 1998 г. N М-04-700048с. На основании правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов площадь участка составляет около 21 000 кв. м. Границы участка указаны на прилагаемом к договору плане участка (территориально-экономическая оценочная зона N 14).
В приложении к договору аренды 1998 года имеется выкопировка, в которой отображена конфигурация земельного участка.
Распоряжением Префекта ЮВАО города Москвы от 22 января 2001 г. N 42с-р МКЗ во временное пользование ГУП НПЦ "ТЭПО-Т" (дочернее предприятие ГП "Красная Звезда") предоставлен участок, площадью около 2,5 га, расположенный по адресу: г. Москва, Волжский б-р, дом 51, сроком на один год согласно прилагаемому плану (территориально-экономическая оценочная зона N 14).
Согласно проекту межевания квартала, утвержденного распоряжением Департамента городского имущества города Москвы (далее - Департамент) от 18 апреля 2013 г. N 2810, в границах которого расположен земельный участок для эксплуатации нежилых объектов, расположенных по адресу: Волжский б-р, дом 51, стр. 1-3, 5-10, 12, 14-25, определен участок N 25 площадью 2,15 га. При этом в проекте межевания квартала отмечено, что в показателях площади участка N 25 имеются расхождения, а именно, по данным Департамента площадь участка составляет 2,15 га, в то время как площадь участка межевания по фактическому состоянию (и по графике Mapinfo) составляет 2,5281 га.
Из письма Департамента городского имущества города Москвы от 06 ноября 2019 г. N ДГИ-1-88913/19-1 следует, что границы земельного участка с уточненной площадью 2,5059 га были согласованы Департаментом в рамках предоставления соответствующей государственной услуги по заявлению АО "Красная Звезда" от 27 февраля 2018 г. N 33-5-15671/18. Департамент счел целесообразным руководствоваться утвержденным проектом межевания квартала.
Общество в целях установления сведений о координатах границ спорного земельного участка, его площади и исправления реестровой ошибки в 2017 году заключило договор на проведение кадастровых работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004006:18.
Кроме того, собственником земельного участка - Российской Федерацией в лице ТУ Росимущества в городе Москве 26 июня 2018 г. направлен запрос N 77-0-1-71/3120/2018-6781 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) об исправлении реестровой ошибки в сведениях Государственного кадастра недвижимости о декларированной площади в соответствии с распоряжением Префекта от 22 января 2001 г. N 42с-рМКЗ.
Управлением Росреестра по Москве в рамках предоставления государственной услуги АО "Красная Звезда" принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета N 77/18-60171 от 03 июля 2018 г. по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 7, 32 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации), поскольку в связи с уточнением сведений о площади земельного участка с кадастровым номером 77:04:00040006:18 площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом требований, больше на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Письмом от 25 июня 2018 г. N 19-06538-ВС/18 Управление Росреестра по Москве сообщило, что в данном случае имеется ошибка в сведениях, сформированных при передаче информационного ресурса в отношении земельного участка и для исправления указанной ошибки необходимо обратиться в Департамент городского имущества города Москвы.
Письмом от 06 ноября 2019 г. N ДГИ-1-88913/19-1 Департамент указал на невозможность проведения кадастровых работ, принимая во внимание, что участок находится в собственности Российской Федерации.
В 2020 году кадастровым инженером Акберовым А.А. произведены кадастровые работы в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади указанного земельного участка в соответствии с правоудостоверяющими документами на земельный участок. В результате проведения геодезических измерений координаты характерных (поворотных) точек уточняемого земельного участка определены с требуемой для участка данного целевого назначения нормативной точностью - 0,1 м.
По итогам проведения кадастровых работ и формирования межевого плана площадь земельного участка составила 22 412 кв.м (больше на 1 412 кв.м, чем предусмотрено документами на земельный участок, но не свыше 10%, предусмотренных Законом о государственной регистрации).
25 октября 2020 г. согласованный межевой план от 25 июня 2020 г. с заявлением ТУ Росимущества в городе Москве (N КУВД-001/2020-21109533) был направлен в Управление Росреестра по Москве для осуществления государственного кадастрового учета.
Осуществление государственного кадастрового учета было приостановлено до 05 февраля 2021 г. для устранения причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
17 января 2021 г. скорректированный межевой план от 06 декабря 2020 г. представлен в Управление Росреестра по Москве (N КУВД-001/2021-944209).
Уведомлением от 18 января 2021 г. N КУВД-001/2020-21109533/2 Управление Росреестра по Москве сообщило о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета, согласно которому не были устранены в полном объеме причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета, и уведомлением от 05 февраля 2021 г. N КУВД-001/2020-21109533/3 отказало в осуществлении государственного кадастрового учета.
Считая свои права нарушенными, АО "Красная Звезда" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным решения от 05 февраля 2021 г. N N КУВД-001/2020-21109533/3 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и обязании осуществить государственный кадастровый учет в соответствии с межевым планом от 16 декабря 2020 г. и установить границы земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004006:18, расположенного по адресу: г. Москва, Волжский бульвар, вл. 51, в соответствии с данными межевого плана от 16 декабря 2021 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ТУ Росимущества в городе Москве.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 октября 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2022 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Москве просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку заявитель не представил и не подтвердил документами основания изменения площади с 21 000 кв.м на 22 412 кв.м.
В отзыве на кассационную жалобу АО "Красная Звезда" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель АО "Красная Звезда" с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представители Управления Росреестра по Москве и ТУ Росимущества в городе Москве в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя АО "Красная Звезда", суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Законом о государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации).
В силу части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии со статьей 27 Закона о государственной регистрации отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Федерального закона.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемое решение не основано на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, так как заявителем при обращении в Управление полностью соблюдены требования законодательства и представлены все необходимые и достаточные для проведения кадастрового учета документы, в связи с чем законные основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета у Управления отсутствовали.
При этом судами установлено, что скорректированный межевой план от 06 декабря 2020 г. был представлен в Управление Росреестра по Москве 17 января 2021 г. (N КУВД-001/2021-944209), однако Управление уведомило о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета (от 18 января 2021 г. N КУВД-001/2020-21109533/2), согласно которому не устранены в полном объеме причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета, однако не разъяснено, какие именно причины необходимо устранить.
В связи с отсутствием в ЕГРН границ земельного участка, устанавливаемых в соответствии с требованиями земельного законодательства, были проведены кадастровые работы, по итогам которых составлен межевой план от 16 декабря 2020 г. по уточнению местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004006:18, расположенного по адресу: г. Москва, Волжский б-р, вл. 1.
В указанном межевом плане в разделе "Заключение кадастрового инженера" указано обоснование, позволяющее определить местоположение границ земельного участка, а также обоснование уточнения площади земельного участка:
"При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом сведений, содержащихся в правоудостоверяющем документе на земельный участок, и фактического землепользования.
На уточняемом земельном участке расположены ОКС с кадастровыми номерами 77:04:0004006:1060, 77:04:0004006:1061, 77:04:0004006:1062, 77:04:0004006:1063, 77:04:0004006:1065, 77:04:0004006:1066, 77:04:0004006:1067, 77:04:0004006:1068, 77:04:0004006:1069, 77:04:0004006:1070, 77:04:0004006:1077, 77:04:0004006:1078, 77:04:0004006:1079, 77:04:0004006:1080, 77:04:0004006:1081, 77:04:0004006:1083, 77:04:0004006:1323, 77:04:0004006:1324.
Границы уточняемого участка соответствуют приложениям договора аренды 2 и Распоряжения, граница н9-н18 уточнена с учетом УДС с кадастровым номером 77:04:0004006:280, а также с целью недопущения превышения площади уточняемого земельного участка более чем на 10%.
На основании изложенного, границами земельного участка от точки н1 до точки н1 были приняты границы, соответствующие сведениям, содержащимся в документах, и существующие на местности.
Площадь земельного участка, определенная с учетом требований, составила 22 412 кв.м, что на 1 412 кв.м больше, чем предусмотрено документами на данный земельный участок. Декларированная площадь, а также площадь по сведениям ЕГРН земельного участка, является ориентировочной и подлежит уточнению при межевании.
В соответствии с пунктом 76 Требований в разделе "Схема земельных участков" приведены обозначения всех отображенных территориальных зон, согласно 8 приложение N 2 "Схема расположения земельного участка".
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что заявителем при обращении в Управление Росреестра по Москве полностью соблюдены требования законодательства и представлены все необходимые документы для проведения кадастрового учета.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 октября 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2022 г. по делу N А40-132965/21-94-804 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Ю.С.Петропавловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии со статьей 27 Закона о государственной регистрации отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Федерального закона.
...
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 октября 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2022 г. по делу N А40-132965/21-94-804 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 апреля 2022 г. N Ф05-7669/22 по делу N А40-132965/2021